Дорожные споры

Кейс “Автодорсервиса” — хороший пример того, как в современном Казахстане ведется борьба за контроль над компанией

Дорожные споры

Захват бизнеса в цивилизованной форме - так можно описать ситуацию, происходящую сейчас с ТОО «Фирма Автодорсервис». Смена законного директора на небезупречных основаниях и выдавливание совладельца из бизнеса. Схему захвата в задокументированном виде и тех, кто за ней стоит, “Эксперт Казахстан” описал владелец 49-процентной доли в “Автодорсервисе” и многолетний генеральный директор компании Виталий Процентов, выступивший на пресс-конференции в Алматы 12 июля этого года. 

Бетон у них не той системы

Виталий Процентов - в далеком прошлом замминистра автомобильных дорог КазССР. В 1996 году он с группой кадровых специалистов-дорожников создал «Автодорсервис», со временем занявший лидерские позиции в сфере дорожного строительства в РК. Компания участвовала в реконструкции трассы «Астана-Боровое», в реабилитации сети дорог Западного Казахстана, реконструкции коридора Центр — Восток и других крупных проектах. За последние 10 лет общая сумма заказов составила более 53 млрд тенге, а оборот компании за 2015 год превысил 10 млрд. «Автодорсервис» считается одним из главных претендентов на освоение крупных госзаказов в рамках программы «Нурлы жол» (общая стоимость проектов антикризисной программы — 2,4 трлн тенге). Несложно предположить, что наиболее успешные и опытные дорожно-строительные фирмы будут завалены работой, а их владельцы неплохо заработают.

Есть такой шанс и у владельцев «Автодорсервиса». С 2004 года в составе учредителей компании появляются люди и компании, считающиеся близкими к Зейнулле Какимжанову, экс-министру финансов РК. В определенный момент все принадлежащие им пакеты оказываются консолидированы в руках Ильхалида Какимжанова, сына бывшего министра, в результате чего он становится собственником 51% в «Автодорсервисе». Г-н Процентов, владелец 49%, остался генеральным директором.

При этом в устав компании соучредители внесли положение, по которому решения по существенным вопросам принимаются квалифицированным большинством голосов, то есть не менее 75%. Таким образом партнеры могли принимать важные решения — избрание или прекращение полномочий гендиректора — только по согласованию друг с другом.

Поначалу совладельцы ладили между собой, но в 2014 году «Автодорсервис» выиграл тендер на заключение контракта с АО «НК КазАвтоЖол» на 15,7 млрд тенге по реконструкции павлодарского участка автодороги от Кызылорды - Жезказган - Павлодар и до границы РФ в Павлодарской области. По требованиям тендера работы должны были начаться в ноябре 2014 года, и чтобы закончить их в срок – до марта 2017-го – уже в 2015 году нужно было начать укладку бетона. Со слов г-на Процентова, по настоянию Зейнуллы Какимжанова поручить эти работы было предложено АО «К-Дорстрой». Основным акционером этой компании является племянник Зейнуллы Какимжанова Темирбулат Султансихов, а сама компания “прославилась” строительством взлетно-посадочной полосы аэропорта в Уральске. Напомним эту историю: при реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска «К-Дорстрой» использовал бетон другого класса, менее крепкий, зато более дешевый (в марте 2016 года началось досудебное расследование по этому поводу).

Просьбу старшего Какимжанова уважили, однако на запрос «Автодорсервиса» гендиректор «К-Дорстрой» Валерий Лазарев сообщил, что из-за загруженности заказами компания сможет начать работы только в 2016-м. В результате “Автодорсервис” пришлось нанять другого субподрядчика - время поджимало, по договору уже в 2015 году стройка должна была быть обеспечена техникой и оборудованием. Отложить работы возможности не было - это привело бы к невыполнению контрактных обязательств и финансовым потерям - выплате неустойки, а то и расторжению контракта с крупным заказчиком.

Мы подумали, и я решил

Виталий Процентов считает, что отношения между партнерами резко испортились именно после того, как он отдал заказ другой фирме. Ильхалид Какимжанов начал рассылать письма партнерам, в которых писал, что полномочия г-на Процентова как гендиректора уже истекли. Параллельно он начал добиваться полного контроля над управлением фирмой.

На практике это выглядело следующим образом: 31 марта 2016 года Какимжанов-младший не явился на годовое собрание учредителей, а на повторном собрании 29 апреля его представители потребовали смены директора «Автодорсервиса». Действующий гендиректор ожидаемо оказался против. Он уверяет: объективных причин для смены первого руководителя нет, ведь чистый доход компании ежегодно растет, а в ходе регулярно проводившихся проверок аудиторы существенных нарушений не находили. Попытка представителей Ильхалида Какимжанова доказать, что пятилетний срок полномочий г-на Процентова отсчитывается с 9 апреля 2011 года, а значит, уже истек, также провалилась. Виталий Процентов ссылается на протокол внеочередного общего собрания ТОО “Фирма Автодорсевис” от 30 мая 2014 года, где должность генерального директора сохранена за ним, причем по предложению самого Ильхалида Какимжанова. Значит, г-н Процентов должен руководить фирмой до 2019 года. Однако никакого протокола от 9 апреля 2011 года, по словам г-на Процентова, в природе не существует.

Однако представители Какимжанова-младшего, как считает сторона г-на Процентова, вопреки казахстанскому законодательству о ТОО и уставу “Автодорсервиса” заявили, что Ильхалид Какимжанов может назначить нового директора единолично и без кворума в три четверти голосов учредителей. Обосновали свою позицию ссылкой на пункт 5 статьи 47 Закона РК о ТОО, который гласит: «В случае отсутствия кворума общее собрание участников товарищества с ограниченной ответственностью созывается повторно не позднее сорока пяти дней со дня первого созыва. … Собрание, созванное повторно, является правомочным, независимо от числа голосов, которым обладают присутствующие или представленные на собрании участники товарищества. Если присутствующие или представленные на нем участники обладают в совокупности менее чем половиной от общего числа голосов, то такое собрание вправе принимать решения лишь по вопросам, не требующим квалифицированного большинства голосов или единогласия».

Представители г-на Какимжанова дополнили положения закона собственным неожиданным выводом (это дословная цитата из протокола повторного общего собрания участников от 29 апреля сего года, грамматика сохранена): «Соответственно, участники, обладающие в совокупности более чем половиной от общего числа голосов, то такое собрание вправе принимать решение даже по вопросам квалифицированного большинства или единогласия».

Представители Какимжанова-младшего сообщили Виталию Процентову (и об этом имеется запись в протоколе собрания участников фирмы), что, раз он не соглашается сотрудничать добровольно, то все последующие решения будут приниматься подобным же образом - через повторное собрание и единолично. На голосовании по поводу смены гендиректора Виталий Процентов, естественно, проголосовал “против”, сторона Какимжанова-младшего - “за”. В трактовке стороны Какимжанова-младшего, избрание нового генерального директора компании состоялось. Так в истории появляется новое действующее лицо - Денис Гусев.

И вечный бой

Действия Дениса Гусева выглядят неоднозначно. После майских праздников он изготовил новую печать «Автодорсервиса» (хотя действующая печать компании не уничтожена и продолжает применяться компанией в рабочем порядке) и начал писать в госорганы и банки письма, требуя прекратить сотрудничество с Виталием Процентовым. Очевидно, интересы компании его при этом волновали мало, хотя письма о нелегитимности деятельности г-на Процентова могли привести к остановке финансирования работ на дороге Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ. При этом директор №2 не принял дела и, по словам г-на Процентова, ни разу не выехал на строящийся объект и попыток вникнуть в производственную деятельность не предпринимал. Что, по мнению Виталия Процентова, лишний раз доказывает,  назначение г-на Гусева гендиректором произведено исключительно с целью “выдавливания” его из дела.

Не желая терять бизнес, Виталий Процентов обратился в суд за защитой своих интересов и как участника, и как генерального директора компании «Автодорсервиса». 6 мая 2016 года специализированный межрайоный экономический суд (СМЭС) Алматы вынес определение об обеспечении иска г-на Процентова и запретил Ильхалиду Какимжанову и госорганам проводить регистрацию г-на Гусева как гендиректора «Автодорсервиса».

Несмотря на это определение, через 5 дней Управление юстиции и Налоговый комитет Алмалинского района зарегистрировали Дениса Гусева как гендиректора. Характерно, что в это же время, несмотря на наличие судебного спора, г-ном Гусевым был издан приказ о вступлении в должность и приказ, в котором он отдает распоряжения по запрету расходных операций за подписью Виталия Процентова.

Госорганы не исполнили определение суда, которое налагало запрет на регистрацию г-на Гусева как первого руководителя, и г-н Процентов был вынужден обратиться с жалобами на их действия в прокуратуру Алматы, Министерство финансов и Министерство юстиции. В результате регистрация Гусева как гендиректора была отменена уже 20 мая. В ответ Какимжанов-младший пожаловался на определение об обеспечение иска в Алматинский городской суд, и тот оперативно отменил определение СМЭС. Специфика казахстанского законодательства такова, что отмена определения обжалованию не подлежит, подать на “отмену отмены” в данном случае нельзя. В итоге Денис Гусев снова обратился в госорганы, и его снова зарегистрировали. Фактически Алматинский городской суд допустил г-на Гусева к управлению «Автодорсервисом», несмотря на все нарушения, допущенные при назначении его гендиректором.

Виталий Процентов не собирался сдаваться без боя и отправил жалобы в алматинские департаменты госдоходов и юстиции, дисциплинарную комиссию Судебного жюри РК, в НПП, омбудсмену по защите прав предпринимателей и даже в УВД Алмалинского района г. Алматы. В результате, правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту незаконного изготовления и использования второй печати «Автодорсервиса», а НПП совместно с омбудсменом обратилось в алматинскую прокуратуру с письмом о проведении проверки по изложенным в жалобе фактам.

Развивая контрнаступление, представители г-на Какимжанова подали иск, в котором обвинили г-на Процентова в причинении компании убытков на 407 млн тенге путем заключения договора субподряда, однако исковое требование выдвинули только на 100 млн. Любопытно, что, по словам Виталия Процентова, уже в суде сторона Ильхалида Какимжанова признала, что неправильно посчитала деньги (не учла НДС) и решила поменять суть претензий: вместо одной причины - невыгодности контракта - появилась другая. Правда, сумму ущерба истец сам подсчитать не смог и попросил это сделать суд путем назначения экспертизы, причем не дожидаясь окончания срока договора, когда станет ясна итоговая стоимость работ и вознаграждения фирме.

Также против г-на Процентова было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов, якобы имевшей место. Примечательно, что основанием для него послужило некое заключение камерального контроля, извещение о результатах которого не получали ни фирма «Автодорсервис», ни г-н Процентов лично. Отметим, что аудит, заказанный Какимжановым-младшим, никаких налоговых нарушений до начала конфликта не находил, а целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных налоговыми органами путем уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

На данный момент, в результате активных действия Дениса Гусева - он занимается исключительно доступом к счетам компании, а не текущими проблемами и задачами “Автодорсервиса” – Виталий Процентов ограничен в своих правах, не может распоряжаться банковскими счетами ТОО и оформлять банковские гарантии.

Белые воротнички

Хотя все озвученные факты подтверждены документально, было бы неправильно проигнорировать мнение второй стороны конфликта. “Эксперт Казахстан” обратился за комментариями к Зейнулле Какимжанову, однако предприниматель к моменту выхода материала не ответил на телефонные звонки и личные сообщения в “Фейсбуке”, где он в последнее время достаточно активен. В комментариях “31 каналу” бывший министр винит г-на Процентова в том, что тот не передает документы новому руководству и выводит из компании капитал. Для этого, по словам Зейнуллы Какимжанова, использовались близкие к Виталию Процентову фирмы, к тому же часто контракты заключались с ИП. Г-н Процентов возражает: по его словам, эти фирмы настолько же близки ему, как и его оппоненту, так как это «дочки» «Автодорсервиса», 51% которого принадлежит Ильхалиду Какимжанову. Что касается ИП, то, как объясняет Виталий Процентов, небольшие объемы специфической продукции часто проще и дешевле закупать через них, и он готов предоставить все подтверждающие прозрачность сделок документы.

Ситуация с ТОО “Фирма Автодорсевис”напомнила о другой истории, произошедшей 15 лет назад. Тогда в центре скандала оказалось «Казахстан Жолдары», некогда крупнейшее дорожно-строительное предприятие страны. Тогда противником Зейнуллы Какимжанова был бывший министр транспортного строительства РК и президент “Казахстан Жолдары” Шамиль Бекбулатов. Он обвинил Зейнуллу Какимжанова в попытке захвата предприятия. Конфликт быстро разгорелся, но и быстро стух: старый автодорожник, по слухам, решил отказаться от борьбы с молодым бизнесменом в обмен на некоторые активы.

Стоит признать, что рейдерство в Казахстане по-прежнему встречается нередко, просто теперь оно в “белом воротничке”. С другой стороны, вызывает большие вопросы эффективность работы госорганов и качество содержания законодательства, оставляющего мажоритарному участнику компании возможность игнорировать позицию совладельцев. И хотя в исследовании Doing Business-2016 Казахстан поднялся с 53-го на 41-е место, история с “Автодорсервисом” наглядно показывает, что по сравнению с началом 2000-х, когда по условиям ведения бизнеса мы были в числе аутсайдеров, изменилось не так уж много. 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности