Приготовьте розетки

Первый электромобиль, собранный в Казахстане, прошел тест на отлично

Приготовьте розетки

Автомобильный холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» исследует возможности сборки и эксплуатации электромобиля в казахстанских условиях с инженерной точки зрения. Пилотная партия электрокаров KIA Soul EV, собранных на усть-каменогорском конвейере, прошла серию длительных зимних испытаний на трассах Восточно-Казахстанской области и Астаны.

Чтобы изучить интерес казахстанцев к электрокару, усть-каменогорский холдинг с конца мая предоставил возможность автолюбителям Алматы протестировать KIA Soul EV. «Эксперт Казахстан» провел тест-драйв на двух разных участках: город в час-пик и горная местность.

Хай-тек

Внешний вид у электрического KIA Soul EV такой же, как у бензиновых автомобилей, только отсек с гнездами для подзарядки вместо радиаторной решетки выдает, что перед нами электрокар.

Первый корейский электромобиль KIA Soul EV сделан на базе уже полюбившегося всем городского хэтчбека Soul. От обычного Soul электрическая версия отличается двухцветной окраской кузова, 16‑дюймовыми легкосплавными дисками, голубой окантовкой фар и светодиодными задними фонарями. Новые детали внесли в экстерьер стиль хай-тек.

Претензии на хай-тек чувствуются и в оформлении салона. Отделка интерьера выполнена в светлой гамме, используется белый глянцевый пластик, панель сделана из мягкого полимера, приятного на ощупь. В салоне электрического Soul EV можно найти несколько деталей, которых нет в бензиновой версии. Это полная жидкокристаллическая приборная панель с индикаторами, характерными для всех электромобилей, и мультимедийная система с дополнительными возможностями — таймер зарядки, индикация текущего расхода энергии, пробег на оставшемся запасе электричества, навигация ближайшей станции зарядки.

Под капотом KIA Soul EV электродвигатель мощностью 81,4 кВт, или 110 л.с. Динамика у электрокара с таким двигателем аналогична 2‑литровому бензиновому автомобилю. Литий-ионная аккумуляторная батарея мощностью 27 кВт/ч и весом 277 кг размещена под передними и задними сиденьями. Она закреплена пятью поперечными силовыми балками, также использована высокопрочная сталь в центральных стойках кузова и порога электрокара.

Электромобиль KIA Soul EV можно заряжать тремя способами. Первый способ — от стандартной электрической розетки, которая выдает ток напряжением 230В и мощностью 10А. В этом случае потребуется 14 часов для полной зарядки. Второй способ — от специализированной зарядной станции компании KIA, которая выдает 230В с мощностью тока 6кВт. Время такой зарядки составляет 5 часов. Третий способ — трехфазное энергоснабжение мощностью 50 кВт позволяет за полчаса зарядить до 80% батареи.

Зеленые технологии

Известно, что работающая печь или кондиционер могут «съесть» значительную долю зарядки батареи. Чтобы уменьшить расход энергии на отопление и кондиционирование, инженеры KIA внедрили четыре энергосберегающие технологии.

Первое нововведение — тепловой насос, который направляет в салон тепло, исходящее от работы силовых электросистем. Тем самым снижает затраты аккумуляторной батареи электрокара. Only Draiver — вторая энергосберегающая технология, которая отключает все воздуховоды от системы кондиционирования или нагрева, кроме вентиляции водительского места.

Следующее нововведение — это предварительное кондиционирование, прогрев и вентиляция воздуха по таймеру. Она активируется за полчаса до запуска двигателя — пока электрокар подключен к розетке. Таким образом, климат-контроль работает не от батареи, а от электросети. И последнее, энергосберегающая технология — система подогрева аккумулятора батареи, уменьшающая отрицательное влияние низких температур на уровень заряда.

Заряжает на ходу

Ездовые характеристики электромобиля KIA Soul EV были протестированы в городе и горной местности.

Первое, на что обращаешь внимание — полное отсутствие шума, характерного бензиновому мотору. То, что KIA Soul EV запущен, можно понять только по светящейся панели приборов и мелодии, сопровождающей старт машины.

Отсутствие шума от двигателя внутреннего сгорания перед инженерами KIA создало другую проблему — гул, исходящий от дороги и других автомобилей. Чтобы в салон не проникал внешний звук, инженеры усилили шумоизоляцию в моторном отсеке, у основания лобового стекла и в передней панели электрокара. В результате плотный городской поток автомобилей не раздражает, поскольку в салоне Soul EV очень тихо.

У электромобиля Soul EV два режима езды: привычный drive и система рекуперативного торможения breake. При втором режиме вырабатываемая электроэнергия при торможении используется для подзарядки аккумулятора. В KIA утверждают, что система breake в городском режиме езды позволяет возвратить до трети затраченной энергии.

Силовые балки, на которых крепится аккумуляторная батарея, повлияли на плавность хода электрического Soul. Как результат, подвеска у электрокара энергоемкая и плотная, как у европейских автомобилей, нет ни единого намека на вальяжный ход «американца». Плохие участки, трамвайные рельсы электромобиль отрабатывает сполна, однако на покрытиях среднего качества неровности не чувствуются.

Аккумуляторная батарея под сиденьями электрокара снизила центр тяжести, поэтому KIA Soul EV не кренится и точно входит в повороты и даже позволяет не сбавлять скорость перед крутыми виражами.

Что касается общего управления, то педаль газа и тормоза очень чувствительны, руль информативен до предела. К слову, рулевой механизм Soul EV работает в трех режимах — комфортный, нормальный и спортивный; в зависимости от характера езды можно настраивать сенситивность руля.

Вторым испытанием для Soul EV стала горная дорога в сторону Большого Алматинского озера (БАО). Профессиональные гонщики дают этой трассе восемь баллов из десяти, поскольку для дороги характерна значительная амплитуда высоты и непростые серпантины с закрытыми поворотами.

Soul EV ускоряется достаточно быстро и напористо, поскольку максимальный крутящий момент в 285 Нм доступен с самого старта. Отсутствие коробки передач положительно влияет на динамику: электрокар разгоняется без рывков и задержек. В результате электрический Soul выполнил норматив в 100 км/ч за чуть более 11 секунд.

Отсутствие коробки передач чувствуется на крутых подъемах особенно, поскольку электрокар абсолютно не напрягается. Такое чувство, что едешь по ровной дороге. И что важно — отсутствует привычный рев бензинового мотора.

Минус в том, что на подъем израсходовалась большая часть энергии: если в городе средний расход при умеренном темпе езды колебался в пределах 14,2 кВт/100 км, то в горах — 22,8. На дорогу до БАО электромобиль затратил порядка 30% зарядки батареи, или около 40 км запаса хода. Однако режим breake с лихвой восполнил затраченную энергию на подъем. Система рекуперативного торможения зарядила батарею с 28% в начале спуска до 55% к подъезду в город.

Риск, что электрокар сейчас разрядится, не реализовался. За весь день езды электрокар проехал 115 км, при этом к концу поездки осталось еще 44% батареи, или 55 км запаса дороги с учетом рекуперации. Таким образом, заявление 200 км пути с полностью заряженным аккумулятором — для KIA Soul EV не проблема.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики