Привычка страховаться

Прогнозы падения объемов страхового рынка, на которые не скупились страховщики в конце прошлого года и начале нынешнего, не подтвердились: прирост премий составил 34%

Привычка страховаться

Страховая компания «Коммеск-Омiр» в январе даже выпустила пресс-релиз под драматическим заголовком: «Страховой рынок. Остаться в живых», где дала неутешительный прогноз на 2016 год: увеличатся выплаты по моторным видам страхования, по добровольному медицинскому страхованию, а также вырастут случаи мошенничества. Но сегодня председатель правления компании Олег Ханин признает, что эти ожидания не оправдались. «Прогнозировались ухудшения условий операционной деятельности страховых компаний в 2016 году, а также рост отраслевых рисков»,— вспоминает он.

Страховым компаниям в I квартале 2016 года удалось собрать премий больше, чем за тот же период прошлого года — 95,4 млрд тенге против 71 млрд, да и динамика прироста была выше, чем в прошлом году: 34%, тогда как в 2015 году по сравнению с 2014‑м сумма премий увеличилась лишь на 8,7%. Но и выплаты выросли на 3 млрд тенге, хотя темпы прироста и в нынешнем, и в прошлом годах остались примерно на одном уровне (около 18%). Да и доходы СК в начале года выросли (см. график 1).

Кризис, на первый взгляд, обошел страховой рынок стороной. Тем не менее страховщики его почувствовали. «Такие факторы, как снижение уровня цены на нефть, соответственно девальвация, повышение ставок по кредитам, ужесточение требований к заемщикам, негативно сказываются на отечественном бизнесе и способствуют снижению деловой активности отечественных предприятий. Соответственно, предприятия сокращают расходы на добровольные виды страхования, кроме того, возможно и снижение объемов страховых премий по договорам обязательного страхования работников от несчастного случая, а также в случае сокращения работающих на предприятиях»,— говорит председатель правления АО «Халык-Life» Ерлан Камбетбаев.

Добровольно-обязательное

Резким ростом активов, размера собственного капитала и резервов (см. графики 2–4) страховые компании, скорее всего, обязаны девальвации и переоценке валютной составляющей.

Что касается собственно страхового бизнеса, то драйвером роста остается добровольное имущественное страхование (ДИС): премии по этому классу увеличились на 54% и составили почти 55 млрд тенге. ДИС занимает 57% в совокупном портфеле СК. Лидирует с суммой премий 18 млрд тенге СК «Евразия», впрочем, как и в прошлом году (11,8 млрд тенге).

Это почти вдвое больше, чем у занимающей вторую позицию в ДИС СК «Казахмыс» — 9,3 млрд тенге. В прошлом году ее результаты были скромнее — по всем классам страхования она собрала 2,2 млрд тенге. В январе-апреле этого года компания вырвалась вперед благодаря рекордному объему премий по страхованию гражданско-правовой ответственности (ГПО) — более 6 млрд тенге. Скорее всего, на ее счет можно отнести прорывную динамику страхования ГПО — 143% и сумму в 12 млрд тенге против прошлогодних 5 млрд. А всего объем премий «Казахмыса» превысил 11 млрд тенге. По темпам прироста суммы премий СК заняла второе место в ренкинге «Эксперт Казахстан» (см. таблицу 3).

Восстановилось КАСКО — добровольное страхование автотранспорта. Если в I квартале 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014‑го оно снизилось на 12%, то за первые три месяца нынешнего года рост составил 10%. АвтоКАСКО — один из добровольно-принудительных видов страхования, обычно связанный с автокредитованием. Замедление темпов сбора премий в прошлом году специалисты связывали с оптимизацией некоторыми банками программ автокредитования в связи с дефицитом тенгового фондирования, а также с ввозом в страну подешевевших из-за низкого курса рубля автомобилей из России. Восстановление КАСКО в 2016 году, очевидно, можно увязать с программой субсидирования ставки вознаграждения по кредитам на покупку авто отечественной сборки, которая начала действовать летом прошлого года. Оживилось автокредитование и потянуло за собой страхование.

Пока в Казахстане проникновение добровольного страхования, особенно среди населения, остается низким. Необходимость в нем возникает по каким-то внешним причинам, а не по убеждению, что любые риски должны быть закрыты.

По мнению председателя правления АО «СК “Коммеск-Омiр”» Олега Ханина, спрос на добровольные виды в период экономических трудностей остается под влиянием платежеспособности и финансовой грамотности населения. Однако именно в трудные времена страхование может стать инструментом для сбережения своего имущества и в какой-то степени освободить государство от расходов по возмещению вреда при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях. «Если вспомнить недавний пожар в алматинском супермаркете “Юбилейный”, то там не было застраховано ни одной квартиры. По статистике, которую приводили эксперты, если бы имущество жителей было застраховано, то в совокупности страховые выплаты могли бы составить порядка 200 млн тенге,— говорит г-н Ханин. — Стимулами для развития добровольного страхования должны стать повышение уровня информированности потребителей о страховых продуктах, улучшение сервиса, особенно при процессе урегулирования убытков. Также страхование должно быть доступной услугой, которую можно оформить посредством интернета, в частности, сейчас обсуждается возможность внедрения электронного полиса».

Обязательные виды страхования по темпам роста значительно уступают добровольным, точнее сказать, добровольному имущественному страхованию, так как добровольное личное показало отрицательную динамику и снизилось на 3%. Среди обязательных по сумме премий лидирует ГПО ВТС — страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. После отмены доверенности на вождение автомобиля такое право получает водитель, вписанный в автостраховку. Впрочем, главный стимул для этого вида страхования — убежденность в том, что без полиса далеко не уедешь.

Обязательные виды должны бы стать драйвером роста страхования, но, сравнивая их динамику с тем же ДИС, этого не скажешь. Однако Олег Ханин убежден в том, что обязательное страхование по-прежнему является ключевым с практической точки зрения: «При продаже обязательных видов при непосредственном контакте с клиентом у страховщиков есть возможность популяризировать и добровольные виды. По обязательному страхованию ГПО ВТС проникновение среди населения достигло порядка 80 процентов, учитывая, что многие автовладельцы эксплуатируют автомобиль сезонно, в том числе за счет того, что у автовладельцев за почти двадцатилетнюю историю существования этого вида сформировалась привычка страховаться».

Наиболее выгодным с точки зрения низкой убыточности является добровольное имущественное страхование: сумма выплат 4 млрд тенге при объеме премий 54 млрд тенге. Наиболее убыточный класс страхования традиционно ГПО ВТС: выплаты составили более 50% от собранных премий. По словам страховщиков, в расходах «сидят» комиссионные страховым агентам, размер которых может достигать половины привлеченной суммы. Как нам рассказали в одной из компаний, сейчас рынком обсуждается возможность снижения комиссионных выплат до 20% от объема собранных премий. В целом же убыточность СК остается на приемлемом уровне (см. график 5).

Жизнь мало ценится

Если сравнивать отрасли страхования, то есть life и non-life, то отметим, что компании по общему страхованию (КОС) получили лучшие результаты, чем компании по страхованию жизни (КСЖ). Объем премий первых значительно вырос, а вот у КСЖ сборы просели более чем на один миллиард тенге, или 6,7% (см. график 6). Сегодня трудно сказать, вернутся ли КСЖ к динамике, которая наблюдалась в начале 2010‑х, когда объем премий рос вдвое год к году (учитываются данные I квартала). Тогда драйвером роста КСЖ стало аннуитетное страхование при приемлемых условиях для страхователей. Был снижен возраст приобретения пенсионного аннуитета при достаточности накоплений: женщины могли получать пенсию из СК уже в 50 лет, мужчины — в 55. Да и требуемая сумма накоплений, рассчитанная на основе размера минимальной пенсии, была также вполне приемлемой. Например, в 2013 году женщины могли покупать аннуитет при сумме накоплений 3,3 млн тенге, мужчины — 2,7 млн.

Такие послабления привели к злоупотреблениям: накопив необходимую сумму, вкладчики стали массово переходить в СК с целью получить на руки большую долю денег. Размер единовременной выплаты мог достигать 70% всей суммы. В начале 2014 года регулятор поставил барьер на пути перетока пенсионных денег из единого накопительного пенсионного фонда в СК: размер единовременной выплаты был ограничен 30%, соответственно с увеличением минимальной пенсии выросли и требования к сумме накоплений. Некоторые сотрудники СК на условиях анонимности говорят о том, что государство, не заинтересованное в оттоке пенсионных средств из ЕНПФ, препятствует приобретению пенсионного аннуитета вкладчиками пенсионного фонда. Но мы не нашли этому подтверждения. «Информацией о специальных барьерах при переводе пенсионных накоплений в СК не обладаем. Все процедуры происходят в рамках законодательства»,— говорит Ерлан Камбетбаев. С января 2014 года по 1 мая 2016‑го почти 10 тыс. граждан заключили договор пенсионного аннуитета. По мнению г-на Камбетбаева, с учетом существующих законодательных ограничений по возрасту и сумме пенсионных накоплений для заключения договора это очень хорошие показатели.

Единственным барьером для заключения договора пенсионного аннуитета, по словам Олега Ханина, является наличие достаточной суммы накоплений. В 2016 году размер накоплений в зависимости от пола и возраста страхователя должен быть не менее 4,9 млн тенге. Максимальной суммой для покупки аннуитета — 8,9 млн тенге — должны обладать женщины от 50 до 58 лет.

В I квартале на 23% снизился объем премий по страхованию жизни, упало на 1,7% страхование от несчастных случаев. Эти виды страхования традиционно связаны с банковским кредитованием, и его снижение в январе-апреле (на 3,9% в целом, а кредитование физических лиц просело на 4,8%) негативно сказалось и на страховании жизни. «На короткий период, год-два, роста рынка страхования жизни мы не прогнозируем, но и снижения не ожидаем. В долгосрочной перспективе все будет зависеть от экономической ситуации в Казахстане»,— предполагает Ерлан Камбетбаев. В то же время он не согласен с утверждением, что рынок life-страхования развивается исключительно за счет клиентов банков. По его словам, на 1 мая 2016 года всеми компаниями по страхованию жизни собрано 23,9 млрд тенге, из них почти 7 млрд по классу «страхование жизни». «В этом объеме есть часть страховых премий, уплаченных заемщиками банков. Но доля таких премий в общем объеме продуктов life-страхования составляет около 10–20 процентов»,— подчеркивает г-н Камбетбаев.

Были проблемы у life-компаний и с обязательным видом — страхованием работника от несчастных случаев. Возмещение по инвалидности и в случае смерти работника КСЖ согласны были выплачивать, споры шли о том, кто — страховщик или работодатель — должен взять на себя ответственность за хронические заболевания, полученные на вредных производствах. Суммы огромные, и СК даже опасались, что высокая убыточность по этому классу страхования приведет к банкротству компаний. Сейчас эта проблема решена, и риски распределены между КСЖ и работодателем.

«При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности от 5 до 29 процентов включительно и в случае превышения дохода работника более чем на 10 минимальных заработных плат при утрате профессиональной трудоспособности свыше 30 процентов (расходы, превышающие ответственность страховой компании) возмещение выплачивает работодатель,— рассказывает г-н Камбетбаев. — Эта мера призвана способствовать повышению заинтересованности работодателя в реабилитации пострадавших работников, а главное — созданию предпосылок к улучшению условий труда и техники безопасности на предприятиях. Страховая компания, в свою очередь, осуществляет возмещение вреда, связанного с утратой заработка работником от 30 до 100 процентов включительно, либо смертью работника, то есть покрытие существенных убытков остается на страховой компании».

За первые три месяца 2016 года премии по ОСНС увеличились на 46% по сравнению с первым кварталом прошлого года, но в общем объеме сборов занимают скромные 7,6%, хотя в 2015‑м она была еще ниже — 6,8%. Выплаты же за первые три месяца года по этому классу страхования снизились почти на 48%, убыточность составила 16%.

Многие СК-life пытаются продвигать накопительное страхование, пожалуй, наиболее популярное в советское время. Но, судя по всему, спрос на него пока невысокий. Можно объяснить инертность населения в приобретении страховых продуктов, которые являются заменой банковскому депозиту, настороженным отношением к страховщикам. Чаще всего люди сталкиваются с СК при страховании ГПО ВТС и хорошо знакомы с проволочками, в лучшем случае при выплате возмещения при аварии.

Если говорить о накопительном страховании, то здесь дело не только в вопросах доверия: в конкуренцию с СК за деньги граждан вступают банки. Сегодня ставка вознаграждения по вкладам физических лиц достигает 14% годовых. Клиенты ожидаемо выберут депозит, а не неизвестный им страховой продукт.

Это очень хорошо понимают участники рынка и не ждут взрывного роста спроса на накопительное страхование, хотя, например, Ерлан Камбетбаев уверен в перспективности этого продукта. «На развитие рынка накопительного страхования оказывают сильное влияние мировой кризис и в связи с этим недостаточная стабильность казахстанской экономики, порождающая недоверие граждан к долгосрочному накопительному страхованию жизни. Другая причина — недостаток у граждан свободных денежных средств, которые можно было бы использовать на накопительное страхование. Настороженное отношение граждан к страховым компаниям, осуществляющим долгосрочное страхование, и недостаточность информации об этих видах страхования, их преимуществах также не способствуют популяризации этого вида страхования»,— рассуждает глава Халык-Life. По его словам, неудивительно, что накопительное страхование не получило широкого распространения в Казахстане. На Западе основной потребитель этого продукта — средний класс, у нас только формирующийся и немногочисленный.

«Но уже сформировалась значительная группа людей, обладающих достаточными доходами для долгосрочных вложений. Именно они начинают массово вкладываться в свое образование и в образование своих детей. Учитывая формирующиеся тенденции, можно предположить, что в среднесрочной перспективе следующим шагом станет приобретение полиса накопительного страхования жизни, который совмещает в себе защиту от риска — от инвалидности, потери трудоспособности, несчастного случая — с возможностью накопить деньги на образование своих детей, приобретение крупных покупок, обеспеченную старость»,— уверен г-н Камбетбаев.

По мнению экспертов рынка, можно было бы стимулировать страхование, особенно розничное, налоговыми послаблениями. Допустим, купил человек любой страховой продукт, получил небольшое послабление при уплате индивидуального подоходного налога. Отслеживать такие расходы можно будет при всеобщем декларировании доходов. Как известно, все граждане РК будут обязаны декларировать свои доходы, начиная с 2020 года.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики