Экспорт государственной важности

Практика показывает, что для создания крепкого пула национальных экспортеров от правительств требуются три вещи — деньги, деньги и еще раз деньги

Экспорт государственной важности

Поддержка экспорта превратилась в неотъемлемый фактор устойчивого экономического роста государств, позволяющий диверсифицировать структуру их экономик и выйти на новый уровень. По оценкам Минэкономразвития России, на финансовую поддержку экспорта в развитых странах тратится в среднем 0,35% ВВП. Подсчитано: расходы на поддержку в размере 0,03% ВВП увеличивают его на 0,19% — эффект превосходит затраты в 6,3 раза.

Все страны понимают, что экспорт необходимо поддерживать, но каждый делает это по-своему: свой отпечаток наносят и институциональные особенности, и политическая конъюнктура, и даже ментальность. «Эксперт Казахстан» анализирует три различные системы поддержки экспорта: немецкую, американскую и японскую.

Рычаги всех типов

В мировой практике разработано значительное число форм и методов экспортной поддержки. Государства субсидируют ставки по экспортным и предэкспортным кредитам, страхуют экспортные операции, принимают часть расходов на консультации и слежение за внешними рынками, информируют своих товаропроизводителей о предстоящих тендерах в других странах и ожидаемых изменениях в их законодательствах. Помогают своим компаниям организовывать специализированные выставки и ярмарки за рубежом. Продвигают представителей национального бизнеса, особенно малые и средние компании.

Первые институты поддержки экспорта промышленной продукции были созданы еще в колониальные времена: в 1919 году Британская империя учредила ECGD (Export Credits Guarantee Department), а с 1920‑х до середины 1930‑х такие же структуры были созданы почти во всех странах Европы, а также в США (эксимбанк, 1934-й) и Японии (1930-й).

Главный фактор успеха германской экономической модели — высочайшая конкурентоспособность германского экспорта

После окончания Второй мировой войны, когда началось разрушение колониального устройства мира, развивающиеся страны также нацелились на развитие конкурентоспособного производства с выходом на внешние рынки и принялись развивать механизмы поддержки экспортеров.

Без центра

Все упомянутые средства стимулирования разрабатывались на протяжении многих лет и в большинстве стран применяются централизованно.

Особняком стоит Германия, страна, в 2014 году зарегистрировавшая пиковое значение профицита торгового баланса, — 285 млрд долларов, или 7,5% ВВП. При этом немецкий экспорт составил 1,28 трлн долларов. В ФРГ с ее федеральным устройством характерной особенностью системы поддержки экспорта является отсутствие выраженного центрального государственного управления, присущего многим развитым странам. Наряду с федеральными структурами национальным экспортерам активно содействуют регионы и ассоциации предпринимателей, облегчая обеспечение конкретных потребностей бизнеса и направление по адресу государственной поддержки.

И все же в Германии имеется единый координирующий орган, на государственном уровне оказывающий широкий спектр услуг участникам внешнеэкономической деятельности,— Федеральное агентство ВЭД, основанное в 1951 году и подчиненное Министерству экономики и труда. Во главе всей системы — Федеральное министерство экономики и энергетики, которое играет ведущую роль в принятии решений по экспортному кредитованию и страхованию.

Главный элемент государственной поддержки экспорта здесь — это финансовые меры: кредитование, страхование и предоставление государственных гарантий. Решения по этим вопросам принимает межминистерский комитет. Финансовые меры включают освобождение экспортеров от уплаты НДС, а также субсидирование — прямое и непрямое — некоторых отраслей промышленности.

Ключевую роль финансовой поддержки экспорта со стороны государства играет страховое общество Euler Hermes, которое страхует риски невозвращения кредитов, предоставленных немецким экспортерам немецкими банками или иностранным банкам и импортерам, под экспортные контракты. Компания считается мировым лидером на рынке кредитного страхования и обслуживает более 50 тыс. клиентов во всем мире. Только в прошлом году экспортные товары на 24,8 млрд евро (27,67 млрд долларов) были поддержаны ее гарантиями.

Работают в Германии и специальные государственные институты финансирования экспорта — Банк развития (KfW), основанный после Второй мировой войны в 1948 году, и Общество кредитования экспорта (АКА). Кроме того, Федеральное правительство Германии предоставляет гарантии для прямых немецких инвестиций за рубежом. Федеральное министерство экономики и энергетики и Федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства выделяют около 37 млн евро в год на проведение выставок и ярмарок немецкого экспорта за рубежом. Германская организация по содействию торговле и инвестициям проводит информационно-консультационную поддержку национальных экспортеров на федеральном уровне.

В отличии от Германии, в США все в высшей степени централизованно, и Госдепартамент осуществляет координацию внешнеэкономической деятельности всех министерств и ведомств,государственных организаций и их представителей за рубежом

Главный элемент поддержки немецких экспортеров за рубежом — сеть внешнеторговых палат и представительств германской экономики. Общее число ВТП — 130 в 90 странах мира. Дополняет структуру сеть «Домов германской экономики», располагающихся в важнейших экономических регионах мира.

Особое внимание уделяется поддержке экспортирующих предприятий малого и среднего бизнеса с разработкой специальных программ и адресных мер. Средний класс составляет 98% германских экспортеров, в этих фирмах занято две трети трудовых ресурсов страны.

Через Минторг

В отличие от Германии, в США все в высшей степени централизованно, и Госдепартамент осуществляет координацию внешнеэкономической деятельности всех министерств и ведомств, государственных организаций и их представителей за рубежом.

Эксимбанк представляет лишь часть гигантской системы государственной поддержки экспорта, во главе которой — Министерство торговли. В систему входит Аппарат торгового представителя США (OTR), Корпорация зарубежных частных инвестиций (OPIC), Агентство по торговле и развитию (ТОА) и другие структуры, как государственные, так и частные. Функции между ними разделены: если OPIC и эксимбанк занимаются кредитованием, то остальные — исключительно субсидированием.

Порядка 90% всех сделок, заключаемых с эксимбанком, направлено на стимулирование экспорта малого бизнеса, что составило в 2014‑м 5 млрд долларов. Тогда же 68% стимулирующей деятельности банка приходилось на поддержку экспорта в развивающиеся страны, где финансовые учреждения в меньшей степени готовы кредитовать покупателей продукции. Капитализация эксимбанка США — 1 млрд долларов, тогда как, например, немецкого — 3 млрд.

Главная задача эксимбанка США — выравнивание условий для национальных экспортеров, проигрывающих зарубежным конкурентам, получающим субсидии от своих государств. Эксимбанк предоставляет как краткосрочные (до года) кредитные гарантии на покрытие расходов на производство товаров для экспорта, так и среднесрочные (до 10 лет) кредиты и кредитные гарантии для экспорта товаров, а также среднесрочные и долгосрочные (5–15 лет) кредиты и кредитные гарантии для покрытия расходов на инвестиции в развивающихся странах. OPIC выдает такие же (5–15 лет) кредиты и кредитные гарантии для тех же целей.

Усиление поддержки правительством США национальных компаний, реализующих произведенную продукцию за рубеж, началось в конце 1980‑х — начале 1990‑х годов. Произошла интернационализация американской экономики, дефицит торговли стал расти, начался спад конкурентоспособности продукции некоторых отраслей, а также застой в отдельных отраслях промышленности. Кроме того, конкуренты американских экспортеров на внешних рынках начали оказывать прямую поддержку своему бизнесу. В американском обществе усилились протекционистские настроения, наступило разочарование фритрейдерской политикой.

Кризис 2008–2010‑х показал, что и этих мер недостаточно. В начале 2010 года по инициативе президента Барака Обамы была запущена Национальная экспортная инициатива, нацеленная удвоить объем американского экспорта и создать 2 млн новых рабочих мест. У инициативы пять направлений — перестройка оргструктур госрегулирования экспортной деятельности; повышение господдержки экспорта; активизация политической поддержки экспортеров; предоставление больших ресурсов компаниям США, ориентированным на экспорт; обеспечение справедливого доступа экспортеров США на внешние рынки.

Американские структуры по поддержке экспорта тоже уделяют МСБ особое внимание: им предоставляется услуга «Глобальный экспресс-кредит»: 6- или 12‑месячная возобновляемая кредитная линия на сумму до 500 тыс. долларов.

Только для кэйрэцу

В Японии, островном государстве, экспорт которого составляет 18% ВВП, поддержка экспорта также централизована. Координатором выступает Организация внешней торговли (JETRO) — специализированный госинститут поддержки экспорта и содействия инвестициям, в состав которого входит и Институт развивающихся экономик.

Система поддержки охватывает сбор и анализ маркетинговых данных, оказание информационно-консультационных услуг, организацию рекламно-выставочных мероприятий и т.д. В стране действует система налоговых льгот, в том числе не имеющих аналогов в мире, ориентированных на стимулирование как экспорта, так и импорта, а также крупнейшая в мире разветвленная система госстрахования торговли и инвестиций, надежно оберегающая японских экспортеров от различного рода рисков. Сюда входит общее страхование торговли, валютных рисков, векселей и облигаций импортеров, авансовых платежей за импорт, иностранных инвестиций, кредитов зарубежным производителям.

Систему господдержки экспорта начали широко применять в 1950–1960‑е, когда началась экспортная экспансия Японии. В этот период среднесрочное (от 6 месяцев до 5 лет) кредитование экспорта осуществлялось эксимбанком Японии. В 1999 году он был преобразован в Японский банк международного сотрудничества и как госбанк кредитует из бюджетных средств японских экспортеров.

Яркое отличие японской практики поддержки экспорта от немецкой — в то время как крупные фирмы Страны восходящего солнца годами присутствуют на международных рынках, малым фирмам трудно преодолеть различные преграды, связанные с выходом за рубеж. Доля экспортеров среди МСБ (50–300 работников) очень мала — 25%, в то время как большинство крупных фирм (более 300 работников) активно участвуют в экспорте — их 60%.

У японского правительства консервативный менталитет. Будучи ориентированным на экспорт, Токио упорно поддерживает торговый профицит, к чему, например, американцы не стремятся.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так