Творческая задача: выжить

Редакционная статья

Творческая задача: выжить

Нынешний выпуск мы решили целиком посвятить теме существования культуры в условиях рынка. Нашей целью было понять, на что живет культура, на примерах ее отдельных сегментов — театра, кино, музеев и литературы. Показать, как она развивается и насколько ее развитие идет в ногу с мировыми трендами. Казалось бы, инспектировать процесс перехода культуры на рыночные рельсы было бы логично лет 20 назад, когда в целом завершился переход от социалистической экономики к рыночной. Действительно, тогда культурный сектор круто изменился и по форме, и по содержанию. Но за прошедшие 20 лет маятник успел качнуться в обратную сторону: государство вернуло себе активную роль в финансировании культурных учреждений и проведении культмероприятий.

К нынешнему кризису мы подошли с Министерством культуры, которое не только устанавливает правила и контролирует их соблюдение, но и вкладывает миллиарды в производство фильмов, проведение концертов, выставок, покупку картин и скульптур и так далее. Судя по всему, скоро маятник начнет возвращаться в прежнее положение: государство стремится сократить прямые траты на культуру, приватизирует культурные учреждения. Наблюдать за этими изменениями важно хотя бы потому, что там крутятся немалые деньги, а уровень прозрачности в системе, если сравнивать с 1990‑ми, по отзывам наблюдателей, не стал выше.

Первая особенность, которую мы зафиксировали в своем беглом анализе,— обилие тисков, границ, в которых зажата и варится отечественная культура. Формально у отечественных деятелей культуры и творческих коллективов два основных источника доходов: Минкультуры и спорта с его бюджетом в десятки миллиардов тенге, и рынок, потенциал которого может быть высок, да отдача крайне маленькая. По факту редкие игроки на культурном поле используют оба источника. Кто-то получает деньги у государства и в принципе не нацелен на контакты с рынком. Другие, ориентирующиеся исключительно на рынок, не видят смысла ломать шапку перед чиновниками, которым куда важнее обеспечить освоение средств (именно это индикатор их деятельности), а не создание среды, вызывающей появление в какой-то далекой перспективе великих творцов и шедевров.

Дефицит ресурсов — это не только дефицит денег. Но и идей, людей, времени и знаний. Иногда одновременно. Одна из наших собеседниц шутя рассказывает: только появляется возможность создать интересный коммерческий проект и для этого созревает все вокруг — воля, идея и клиенты, как происходит девальвация.

Казахстану тяжело экспортировать свою культуру. И хотя культурный экспорт сегодня пересекает государственные границы с легкостью, есть объективные сдерживающие факторы. У нас нет исторического шлейфа из великих писателей, композиторов, художников, на плечах которых смогли бы встать талантливые современники. Пока нет и коллекций работ, притягивающих мировое внимание. Очень большая часть культуры страны (литература, театр, кино) пока не может работать для всех казахстанцев. Часть ориентирована на казахоязычную аудиторию, другая — на русскоязычную. И если кино могут спасти субтитры, то книгу, например, нужно переводить. А это дополнительные ресурсы.

Ко всему перечисленному нужно добавить еще и сегментированность самой культурной среды: творческим людям нелегко ужиться друг с другом, поэтому не нужно безденежья, чтобы разрушить какой-либо проект или творческий союз. Второй момент, который мы отметили в ходе подготовки этого номера: на фоне общего скептицизма деятели культуры кажутся оптимистами. Они ведь и в хорошие годы едва сводят концы с концами. Застарелые проблемы их отрасли хронически не решаются, да и небюджетных пожарных мер поддержки — вроде девальвации национальной валюты в случае с нефтяниками и металлургами — для культуры не предусмотрено.

Впрочем, падение доходов культура наверняка ощутит (если еще не ощутила) серьезное. Сфера услуг в нашей стране — производная от реального сектора. Пояс затянул главный спонсор культуры — государство, а за ним и квазигосударственные компании. Немногочисленный частный сектор ужимал непроизводственные расходы уже давно. На меценатов сейчас грустно смотреть.

Госкультсектор, сидящий на стабильных бюджетных поступлениях, выживет. По крайней мере, те учреждения, которые люди сверху не решат закрыть административно. Для вольных художников в таких условиях целью становится выживание: как коллективов, так и отдельных людей в профессии.

Читайте тему номера: Хлеба для зрелищ

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?