Хрустя отечественным

Adafood пытается продвинуть непривычный местному потребителю перекус — снеки из натуральных продуктов

Снеки казахстанского производства с национальным колоритом — такую пустующую нишу на рынке увидели сооснователи молодой казахстанской компании Adafood. Сначала предприниматели рассчитывали использовать в качестве сырья яблоки, но опытным путем выяснили: яблочные снеки казахстанцам не особенно интересны. Поэтому в Adafood основным направлением производства стали мясные чипсы.

Космический снек

«Мясной ящик» — так назвали серию мясных закусок в Adafood. Пока их только два вида — сушеная конина и сушеная курица. Технология приготовления относительно проста: первым делом мясо маринуется в соли, перце, чесноке и других пряностях — приправы для маринада использьзуются исключительно натуральные. Промариновавшись, тоненькие слои мяса отправляются в дегидратор — проще говоря, сушилку промышленного масштаба. Горячая и холодная сушка чередуются, на выходе — хрустящие мясные или куриные чипсы.

Компании Adafood предстоит продержаться до всплеска интереса к полезным перекусам

Мясные снеки — продукт, можно сказать, проверенный веками. Например, в Америке весьма популярны джерки. Сейчас для их приготовления используются современные технологии, но это все та же методика вяления мяса, которую индейцы применяли на протяжении многих столетий: сушка на солнце или огне. Позднее этот способ хранения мяса заимствовали покорители Нового Света: под лучами солнца тонкие куски мяса, разложеные на тенте повозки, высыхали в течение трех дней. Современные джерки за весьма скромный вес и высокий уровень калорийности избраны едой для астронавтов NASA.

Первые снеки от Adafood появились на рынке в конце 2015 года. До этого еще год ушел на исследования, оформление документов, организацию цеха. Небольшое пищевое производство было создано на личные средства, дегидраторы для сушки продуктов — самодельные. «Так, во-первых, было дешевле, а во-вторых, мы смогли сделать оборудование с необходимыми именно нам параметрами»,— объясняет директор Adafood Адиль Сагиев.

Сырьем для «Мясного ящика» стали куриное филе от «Алель» и конина от частных производителей. В Adafood поясняют, что для снеков выбирают не обрезки, а лучшее мясо: «Сырьем для чипсов из конины служат самые дорогие куски, жая. Хороший кусок и после дегидрации будет красиво выглядеть». И мясные, и яблочные снеки Adafood — именно чипсы. Они ломаются, а не гнутся — на эту особенность сделали ставку в компании. «Мы стараемся, чтобы наша продукция хрустела»,— говорит г-н Сагиев, один за одним легко разламывая пластики сушеной конины и курицы.

Мощность производства на сегодня — до 10 тыс. упаковок снеков в месяц, но эта производительность может быть увеличена в два раза за короткое время, примерно за пару недель. Были бы покупатели.

Сухой закон

Пустив в серийное производство полезный перекус в виде яблочных и мясных чипсов, в Adafood столкнулись с типичной для казахстанского производителя проблемой: есть хороший продукт, но потребитель об этом не знает. Маркетинговая активность компании пока ограничена в основном SMM, многие клиенты узнали о продукте из Facebook.

«Нужна крупная рекламная кампания, нужна команда для продвижения, но это все деньги, которых у нас нет»,— сетует директор Adafood. Массовый выход на прилавки магазинов невозможен по тем же причинам — на «входные» и плату «за полку» у компании нет средств. Иногда с магазинами, пусть и с большим трудом, но удается договориться, упирая на то, что продукт казахстанский. На продажу сначала идет маленькая партия, и после того, как она продана, производитель получает отказ по причине… слишком маленьких продаж. Круг замыкается.

Adafood выходит на все торговые площадки, где плату не берут — например, на астанинских выставках-ярмарках «Сделано в Казахстане» отечественные снеки раскупали за полдня, приходилось подвозить дополнительно. Яблочные чипсы, как полезный продукт, пытались продавать в аптеках. «Продажи шли вяло, поскольку продукт никто не знает. Мясные чипсы участвуют в каких-то акциях в компании с пивом, но это пока тоже не масштабные проекты»,— объясняет г-н Сагиев. Есть поток заказов через сайт компании (продажи идут коробками, в каждой — 30 упаковок снеков), но это далеко не те объемы, о которых мечтает казахстанский производитель.

Лучший вариант сейчас, с точки зрения владельцев Adafood — заключить договор с крупным дистрибьютором и работать на одного клиента, который и транспортные расходы покроет, и отношения с магазинами выстроит, а как результат — поможет вывести продукт компании на новый уровень. «Мы будем заниматься производством, улучшать товарный вид и качество, то есть делать то, что у нас получается. А дистрибьютор — продавать»,— озвучивает мечту директор компании — производителя снеков.

От перекуса к закуске

Пока об окупаемости бизнеса речи не идет, большую часть продукции, говорит г-н Сагиев, «раздаем на пробники, работаем на узнаваемость». Прогнозы — когда производство начнет приносить прибыль и какую позицию займет «Мясной ящик» в мясной снековой группе — в Adafood пока тоже не делают. Из определенных планов — расширение ассортимента. Сушеная клубника, овощное печенье (овощи пропускаются через мясорубку, раскладываются в формочки и сушатся, сохраняя все витамины) должны добавиться по итогам летнего сезона, а уже в ближайшее время Adafood представит на рынке продукт нехрустящий — в производство идет рецепт именно вяленого мяса со вкусом, похожим на вкус казы. И это будет уже скорее закуска к пиву, чем просто перекус.

Казахстанский производитель снеков настроен покорять отечественный рынок, тем более что в соседней России есть свои популярные бренды в этом сегменте (хотя по цене у россиян Adafood пока ощутимо выигрывает). Пробная партия «Мясного ящика» ушла в Казань, продуктом заинтересовалась авиакомпания, услугами которой пользуются чиновники Татарстана.

Можно предположить, что сегмент здоровых, натуральных снеков на казахстанском рынке начнет расти на фоне популяризации здорового образа жизни. Компании Adafood предстоит продержаться до всплеска интереса к полезным перекусам и, скорее всего, самой же этому способствовать. А пока у компании нет крупного дистрибьютора, возможно, стоит предложить полезный продукт на реализацию фитнес-клубам или КТЖ, чтобы пассажир всегда мог купить у проводника в качестве перекуса чипсы из конины.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики