Эксперимент за пределами Эго

Театральный сезон в «ARTиШОКе» завершился пьесой Сары Кейн "Психоз 4.48" в постановке художницы Дарьи Спиваковой

Эксперимент за пределами Эго

Это второй спектакль на тему смерти с участием Дарьи Спиваковой, осуществленный в рамках театрального проекта «Время действовать». До этого она выступила художником-постановщиком спектакля «А рыбы спят?», посвященного детским переживаниям смерти. Дарья – психолог по образованию и специалист по арт-терапии. В спектакле «Психоз 4.48» она выполняет сразу четыре функции — режиссера, художника, композитора и актрисы.

Автор пьесы "Психоз 4.48" - британский драматург Сара Кейн, которой не стало в 1999 году. В возрасте 28 лет после нескольких курсов лечения от маниакально-депрессивного психоза она покончила с собой, повесившись в ванной госпиталя "Кингс Колледж" в Лондоне – ровно в 4:48, как описала в своей самой известной пьесе.

Задеть табу

— Дарья, чем вас привлекли выбранные вами пьесы?

— В «А рыбы спят?» меня пригласила как художника-постановщика и композитора креативный продюсер театра Анастасия Тарасова, и мы вместе принимали решение о выборе пьесы. Мы выбирали из сборника современных немецкоязычных пьес, написанных для подростков «ШАГ11», издаваемых Гёте-институтом, обсуждали с актерами-детьми и остановились на пьесе Йенса Рашке. И для меня эта пьеса привлекательна не только поэтичностью образов, но и работой с часто табуированой в нашем обществе темой в отношениях детей и взрослых – темой контакта со смертью. Для того, чтобы осознано и наименее травматично находиться в этом контакте, нужно начать об этом говорить, рефлексировать. И обсуждение постановки уже дает шанс родителям и детям это сделать.

Психоз 4.48 – мой личный проект, и я изначально понимала, что буду делать все сама – режиссуру, музыку, сценографию и так далее.  Поэтому искала такое пространство текста, с которым мне будет интересно работать. Для меня очень важна поэтичность и образность текста, его фонетика, музыка, ритмы, внутренняя структура формы. «Психоз 4.48» нравится мне тем, что это визуальная фонетическая поэзия, текст – поток, который ведет за собой. И, безусловно, мне интересно состояние, атмосфера пьесы и то, как многослойно она позволяет себя интерпретировать. Создавать пространство трансформаций.

— Почему вы часто обращаетесь к теме безысходности?

— Мне кажется не столь значимым актуальность моих личных историй, моего опыта переживания состояния безысходности, например, как возможности нахождения пути выхода из негативных состояний, пути понимания, принятия, отпускания и трансформации боли в иное. Обретение красоты в деструктивном.

И здесь мне хочется следовать за эстетикой буто – медитативным погружением, созерцанием-переживанием красоты природных органических процессов. И деструкция такая же прекрасная и удивительная часть вселенной, как и рождение, завораживающие извержения вулканов и ароматы увядающих цветов…

— Может ли человек надеяться и верить? В чем с вашей точки зрения миссия психологии? Чем психология отличается от религии? Верите ли вы в спасение души?

— Психология и психотерапия предлагают человеку набор инструмента для исследования и эффективного позитивного воздействия на сознание, восприятие, чувства. Религия – это личный выбор практики-формы отношений каждого человека с космосом, богом, высшими силами, иллюзиями сознания. Я не вижу связи между этими сферами. Я уважаю право каждого человека самого выбирать откуда брать ресурсы, энергию для помощи и спасения, и ни в коем случае не ставлю перед собой задачу религиозного просвещения, работы в рамках какого-то определенного религиозного течения. Для меня религия – это слишком личное и не тема для манифестации со сцены.

Единственная идея, связанная с духовным опытом, которую я помещаю внутри «Психоза 4.48» – приглашение прислушаться к своему искреннему чувственному чистому восприятию, к своим истокам, корням, следовать за внутренним природным чувством гармоничной и совершенной вселенной.

Истина через разрушение

— Какое место сыграла арт-терапия и телесно ориентированная психология в выборе художественных средств постановки?

— Я думаю, что у психотерапии и театра очень разные задачи, но в случае с физическим театром – похожие технологии. Например, система Гротовского, театр жестокости Антонена Арто, буто используют те же концепции работы с телесностью, сознанием, энергией, что и технологии телесно-ориентированной психотерапии – оргоническая энергия Вильгельма Райха, биоэнергетический анализ тела Лоуэна, психосоматический метод Александера.

Но у терапии цель – освободить человека от зажимов, блоков, травматического опыта. А у буто – выйти за переделы эго, быть в осознанном трансцедентальном потоке, быть в процессе и становиться образом. В выборе художественных средств для меня большее значение имели факторы влияющие на восприятие: фактура, цвет, запах, композиция, символика и семиотика объекта, возможности объекта взаимодействовать с пространством, актерами, другими объектами, действиями.

— На что вы ориентировались, когда ставили пьесу?

— Импульсы к поиску выразительных средств – от текста. Все из чего определялcя каждый образ – всего лишь глубокая интерпретация текста. Я конструировала из текста систему гиперссылок в тактильность, движение, энергию, музыку, ландшафт-сценографию, свет, присутствие и излучение актеров. Мне было важно работать с эстетикой отсутствия – когда воздействие на зрителя, вызывает не эмпатию, а оставляет свободное пустое пространство, внутреннюю паузу возможность для возникновения диффузии энергии постановки и внутренних актуальных для каждого зрителя личных тем и ощущений. Такая алхимия, позволяющая каждому быть погруженным в его личное переживание действительности. Обретение опыта невозможного в бытийности. Моя задача — в контакте с восприятием зрителя, точно, как в манифесте театра жестокости – «обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм».

Из всего что я делаю, я хочу создать единое поле смыслов, единую вселенную образов. Незаметные тени персонажей из спектакля в кино, художественные образы из поэзии в видео-арт, декорации – артефакты инсталляций, актеры – люди с которыми я работаю в других проектах. Да у всего этого есть хрупкие почти прозрачные но детально продуманные связи…

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики