Одни закрома и два выхода

Редакционная статья

Одни закрома и два выхода

Атмосфера в казахстанском обществе последние месяцы настолько наэлектризована, что почти любое событие превращается в скандал. Главным скандалом года стала, без сомнения, земельная реформа, стоившая постов двум министрам и главе администрации президента. Но и события поменьше также рождают возмущение.

Последним из таких случаев стал кейс с выделением кредита застройщику MEGA Silk Way (через институт развития «Байтерек Девелопмент») на территории выставочного городка EXPO-2017 из средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Естественно, посыпались вопросы в адрес НК «Астана ЭКСПО-2017», компании, ответственной за проведение выставки и ранее получившей на строительство объектов средства из Нацфонда. Руководство нацкомпании отреагировало достаточно нервно, пригрозив подать в суд на журналистов, распространивших информацию, что речь идет об объекте выставки, тогда как новый ТРЦ располагается вне зоны ответственности «Астана ЭКСПО-2017». Грозу попробовал отвести кредитор проекта (и потенциальный крайний в этой ситуации) — Банк развития Казахстана, председатель правления которого Болат Жамишев попытался объяснить, что деньги привлечены из пенса под высокий процент (15%), а надежность непосредственного заемщика, «Байтерек Девелопмент», не вызывает сомнения.

Тем не менее, вопросов к тому, как администрируются и расходуются наши общие деньги — средства Нацфонда и ЕНПФ — в свете последних событий становится только больше. Вопросы эти не новы, но, прямо скажем, с такой пристрастностью общество не задавало их все полтора десятка лет существования закона о Нацфонде и ежегодных трансфертов из него.

Объяснить, почему возникла эта нервозность и пристрастность, не сложно. Страна все эти годы жила на нефтяную ренту, которая что ни год росла: дорожал баррель, увеличивалась добыча. Теперь рентный пирог сократился, причем, упали и цены, и добыча. Полопались все экономические пузыри, какие только можно было в отечественной экономике надуть. После двух внезапных девальваций национальной валюты за два года возник острейший кризис доверия власти. Ярчайшая его черта: весьма специфические поправки в Земельный кодекс начинают раздражать людей, никогда на земле не работавших. Рождаются и тиражируются злые шутки, что беркут на национальном флаге потому и летает, что ему сесть некуда: всю землю продал. И очередные эксперименты в сфере образования (а какой новый министр в этой сфере обходился без экспериментов?) начинают порядком надоедать.

Нацфонд и функционально похожий на него ЕНПФ видятся как последнее прибежище эффективного казахстанского менеджера — государственного, квазигосударственного, да и (памятуя случай с MEGA) частного. Но Нацфонд истощается до неприличного быстро: с августа 2014 года к февралю 2016‑го он похудел на 13,69 млрд, сократившись до 63,54 млрд долларов (18%). А других денег у государства нет; квазигоскомпании помочь мало чем могут — их самих надо спасать.

Тут на выручку приходят средства ЕНПФ. Но и те, кто привлекает эти деньги, признаются, что данное решение дается им непросто (брать приходится под достаточно высокий процент), и у отдельных вкладчиков рождаются закономерные вопросы, почему их мнение никак не учитывается при управлении их же накоплениями. И самое неприятное здесь даже не то, что берут, не спрашивая, а что изрядная часть этих денег идет на сомнительные с точки зрения не только обывателя, но и эксперта, направления (спасение банков, статусные проекты и т.п.), при этом никто не трудится обосновывать эффективность такой модели распределения средств.

В этой ситуации у властей страны остается два варианта. Либо продолжить имитировать открытость, сделать несколько PR-ходов для перелома негативного медиатренда и ждать улучшения экономической ситуации, сиречь роста цен на нефть. Либо действительно начать открывать карты, обеспечивая максимальную финансовую прозрачность расходования последних резервов нации. Наиболее вероятен первый сценарий — вот и цены на нефть на минувшей неделе перевалили за 50 долларов за баррель. Но перспективней был бы второй, ведь именно с прозрачности начинается контроль, а с контроля, того и гляди, эффективность.

Читайте тему номера: Сны на «подушке безопасности»

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее