Романтика натюрморта и пейзажа

В Государственном музее искусств РК имени А. Кастеева проходят интереснейшие выставки

Романтика натюрморта и пейзажа

Две самые любопытные - «Алма» и «Архип Куинджи и его ученики. Русский пейзаж из фондов ГМИ РК им. А. Кастеева».

Первая посвящена главному символу города Алматы и 1000-летию города. Экспозиция представляет произведения живописи и скульптуры из музейных фондов, а также тематические композиции из коллекции Нурлана Смагулова. Организована совместно с ОФ «Алмалы жұмақ». Город-сад Алматы, в названии которого зашифровано яблоко, неизменно ассоциируется с этим плодом.

Многослойная трактовка яблока как символа познания, жизни, семьи позволяет отнести его к архетипам, которые не случайно возникают в мифах, легендах, фольклоре. Организаторы воспользовались замечательной возможностью показать лучшие произведения казахстанских художников из фондов музея, которые авторы посвящают яблокам. Несколько поколений ведущих мастеров изобразительного искусства Казахстана показывают великолепие цветущих садов и изобилие собранного урожая. Как рассказала куратор и искусствовед Екатерина Резникова, натюрморт закономерно становится преобладающим жанром в пространстве выставки. Александр Риттих создает натюрморт, главной доминантой которого становится спелый казахстанский апорт.

В многочисленных декоративных ярких сочных композициях Айши Галимбаевой яблоко оказывается ключевым моментом. Свободой и динамикой цвета наполнены изображения цветов и фруктов у Абрама Черкасского. Леонид Леонтьев расширяет арсенал изобразительных средств, применяя в рамках жанра многообразные приемы, от реалистических до авангардных. Преданные театру Всеволод Теляковский и Владимир Колоденко в поисках максимальной выразительности достигают в натюрморте особой степени декоративности и стилизации. Образы яблони и спелых плодов становятся самостоятельной темой, к которой обращаются Алексей Степанов, Турсын Абуов, Регина Великанова и другие.

Вторая выставка тоже собрана из архивов музея, богатых не только работами великого пейзажиста Куинджи, но и его талантливых учеников. По словам куратора и искусствоведа Галины Сырлыбаевой, в картинах Куинджи ощущается стремление возвысить образы природы над повседневно-привычным. Романтические тенденции его искусства претворяются в формах декоративной живописи. Куинджи интересовали эффекты лунного и солнечного освещения, под его кистью оживали леса, степи, горы, море, небо, облака. Куинджи создано более 500 этюдов. Коллекции Кастеевки принадлежат 12 из них. Все произведения, представленные на выставке, поступили в музей в 1936 году из Государственного Русского музея. Их подлинность засвидетельствована членами Общества им. А.И. Куинджи.

Незаурядный талант А. Куинджи нашел свое продолжение в его учениках. В 1894 году он становится профессором пейзажной живописи Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, отдавая всего себя своим ученикам.

В его мастерской учились  К. Богаевский, К. Вроблевский, Н. Рерих, А. Рылов, А. Борисов, В. Зарубин, Е. Столица, А. Чумаков, В. Пурвит.

Развитые последователями Куинджи традиции декоративной живописи в русском искусстве XX века в той или иной степени были продолжены в творчестве С. Чуйкова, Г. Нисского, Н. Ромадина и других.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом