Алмакдональдс — новая кинореальность

Местный кинематограф все еще поддерживается государством и частными инвесторами, но не продвигается внутри страны

Алмакдональдс — новая кинореальность

Отсутствие целеполагания — пожалуй, основной недостаток субсидируемого из госбюджета казахстанского кинематографа. И республика, и регионы не против поддерживать фильмы — особенно культурно-исторические. Но система не отстроена так, чтобы просветительский, агитационный и любой другой эффект, который кинопродукт должен оказывать на зрителя, достигал адресата. Даже в признанном центре культурной жизни страны — южной столице Казахстана — нет кинотеатра, где крутили бы отечественные фильмы. Кинодеятелям приходится пользоваться альтернативными каналами распространения, вроде ютюба.

Срез проблем современного местного кино дает в беседе с «ЭК» Олег Белов, алматинский музыкант, режиссер, автор более 20 короткометражек, призер Нью-Йоркского фестиваля евразийских фильмов, пресс-атташе кинофестиваля «Казахстан: калейдоскоп картин» (Лос-Анджелес).

Экологическое и неизбитое

— Олег, как обстоят дела с госфинансированием отечественного кино на данный момент?

— В условиях кризиса государственное финансирование кинопроектов заметно снизилось. Основную часть картин стали производить частные студии. Мы недавно обсуждали вопрос доминирования частных киностудий в 2015 году с Гульнарой Абикеевой. Она является одним из основателей премии «Выбор кинокритиков», которая стала, пожалуй, самым заметным явлением в фестивальной палитре последних двух лет. Вот какие цифры она привела. Четыре из 21 фильма снято в регионах Казахстана: три фильма в Шымкенте и один в Темиртау. Четыре успешные фестивальные картины: «Шлагбаум», «Жат», «Ореховое дерево», «Первая жена Сагынтая». Четверка успешных коммерческих фильмов: «Свадьба на троих», «Адель», «Побег из аула. Операция “Махаббат”, «Рэкетир-2». Четыре региональные ленты: «Омир-ай», «Расплата», «Потому что шымкентский», «Регион 13». Две исторические ленты: «Кунанбай» и «Аманат». Снимать историческое кино — с декорациями, костюмами — может себе позволить далеко не каждая кинематография в мире. 10 дебютных картин, то есть половина фильмов, сняты режиссерами, которые раньше не работали в полном метре. «Если бы эту статистику анализировали маркетологи, они сказали бы о том, что наш отечественный кинематограф находится в ситуации безусловного подъема»,— сказала Абикеева.

Что касается студии HDV.kz, где я работаю вместе с режиссером Виталием Дворецким, то мы всегда помним слова Тимура Бекмамбетова, что недостаточно написать талантливый сценарий, нужно еще талантливо найти средства. Не нужно ждать, что прилетит, вдруг, волшебник в голубом вертолете. Если он и прилетит, то это будет скорее МЧС, которое будет нас спасать от селя, вызванного нещадной застройкой гор.

Хотя у нас есть продуктивный опыт работы с вертолетами. В прошлом году мы сняли небольшой фильм о фестивале наблюдателей за птицами «Крылья Алаколя». Мы использовали наш мощный квадрокоптер, чтобы показать красоты Пестрого озера с птичьего полета. Получились эффектные кадры, наша камера догоняла поезд, летала то над автобусом, то над быстрым катером. Вдобавок мы придумали необычный жанр — рифмонтаж (рифмованный репортаж) — это когда все участники фестиваля неожиданно начинают говорить стихами. Этот экспериментальный фильм мы снимали бесплатно, но у нас появилась мысль показать его вертолетной компании Sky Service, ведь наша камера выписывала пируэты, на которые способен только вертолет. Им понравился материал, и компания стала спонсором фильма, который мы назвали «Крылатая история».

— Как вы подходите к выбору тем?

— Большая часть наших картин посвящена путешествиям, поэтому мы активно ведем переговоры с туристическими компаниями. Сотрудничая с туроператором Kompas, мы сняли фильм «ШелЭКОвый путь» о развитии экотуризма на казахстанской части Шелкового пути.

После этого компания доверила нам съемки фильма о Вьетнаме — «На туристской тропе Хошимина». И мы объехали всю страну от бухты Халонг на севере до устья Меконга на юге и даже спускались в норы подземного партизанского города Кучи. Нужно привлекать к проектам и медийных персон. В съемках нашего вьетнамского фильма участвовал известный музыкант и блогер Александр Цой. Его отличная спортивная форма позволила легко перенести бешеный темп съемок. Премьера фильма состоится в этом году.

Важно находить неизбитые темы. Целую серию фильмов мы сняли об озере Алаколь и проходящих там фестивалях. Их проводят журнал «Ветер странствий» и курорт «Пеликан». Эта часть Казахстана, примыкающая к Джунгарским воротам, недостаточно известна, но удивительно красива. Там соединяются Великая степь, Великие горы и Великие озера. Мы называем это место Казахстаном в миниатюре. Съемки фильмов стали возможны благодаря тому, что нас поддержали торговые дома «Корган» и «Робинзон», которые специализируются на рыболовном и охотничьем снаряжении. В другом случае мы решили снимать фильм об альпиниаде на пике Молодежный в Заилийском Алатау. Мы поделились этой идеей с директором магазина Limpopo Андреем Краснобородкиным. И этот магазин, специализирующийся на альпинистском снаряжении, стал нашим спонсором, и мы сняли фильм «Бархатная альпиниада» об удивительной алматинской традиции. У нас даже хватило сил затащить штатив и камеру на высоту 4200 метров и снять песенный клип в условиях разряженного воздуха.

Не стоит думать, что сотрудничество с государственными структурами является слишком проблематичным. Конечно, процедуры и документооборот в госорганах слишком продолжительны по времени. Но у нас есть положительный опыт сотрудничества с акиматом Алматинской области. Они поддержали наш проект фильма о Валихановской экспедиции «Кашгарская Одиссея». Вместе с руководителем экспедиции Мауленом Есимхановым мы повторили путь Чокана Валиханова в Кашгар через высокогорные перевалы Тянь-Шаня. Премьера этого фильма состоялась в начале года на талдыкорганском канале «Жетысу».

Дорога на Бишкек

— Можно ли говорить о формировании казахстанского стиля в кинематографе? На какие темы снимаются картины? Что пользуется успехом у зрителей?

— Успехом чаще пользуются комедии и исторические фильмы. Но продюсер Гаухар Нуртас, например, убеждена, что коммерчески успешной может быть и социальная драма. Проект фильма «Токал» (режиссер Евгений Чельцов), в котором она выступила не только как продюсер, но и как актриса, вызвал большие споры и заметный интерес. С начала двухтысячных Гаухар живет и работает в Голливуде, проводит там фестивали казахстанского кино и тенгрианской культуры и хорошо понимает, что социальная драма может стать успешной как для отечественного, так и для западного зрителя. Основные съемки проходили в Алматы, среди исполнителей главных ролей Ерик Жолжаксынов, Жанель Макажан, Тунгышбай Жаманкулов. В съемках части фильма в Лос-Анджелесе участвовал голливудский актер Джексон Рэтбоун (сыгравший вампира Джаспера в фильме «Сумерки»). На этот раз у него роль не такая кровожадная, он играет бизнесмена.

Что касается моего подхода к короткометражным фильмам о путешествиях, то мы, как мне кажется, нащупали свой стиль. Свои фильмы с Виталием Дворецким мы называем натуральными. Одним из главных героев в них является природа. Мы часто соединяем документальный и художественный формат, делаем воздушные и подводные съемки. Принципиально используем только авторскую музыку. Нам помогают группы «Аквафон» и MiBemol, композиторы Павел Аксенов, Эдуард Двухименный, Александр Белоносов, мультиинструменталист Талгат Хасенов. В наших фильмах задействованы певицы Сара Найман и Евгения Губанова. Очень часто мы завершаем фильм песней, специально написанной для него. Она затем существует и отдельно в виде клипа. Именно так стало с недавней картиной «Пять лет УДАвольствия», премьера которой состоялась 10 апреля.

В финале фильма звучит песня группы «Аквафон» «Не говори “прощай”». Это, кстати, экспериментальная композиция, мы назвали ее интер-песней, в ней используется 31 язык. У нас даже появилась мысль отправить этот клип на бразильскую Олимпиаду. Кстати, в начале мая мы будем снимать на Алаколе новый фильм и новую интер-песню «Дай мне руку», в которой будут использоваться уже 43 языка. Традиционно мы приглашаем к съемке всех желающих участников фестиваля «Крылья Алаколя». Все, что нужно — это иметь в одежде атрибут какого-то национального костюма.

— Насколько остро для независимых авторов стоит проблема проката и вещания?

— Проблема очень острая. Например, снятый на «Казахфильме» фильм Ербола Жумагулова «Книга» был показан на международных фестивалях, но в Казахстане его так и не увидели. И это притом, что тема картины очень актуальна — духовный поиск в условиях, когда все вокруг продается. Фильм Адильхана Ержанова «Хозяева» собрал массу призов, но также не был допущен к показу. Его интернет-премьера состоялась недавно на ютюб-канале PartyZan TV, который мы открыли с единомышленниками, чтобы поддерживать независимые проекты. В нашей студии HDV.kz мы не касаемся политики, снимаем фильмы о природе, путешествиях, у нас уже целая серия фильмов Avantourism, но и мы сталкиваемся с проблемами при размещении на республиканских телеканалах. Однако не стоит опускать руки, а если и стоит, то только в случае, если вы снимаете нижний план. Нужно талантливо вести переговоры. Мы смогли договориться о сотрудничестве с кабельным каналом «Туран», который целиком посвящен туризму. Руководитель канала Роман Ботабеков — большой энтузиаст в деле продвижения туристического имиджа Казахстана. Нам готова помочь с эфиром Национальная ассоциация телерадиовещателей. Ее руководитель Шолпан Жаксыбаева отмечает, что у региональных каналов острый дефицит материалов. Поэтому нужно идти в регионы.

Недавно мои друзья пожаловались, что не смогли найти в Алматы кинотеатр, где бы они могли посмотреть фильм на казахском языке. И это действительно проблема. При этом в прошлом году в центре города был снесен кинотеатр «Алатау» и на его месте сейчас строят «Макдональдс». Я это называю превращением культурной столицы в Алмакдональдс. А ведь «Алатау» могли сделать кинотеатром отечественного кино, которым он преимущественно и был когда-то. Кстати, в Бишкеке есть кинотеатры, где крутят только киргизские фильмы. Так что, если хочется что-то посмотреть на местном языке, надо ехать в Бишкек, а если хочется отведать фастфуд, добро пожаловать в культурную столицу Казахстана.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?