Алкоголь, секс и релакс

Последняя картина Тома Тыквера «Голограмма для короля» с легендарным Томом Хэнксом в главной роли воспевает идеологию консьюмеризма

Алкоголь, секс и релакс

Почерпнутые накануне просмотра из какой-то рецензии сведения о попытке режиссера поднять проблему диалога между Западом и Востоком не подтвердились. Скорее, картина создает видимость диалога. Снятая в привычном мелодраматическом с элементами комедии ключе, она выглядит идеологическим и в общем-то прямолинейным ответом на запросы не простой международной обстановки. Главный посыл – арабы такие же люди, как и мы. Кто мы? Безусловно, американцы, что логично - картина ведь снята в Голливуде. Что значит такие же? Не просто - о двух ногах, двух руках и с головой. Речь идет о более тонкой материи – о ценностях. Вот тут Тыквер, как говорится, решил ситуацию излишне не усложнять. Ведь живем мы в глобализированном мире, наполненном иллюзиями культурной унификации. Эти общие на всех ценности не есть итог сложных культурных наслоений и не вытекают из архаической идеи некого общего корня всего человечества. Нет, все проще - они диктуются ориентирами социально-экономической формации консьюмеризма. 

Алану Клэю (его играет Том Хэнкс) не везет – он без денег, без работы и не может взять, как все обычные люди, даже кредит, чтобы оплатить учебу дочери. В общем, по потребительским стандартам он - полный лузер. И тут возникает необходимость заключить крупный контракт с королем Саудовской Аравии на строительство города в пустыне. Выбор падает на Клэя, поскольку в лучшие времена он был знаком с племянником короля. В дальнейшем выясняются еще кое-какие интересные детали из прошлого. Клэй - тот, кто продал китайцам одну из знаменитых марок велосипедов и перевел производство из Штатов в Китай, лишив соотечественников рабочих мест. Заодно рисуется образ загадочного и коварного врага. Если арабы такие же, как американцы, то китайцы в картине выглядят как пришельцы из иных миров. Они завладевают как материальными, так и интеллектуальными продуктами Запада. Кстати, схожесть арабов с американцами явно продиктована идеологическими целями. Никаких духовных трансформаций с Аланом Клэем, казалось бы, испытывающим глубокий экзистенциальный кризис, в новых реалиях не происходит. Что напоминает продолжение сериала «Сизифов труд», только уже в других декорациях – среди пустыни, арабов и верблюдов. 

Чудовищную шишку на спине прозаично удаляют средствами прогрессивной медицины. Тут к беспомощно лежащему на хирургическом столе герою молча со скальпелями подступают чужие с планеты Китай, но земная арабская докторша вовремя приходит на помощь. Милосердие женщины-врача не знает пределов – она залечивает не только физические, но психологические раны Клэя, купаясь с ним в мужских трусах и топлес, чтобы соседи думали, что это двое мужчин. Заметим, фильм хитро передергивает тему лицемерия – в эту сферу попадают мусульманские ценности, как мешающие свободе пережитки. А подлинными оказываются скромные радости жизни – алкоголь, секс и релакс. Мысль Тыквера идеологически банальна - нормальный араб мечтает о том же, что и нормальный американец – построить демократию в пустыне и наслаждаться жизнью. Тыквер не делает попыток понять ценности верующего человека и религиозного общества. Проще их не заметить, нивелировать, им нет места в системе идеологических координат дышащего полной грудью консьюмериста. Никаких душевных мук, глубин и поиска смыслов. Ведь спасать нечего. Нет ни души, ни Бога, ни истины, ни священного договора между Богом и человечеством. А поэтому невозможно говорить о выборе, ответственности и спасении. 

Остается брать от жизни все, не думать о смерти, веря в чудеса науки, демократии и индустрии. После долгих приключений Клэю удается показать голограмму королю и рассмешить его, хотя контракт все равно, подчиняясь безжалостной логике времени, подписывает коварная компания китайских инопланетян. Но герой не отчаивается. Он устраивается на хорошую работу и находит арабскую любовь. Возможно, сила США не в количестве подписанных контрактов, политике и экономике, а в американском образе жизни, о котором можно узнать из обычных голливудских фильмов. Но похоже, Голливуд переживает глубокий идейный кризис. И хотя на экране happy end, в него хочется верить все меньше.



 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее