Проект в масштабах государства

Без государственного участия фондовый рынок развиваться не будет, считает председатель правления инвестиционной компании «БТА Секьюритис» Олег Цуркан.

Олег Цуркан
Олег Цуркан

— Разговоры о повышении ликвидности биржевого рынка ведутся с момента его образования. Тем не менее вопрос не решен до сих пор. На ваш взгляд, почему?

— Для начала обратим внимание на доминирование в экономике государственного сектора.

Значительную долю ВВП и бюджета формируют госкомпании. Корпоративных эмитентов, способных выйти на фондовый рынок, практически нет. Малый и средний бизнес — слишком мелкий по объему. Госкомпании вносят основной вклад в капитализацию фондового рынка. Поэтому хотим мы этого или нет, но госкомпании должны выходить на фондовый рынок.

Создав пенсионную систему, но не обеспечив ее активами, мы пришли к тому, что пенсионные фонды сметают с рынка все, что есть. И вторичной торговли, которая характеризует развитость фондового рынка, никогда не будет. Создав одну систему — пенсионную, мы не запустили другую систему, в которой госкомпании должны поделиться активами с населением и дать новый импульс для формирования так нужного класса розничных инвесторов и развития положительной ситуации с ликвидностью рынка. Программа «народного IPO» как раз должна завершить начатое — вывести госкомпании на рынок. В этом случае будет создан механизм генерации ликвидной торговли, на которую придут другие эмитенты и инвесторы. У населения появится желание покупать акции.

С моей точки зрения, абсолютно неуместно смотрелись выпуски акций и облигаций госкомпаний за границей из-за того, что в них не участвовали граждане и квалифицированные инвесторы из Казахстана.

— Разные чиновники по-разному видят стратегию «народного IPO». Одни предлагают продавать акции только населению, другие — НПФ. Как сделать размещение «правильным»?

— Я считаю, что модель должна быт смешанной. Объясню почему. На данный момент никто из брокеров физически не готов обслуживать большую массу населения, поскольку не заточен на работу с розницей. Сколько человек в день может принять брокер? С учетом, что на каждого «физика» уходит полчаса, максимум пару сотен. На IPO же планируется привлечь тысячи человек. Сегмент, который требуется обслужить, — огромный. К примеру, пять процентов акций «КазТрансОйла» составят порядка сорока миллиардов тенге. Поэтому идеальный вариант IPO — смешанное размещение как через частных лиц, так и через институциональных инвесторов.

— Нужно ли на «народные IPO» привлекать иностранцев?

— Думаю, что это хороший вариант. Наш первый шаг должен заключаться в ликвидации дефицита активов. Это удовлетворит потребность рынка в инструментах и привлечет частные лица. Следующий этап — приглашение иностранцев. Это неизбежно, если мы хотим интегрироваться в мировой рынок и развить глубину своего рынка.

Иностранцы увеличат активность торгов. Институциональные инвесторы ориентированы на долгосрочную стратегию инвестирования — купить и держать. Это не те игроки, которые оживленно торгуют на рынке. Иностранцы же спекулятивные инвесторы. Но их привлекают реальные и понятные активы — нефть, газ, сырье.

— Хорошо, продолжим тему: «народное IPO» нагнало на рынок определенную ликвидность. Что дальше? На одном IPO госкомпаний рынок не построишь.

— Ну почему же. Посмотрите на список «голубых фишек» на российском рынке — те же госкомпании. Они делают семьдесят процентов объема рынка. Затем к ним подтянутся второй и третий эшелон: у компаний с меньшей кредитоспособностью начнет просыпаться интерес к фондовому рынку. Все, таким образом механизм торгов запущен.

Задача нашего «народного IPO» в том, чтобы сделать механизм размещений работающим.

Сегодня реальность такова, что ликвидность у институциональных инвесторов набирается быстрее, чем появляются новые инструменты «бумаги». Нужно сделать так, чтобы период между IPO был как можно меньше, чтобы не дать ликвидности скопиться. Компании должны выходить с периодичностью в один-три месяца, а не раз в полгода. Иначе программа будет бессмысленной.

Еще один момент важен при проведении IPO. Всегда существует вероятность того, что стоимость акций после их размещения может упасть. Это чревато социальными последствиями. Такие риски надо населению объяснять. А у нас до сих пор нет программы социального образования. Нет делового канала, который бы давал новости о фондовом рынке, чтобы зрители впитывали информацию о ценных бумагах, учились работать на рынке, что покупать, а что нет. На мой взгляд, надо выделить из бюджета соответствующее финансирование.

— Почему этим не могут заняться брокеры и биржа?

— Потому что очень дорого. Как член биржевого совета Казахстанской фондовой биржи могу сказать, что ежегодная прибыль биржи — два миллиона долларов. Это «копейки». А для запуска подобной программы нужны субсидии в пятнадцать-двадцать миллионов. Вообще, в стране должна быть долгосрочная и масштабная образовательная программа, в частности, в школах и вузах следует ввести обязательный факультатив по инвестициям. Брокерам этот вопрос также не решить: они слабокапитализированы и не имеют достаточных ресурсов.

За несколько лет деятельности АРД РФЦА создало базу. Должно быть политическое решение идти дальше. Смысл всех начинаний в том, чтобы рассматривать фондовый рынок как некий стартап. Это требует средств. Должна быть государственная заинтересованность в развитии рынка.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики