Экспорт государственной важности

Практика показывает, что для создания крепкого пула национальных экспортеров от правительств требуются три вещи — деньги, деньги и еще раз деньги

Экспорт государственной важности

Поддержка экспорта превратилась в неотъемлемый фактор устойчивого экономического роста государств, позволяющий диверсифицировать структуру их экономик и выйти на новый уровень. По оценкам Минэкономразвития России, на финансовую поддержку экспорта в развитых странах тратится в среднем 0,35% ВВП. Подсчитано: расходы на поддержку в размере 0,03% ВВП увеличивают его на 0,19% — эффект превосходит затраты в 6,3 раза.

Все страны понимают, что экспорт необходимо поддерживать, но каждый делает это по-своему: свой отпечаток наносят и институциональные особенности, и политическая конъюнктура, и даже ментальность. «Эксперт Казахстан» анализирует три различные системы поддержки экспорта: немецкую, американскую и японскую.

Рычаги всех типов

В мировой практике разработано значительное число форм и методов экспортной поддержки. Государства субсидируют ставки по экспортным и предэкспортным кредитам, страхуют экспортные операции, принимают часть расходов на консультации и слежение за внешними рынками, информируют своих товаропроизводителей о предстоящих тендерах в других странах и ожидаемых изменениях в их законодательствах. Помогают своим компаниям организовывать специализированные выставки и ярмарки за рубежом. Продвигают представителей национального бизнеса, особенно малые и средние компании.

Первые институты поддержки экспорта промышленной продукции были созданы еще в колониальные времена: в 1919 году Британская империя учредила ECGD (Export Credits Guarantee Department), а с 1920‑х до середины 1930‑х такие же структуры были созданы почти во всех странах Европы, а также в США (эксимбанк, 1934-й) и Японии (1930-й).

Главный фактор успеха германской экономической модели — высочайшая конкурентоспособность германского экспорта

После окончания Второй мировой войны, когда началось разрушение колониального устройства мира, развивающиеся страны также нацелились на развитие конкурентоспособного производства с выходом на внешние рынки и принялись развивать механизмы поддержки экспортеров.

Без центра

Все упомянутые средства стимулирования разрабатывались на протяжении многих лет и в большинстве стран применяются централизованно.

Особняком стоит Германия, страна, в 2014 году зарегистрировавшая пиковое значение профицита торгового баланса, — 285 млрд долларов, или 7,5% ВВП. При этом немецкий экспорт составил 1,28 трлн долларов. В ФРГ с ее федеральным устройством характерной особенностью системы поддержки экспорта является отсутствие выраженного центрального государственного управления, присущего многим развитым странам. Наряду с федеральными структурами национальным экспортерам активно содействуют регионы и ассоциации предпринимателей, облегчая обеспечение конкретных потребностей бизнеса и направление по адресу государственной поддержки.

И все же в Германии имеется единый координирующий орган, на государственном уровне оказывающий широкий спектр услуг участникам внешнеэкономической деятельности,— Федеральное агентство ВЭД, основанное в 1951 году и подчиненное Министерству экономики и труда. Во главе всей системы — Федеральное министерство экономики и энергетики, которое играет ведущую роль в принятии решений по экспортному кредитованию и страхованию.

Главный элемент государственной поддержки экспорта здесь — это финансовые меры: кредитование, страхование и предоставление государственных гарантий. Решения по этим вопросам принимает межминистерский комитет. Финансовые меры включают освобождение экспортеров от уплаты НДС, а также субсидирование — прямое и непрямое — некоторых отраслей промышленности.

Ключевую роль финансовой поддержки экспорта со стороны государства играет страховое общество Euler Hermes, которое страхует риски невозвращения кредитов, предоставленных немецким экспортерам немецкими банками или иностранным банкам и импортерам, под экспортные контракты. Компания считается мировым лидером на рынке кредитного страхования и обслуживает более 50 тыс. клиентов во всем мире. Только в прошлом году экспортные товары на 24,8 млрд евро (27,67 млрд долларов) были поддержаны ее гарантиями.

Работают в Германии и специальные государственные институты финансирования экспорта — Банк развития (KfW), основанный после Второй мировой войны в 1948 году, и Общество кредитования экспорта (АКА). Кроме того, Федеральное правительство Германии предоставляет гарантии для прямых немецких инвестиций за рубежом. Федеральное министерство экономики и энергетики и Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства выделяют около 37 млн евро в год на проведение выставок и ярмарок немецкого экспорта за рубежом. Германская организация по содействию торговле и инвестициям проводит информационно-консультационную поддержку национальных экспортеров на федеральном уровне.

В отличии от Германии, в США все в высшей степени централизованно, и Госдепартамент осуществляет координацию внешнеэкономической деятельности всех министерств и ведомств,государственных организаций и их представителей за рубежом

Главный элемент поддержки немецких экспортеров за рубежом — сеть внешнеторговых палат и представительств германской экономики. Общее число ВТП — 130 в 90 странах мира. Дополняет структуру сеть «Домов германской экономики», располагающихся в важнейших экономических регионах мира.

Особое внимание уделяется поддержке экспортирующих предприятий малого и среднего бизнеса с разработкой специальных программ и адресных мер. Средний класс составляет 98% германских экспортеров, в этих фирмах занято две трети трудовых ресурсов страны.

Через Минторг

В отличие от Германии, в США все в высшей степени централизованно, и Госдепартамент осуществляет координацию внешнеэкономической деятельности всех министерств и ведомств, государственных организаций и их представителей за рубежом.

Эксимбанк представляет лишь часть гигантской системы государственной поддержки экспорта, во главе которой — Министерство торговли. В систему входит Аппарат торгового представителя США (OTR), Корпорация зарубежных частных инвестиций (OPIC), Агентство по торговле и развитию (ТОА) и другие структуры, как государственные, так и частные. Функции между ними разделены: если OPIC и эксимбанк занимаются кредитованием, то остальные — исключительно субсидированием.

Порядка 90% всех сделок, заключаемых с эксимбанком, направлено на стимулирование экспорта малого бизнеса, что составило в 2014‑м 5 млрд долларов. Тогда же 68% стимулирующей деятельности банка приходилось на поддержку экспорта в развивающиеся страны, где финансовые учреждения в меньшей степени готовы кредитовать покупателей продукции. Капитализация эксимбанка США — 1 млрд долларов, тогда как, например, немецкого — 3 млрд.

Главная задача эксимбанка США — выравнивание условий для национальных экспортеров, проигрывающих зарубежным конкурентам, получающим субсидии от своих государств. Эксимбанк предоставляет как краткосрочные (до года) кредитные гарантии на покрытие расходов на производство товаров для экспорта, так и среднесрочные (до 10 лет) кредиты и кредитные гарантии для экспорта товаров, а также среднесрочные и долгосрочные (5–15 лет) кредиты и кредитные гарантии для покрытия расходов на инвестиции в развивающихся странах. OPIC выдает такие же (5–15 лет) кредиты и кредитные гарантии для тех же целей.

Усиление поддержки правительством США национальных компаний, реализующих произведенную продукцию за рубеж, началось в конце 1980‑х — начале 1990‑х годов. Произошла интернационализация американской экономики, дефицит торговли стал расти, начался спад конкурентоспособности продукции некоторых отраслей, а также застой в отдельных отраслях промышленности. Кроме того, конкуренты американских экспортеров на внешних рынках начали оказывать прямую поддержку своему бизнесу. В американском обществе усилились протекционистские настроения, наступило разочарование фритрейдерской политикой.

Кризис 2008–2010‑х показал, что и этих мер недостаточно. В начале 2010 года по инициативе президента Барака Обамы была запущена Национальная экспортная инициатива, нацеленная удвоить объем американского экспорта и создать 2 млн новых рабочих мест. У инициативы пять направлений — перестройка оргструктур госрегулирования экспортной деятельности; повышение господдержки экспорта; активизация политической поддержки экспортеров; предоставление больших ресурсов компаниям США, ориентированным на экспорт; обеспечение справедливого доступа экспортеров США на внешние рынки.

Американские структуры по поддержке экспорта тоже уделяют МСБ особое внимание: им предоставляется услуга «Глобальный экспресс-кредит»: 6- или 12‑месячная возобновляемая кредитная линия на сумму до 500 тыс. долларов.

Только для кэйрэцу

В Японии, островном государстве, экспорт которого составляет 18% ВВП, поддержка экспорта также централизована. Координатором выступает Организация внешней торговли (JETRO) — специализированный госинститут поддержки экспорта и содействия инвестициям, в состав которого входит и Институт развивающихся экономик.

Система поддержки охватывает сбор и анализ маркетинговых данных, оказание информационно-консультационных услуг, организацию рекламно-выставочных мероприятий и т.д. В стране действует система налоговых льгот, в том числе не имеющих аналогов в мире, ориентированных на стимулирование как экспорта, так и импорта, а также крупнейшая в мире разветвленная система госстрахования торговли и инвестиций, надежно оберегающая японских экспортеров от различного рода рисков. Сюда входит общее страхование торговли, валютных рисков, векселей и облигаций импортеров, авансовых платежей за импорт, иностранных инвестиций, кредитов зарубежным производителям.

Систему господдержки экспорта начали широко применять в 1950–1960‑е, когда началась экспортная экспансия Японии. В этот период среднесрочное (от 6 месяцев до 5 лет) кредитование экспорта осуществлялось эксимбанком Японии. В 1999 году он был преобразован в Японский банк международного сотрудничества и как госбанк кредитует из бюджетных средств японских экспортеров.

Яркое отличие японской практики поддержки экспорта от немецкой — в то время как крупные фирмы Страны восходящего солнца годами присутствуют на международных рынках, малым фирмам трудно преодолеть различные преграды, связанные с выходом за рубеж. Доля экспортеров среди МСБ (50–300 работников) очень мала — 25%, в то время как большинство крупных фирм (более 300 работников) активно участвуют в экспорте — их 60%.

У японского правительства консервативный менталитет. Будучи ориентированным на экспорт, Токио упорно поддерживает торговый профицит, к чему, например, американцы не стремятся.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности