Чистое, натуральное, свое

Рынок органической продукции пока работает без правил — на доверии

Чистое, натуральное, свое

«А у вас помидоры без нитратов?» — обычно интересуется покупатель, пока продавец накладывает томаты в пакет. В таких случаях покупателя всегда успокоят: «У нас все экологически чистое, сами растим!» В последнее время к традиционному набору (натуральное, чистое, местное, свое) прибавляют еще одно прилагательное — «органическое».

Об органичности своих продутов смело заявляют мелкие сельхозпроизводители, реализующие продукцию через группы в «Фейсбуке» или других соцсетях. Аргумент простой: «Мы не используем химикаты, значит, производим органическую продукцию». Если в мировой практике использование определения «органический» описывает систему производства, то в Казахстане это пока не более чем модное слово.

Органической называют как действительно сертифицированную по международным стандартам продукцию, так и продукцию, выращенную без применения синтетических удобрений и ГМО, и, конечно, продукцию самую обычную, ничем не отличающуюся от традиционной. Например, в самых респектабельных районах Алматы расположены киоски с «органической шаурмой».

Рынок еще не сформировался, но его уже компроментирует псевдорганическая продукция. Закон о производстве органической продукции был принят, чтобы изменить существующий расклад и стимулировать развитие органического сельского хозяйства в республике.

По органическим понятиям

Для начала следует разобраться с понятиями. На межународном уровне термины «биологический» и «экологический» используются для описания системы органического производства. Соответственно, такие понятия, как «экологический продукт», «органический продукт», «биологический продукт» и их различные варианты сокращения и сочетания используются как синонимы, означающие сертифицированный органический продукт. Уверенный в экологичности своей продукции казахстанский фермер, не применяющий химикаты, как правило, не использует и органические удобрения, не имеет грамотного севооборота и в результате способствует деградации почвы. По международным меркам такое сельское хозяйство к органическому не относится.

Органическое хозяйство — это агроэкосистема, построенная на знаниях экологических и биологических циклов. С сорняками здесь борются правильным подбором культур, с насекомыми-вредителями — насекомыми-энтомофагами. При таком производстве применяются технологии, ориентированные на сохранение окружающей среды, практикуется ответственное отношение к содержанию сельскохозяйственных животных. Например, по органическим стандартам запрещено клеточное содержание кур, а любая органическая корова должна иметь возможность пастись на лугу, а также иметь стойло определенного метража с мягкой подстилкой. Казахстанские овцы в летнем варианте содержания вполне подходят под стандарты органического хозяйства, правда, чтобы соответствовать им полностью, зимой все составляющие кормов тоже должны быть сертифицированы как органические.

Органическое сельское хозяйство включает в себя весь цикл производства — от почвы до прилавка, и такого сельскохозяйственного производства для внутреннего рынка в РК практически нет — во всяком случае, подтвержденного официально (в Казахстане на данный момент нет официальной статистики производства органических продуктов, так же как нет реестра органических производитетелей и перерабатывающих компаний). По данным публикации ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), посвященной развитию органического сельского хозяйства в мире и в Казахстане, в 2014 году в РК было произведено более 300 тонн сертифицированной органической продукции. В первую очередь это зерновые и масличные культуры, международную органическую сертификацию имеют три десятка крестьянских хозяйств и ТОО. Производители овощей и фруктов, ягод, мясной или молочной продукции среди них отсутствуют.

Натурализовать правила

В конце ноября прошлого года вступил в силу закон РК «О производстве органической продукции». Среди целей закона — и охрана здоровья населения и окружающей среды, и защита потребителей, и развитие конкурентоспособной предпринимательской деятельности в сфере производства органической продукции. Однако основной упор казахстанские чиновники, упоминая о законе, делают на увеличение экспорта органической продукции — мировой органический рынок растет, и грех не пользоваться возможностью заработать.

По данным ФАО, в 2014 году общий объем экспорта сертифицированной органической продукции из РК составил около 10 млн долларов. Вице-министр сельского хозяйства РК Ермек Кошербаев в эфире программы «Стол переговоров» подчеркивал: «Закон рассчитан, чтобы увеличить ассортимент той продукции, которую мы можем поставлять на внешние рынки. Уже существует множество продуктов и в сфере растениеводства и животноводства, которые могут конкурировать на международных рынках в качестве органических. Остается только их правильно сертифицировать, подтвердить соответствующее качество, чтобы они были признаны на внешних рынках как органика. В сфере производства органической продукции у Казахстана есть хорошие преимущества, этим надо воспользоваться и сформировать казахстанские бренды мирового уровня».

Стимулирование экспорта казахстанской органической продукции — задача, может быть, и верная, но в отдаленной перспективе. Те предприятия, которые хотели экспортировать свою продукцию, прошли международную сертификацию, а остальным соответствие казахстанским стандартам и правилам (с которыми еще никто точно не знаком, см. «Без правил») не дает возможности экспорта продукции как органической.

«Что нам сейчас нужно делать? — рассуждает председатель KAZFOAM Евгений Климов. — Нам нужно создавать правила на основе международных стандартов, как делают все страны мира. Брать за основу рекомендации кодекса Алиментариус или IFOAM, вводить у себя все механизмы, регулирующие эту сферу, адаптировать их к условиям страны с учетом природных, климатических, социальных и других условий и вырабатывать собственные стандарты. А потом идет вопрос международного сотрудничества и признания, потому что то, что мы создали правила, еще не означает, что нашу органическую продукцию тут же признают во всем мире».

Чиновникам, мечтающим об увеличении казахстанского органического экспорта, стоит учесть, что предстоит большая работа на государственном уровне, чтобы казахстанскую органическую маркировку признали в других странах. Получается, что формирование казахстанских органических брендов мирового уровня стоит начать все же на внутреннем рынке, и правила о производстве органической продукции республике нужны в первую очередь для развития собственного производства и собственного рынка органической продукции. По мнению г-на Климова, и с ним трудно не согласиться, Казахстану стоит прежде всего обеспечить органической продукцией своих граждан. Если выбирать между вариантами «страна, которая производит и в основном экспортирует органическую продукцию» и «страна, которая производит и потребляет органическую продукцию» — второй вариант кажется более привлекательным.

Под знаком «органик»

Закон о производстве органической продукции вводит такое понятие, как «национальный знак соответствия органической продукции». Наличие на продукте этой маркировки (а она, в отличие от правил, уже не только утверждена, но и представлена) будет гарантировать производство в соответствии с требованиями казахстанского органического законодательства. Естественно, работать эта маркировка начнет только после вступления в действие правил, которые прояснят требования к системам стандартизации, сертификации и контроля.

Сертификация в органическом сельском хозяйстве не ограничивается контролем конечного продукта, а включает в себя мониторинг земельных угодий и всего процесса производства. С появлением в РК правил производства и оборота органической продукции у потребителя должна появиться гарантия органичности покупаемого местного продукта. Остается вопрос — где этот продукт приобретать. Если в Европе основные каналы сбыта — это супермаркеты и специализрованные магазины, то в казахстанских тороговых сетях пока отсутствуют специализированные полки органических продуктов. Кроме того, в отечественных условиях реализация через супермаркеты нередко осуществляется через сеть посредников и в условиях, когда ретейлер стремится занизить цену. С учетом того, что органическая продукция может отличаться более высокой себестоимостью по сравнению с традиционным продуктом, плюс перешедший на органическое производство фермер вполне справедливо рассчитывает на премию — своеобразную надбавку за «чистоту», выход со своей продукцией на супермаркеты может оказаться для него не самым выгодным вариантом.

Поскольку основными производителями органик-продукции для внутреннего рынка должны стать малые и средние фермеры, а также личные подсобные хозяйства (см. «Экологичная десятина»), самым перспективным каналом сбыта пока выглядят продажи «с поля», исключающие посредников. Показателен опыт северо-казахстанского экофермера Андрея Стрельца, который всю продукцию продает с помощью «Фейсбука» и мессенджеров. После уборки в прошлом году он реализовывал картофель по 180 тенге, хотя закупочная цена от оптовиков была максимум 45–60 тенге. По пути создания клиентской базы через «Фейсбук» сейчас идут многие фермеры, заявляющие о своей приверженности органическому сельскому хозяйству. Пока в Казахстане нет работающей системы органической сертификации, отношения между клиентом и фермером строятся на доверии. Самые дотошные покупатели не ленятся приехать и лично посмотреть, как выращиваются культуры и содержатся животные на этой ферме.

Догнать Зеленый континент

По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL) и Международной федерации движений органического сельского хозяйства (IFOAM), органическое производство сейчас ведется в 172 странах мира. В Европе органический сектор представлен во всех странах без исключения, в Африке органическое производство развивается в 70% стран, в Азии — в 79%, в Южной Америке — в 72%.

Мировым лидером по площадям, занятым под органическое производство, является Австралия — 17,2 млн га, большая часть этих земель — 97% — пастбища.

Без правил

Всех, кто как-либо связан с органическим сельским хозяйством, интересуют «Правила производства и оборота органической продукции», утвержденные министром сельского хозяйства еще в конце мая, но до сих пор не опубликованные и не вступившие в действие. Председатель казахстанской федерации движения органического сельского хозяйства KAZFOAM Евгений Климов — об ожиданиях от новых правил.

— Почему органическому сельскому хозяйству нельзя без правил, уже есть закон РК «О производстве органической продукции»?

— Поскольку закон у нас рамочный и дает только основные направления, правила сейчас являются наиболее важной составляющей для дальнейшего развития. Пока правила не опубликованы, непонятно, как будет выглядеть общая структура, кто будет заниматься развитием органического сельского хозяйства, какой уполномоченный орган, кто будет отстаивать интересы предпринимателей. Хотя сам закон уже действует, вопросы о том, как все будет осуществляться, остаются открытыми. Фактически мы еще только в самом начале пути по построению нормальной организационной и институциональной схем работы.

— На уровне ЕАЭС тоже готовится межгосударственный стандарт об органической продукции, зачем нам свои правила?

— Межгосударственный стандарт Евразийского союза по органическому производству разрабатывается уже не первый год, и неизвестно, когда будет утвержден. Казахстанская сторона, насколько я знаю, на государственном уровне в процессе практически не участвует. Мы со своей стороны направляли комментарии — через IFOAM и рабочую группу евразийского стандарта, и у нас поднимали вопрос, насколько казахстанское законодательство в сфере органической продукции будет соответствовать евразийскому и не придется ли потом все приводить в соответствие с межгосударственным стандартом. Это пока тоже все не очень понятно. Также среди вопросов, которые, насколько я в курсе, не рассматривались в правилах,— импорт органической продукции. Будем ли мы принимать импортированную органическую продукцию, например из Европы, или мы будем признавать только ту продукцию, которая маркируется по казахстанским стандартам? Признаем ли мы европейскую или китайскую органическую маркировку? Нигде это не прописано.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности