Зеленый свет для «зеленой» энергетики

Развитие ВИЭ требует кардинального пересмотра тарифов и смены модели администрирования отрасли

Зеленый свет для «зеленой» энергетики

Одним из приоритетных направлений развития электроэнергетики и решения экологических проблем Казахстана является использование возобновляемой энергии. Как известно, ее ресурсы в Казахстане весьма значительны. Например, по данным Министерства энергетики, потенциал ветроэнергии составляет более 900 млрд кВтч в год, солнечной энергии – свыше 37 млрд кВтч в год, гидроэнергии – более 62 млрд кВтч в год.

Для сравнения, выработка электроэнергии в 2015 году в стране составила 91,65 млрд кВтч (данные КС МНЭ РК). «Зеленая» энергетика имеет все возможности стать основой индустриально-инновационного кластера, который обеспечит будущее энергетики, и первым ее форпостом станет выставка EXPO-2017 в Астане. За последние годы в стране созданы законодательные основы для развития ВИЭ. Но, несмотря на это, регулярно возникают финансовые, нормативные и административные барьеры, блокирующие вход инвесторов на казахстанский рынок возобновляемой энергетики.

Инвестирование с барьерами

Во-первых, существующий сегодня уровень фиксированного тарифа на производимую возобновляемыми источниками энергию вместе с механизмом его индексации уничтожил возможность инвестиций в проекты ВИЭ. Другим сдерживающим барьером для участников рынка ВИЭ с недавних пор стал высокий валютный риск, не учитывающий, что затраты инвесторов на приобретение оборудования практически полностью фиксируются в иностранной валюте. Не обеспечивают должный уровень комфорта высокий инфляционный и инвестиционный риски.

Непомерные процентные ставки для энергетических проектов по кредитам и короткие сроки возврата превратили отрасль возобновляемой энергетики в экономического аутсайдера. И, наконец, компания, с которой предполагается заключать долгосрочные договоры купли-продажи энергии — ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» — оказалась организацией, юридически не способной обеспечить гарантии возврата инвестиций.

Впрочем, есть надежда, что с принятием в апреле текущего года закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам перехода к "зеленой экономике"» замороженные инвестиционные проекты будут реанимированы. Однако будет ли этот закон применяться планомерно, предсказуемо и последовательно? Или по-прежнему будет превалировать практика неожиданных решений, таких как приостановка согласований схем выдачи мощности и выдачи технических условий на проекты ВИЭ, имевшая место в минувшем году и приведшая к приостановке проектов “зеленой” энергетики в стране на несколько месяцев.

Очевидно, что лишь долговременный период применения закона о «зеленой» экономике в сочетании с другими уже действующими нормами позволит накопить опыт реализации проектов ВИЭ и послужит основой для планомерного совершенствования законодательства, в том числе по части непроработанной для Казахстана идеи проведения аукционов на проекты ВИЭ.   

Без СПК и волокиты

Отдельно следует коснуться локальных сложностей, мешающих развитию ВИЭ. Опыт осуществления проекта «зеленой» энергетики в одном из западных регионов показал, что не все энергокомпании заинтересованы в продвижении государственной политики создания «зеленой» энергетики на местах. Месяцами блокировались письменные запросы получения положенных по закону данных для проектирования схемы выдачи мощности ветроэлектростанции (ВЭС). Со стороны местных органов власти практикуется навязывание инвестору, желающему инвестировать в проект ВЭС, такого партера, как социально-предпринимательская корпорация.

Следует констатировать, что растущее противодействие политике “зеленой” энергетики со стороны органов, ее проводящих, девальвирует доверие инвесторов к участию в проектах ВИЭ. Блокируются эффективные, проверенные временем рыночные механизмы привлечения якорных инвесторов частными компаниями. Бесконечные мероприятия, постоянно меняющиеся планы в лучшем случае решают декларативные задачи. Создаваемая видимость бурной деятельности уничтожает стремление инвестиционных компаний заниматься профильной деятельностью.

Нужен нацоператор

Успешный опыт развития «зеленой» энергетики в развитых и развивающихся странах показал, что применение предсказуемых стимулирующих норм, внятная тарифная политика открывает странам доступ к новым технологиям, диверсифицируя стратегический энергетический сектор, уменьшая сырьевую зависимость экономики. Только такой подход позволит нашей стране привлечь многомиллиардные инвестиции в экономику.

Для этого необходимо восстановить привлекательность проектов ВИЭ для частных инвестиций и банковского финансирования путем внедрения новой тарифной политики в электроэнергетике, стимулирующей инвестиции в отрасль, как отмечено в президентской программе “100 шагов”.

С целью сосредоточения ответственности за реализацию проектов ВИЭ в одной структуре мы предлагаем назначить национального оператора ВИЭ с наделением его полномочиями, позволяющими достичь плановых показателей в установленные правительством сроки с учетом возможностей электросетевого развития.

Также необходимо создать условия для инвестирования в проекты ВИЭ на успешных примерах стимулирующей политики Индии, США, Китая и Украины. Такие шаги позволят достичь целевых показателей системы государственного планирования в части ВИЭ.

*- ведущий менеджер Департамента ветроэнергетики Antares Platinum

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?