Время толлинга

Премьер-министр пообещал не поднимать цены на бензин
Премьер-министр пообещал не поднимать цены на бензин

Похоже, что задача повышения доли загрузки отечественной нефтью казахстанских НПЗ будет решена уже в ближайшие несколько лет. И помогают повысить локализацию местных НПЗ, как ни странно, экспортеры нефти. Дело в том, что российские партнеры Казахстана по Единому экономическому пространству с каждым годом сокращают объемы экспорта «черного золота» в РК, где на нем работают Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и частично Шымкентский НПЗ. Недостающие объемы планируется восполнять казахстанской нефтью, а дефицит ГСМ на рынке — продуктами, получаемыми по толлинговым схемам с НПЗ из-за рубежа.

В прошлый понедельник об очередном сокращении российского экспорта объявил на селекторном совещании глава Министерства нефти и газа (МНГ) Сауат Мынбаев: «На 2012 год ситуация тоже непростая. Мы получили достаточно твердую позицию России, что вместо 7 миллионов тонн, как это было в прошлые годы и в этом году, лимит поставок на следующий год составит всеми видами транспорта 6 миллионов тонн». В условиях снижения импорта сырья и дефицита качественного топлива МНГ считает нужным ограничить поставки российской нефти на мини-заводы, где вырабатываются нефтепродукты низкого качества. Министр особо подчеркнул, что, кроме нефти, Россия лимитирует поставки некоторых нефтепродуктов, в том числе бензина и авиатоплива. Напомним, что доля российской продукции в сегменте высокооктановых марок составляет больше 50%.

Выходом из сложившейся ситуации г-н Мынбаев считает толлинг. «Дело в том, что если мы не сможем завезти, как в этом году, необходимые объемы нефтепродуктов, а своих мощностей не будет хватать, то при нынешнем разрыве цен с Российской Федерацией было бы логично вывозить свою нефть, перерабатывать и эту линейку произведенных нефтепродуктов завозить обратно», — проиллюстрировал коллегам схему глава МНГ. Напомним, что идея толлинга нефти в уходящем году министерством поднималась неоднократно. В одном из последних заявлений на эту тему на конференции KIOGE-2011 в октябре г-н Мынбаев рассказывал о планах толлинга с приграничными китайскими НПЗ. Но запустить процесс пока не получается, как отметил министр, из-за «налоговых нюансов». Он выразил надежду, что все проблемы удастся решить в «достаточно ускоренном темпе».

Возможно, вопрос с толлингом оперативно не решают потому, что ограничение ввозимых в Казахстан объемов нефти россиянами еще не стало критичным. Гендиректор ПНХЗ Шухрат Данбай в интервью информагентству «Интерфакс-Казахстан» 30 ноября твердо заявил, что завод в следующем году не будет перерабатывать отечественную нефть, а из 6 млн тонн, заявленных РК, павлодарцам достанется 5. Хотя в нынешнем году ПНХЗ получил такой опыт: заминка российских поставок вынудила нефтехимиков прокачать кумкольскую нефть на север. Напомним, что казахстанское сырье с высоким содержанием газов ПНХЗ, «заточенному» под западносибирскую нефть, перерабатывать сложнее технически.

Дефицит сырья заметно осложнил бы ситуацию на отечественном рынке ГСМ, где с весны наблюдается нехватка топлива и, как следствие, рост цен на него, сопровождающийся падением качества. Поэтому правительство пытается сфокусировать внимание общества на положительных новостях. «Цена на ГСМ в декабре повышаться не будет», — прокомментировал ставки предельных цен на ГСМ (контролируются дизтопливо и бензины АИ-80 и АИ-92) в своем Twitter-аккаунте премьер Карим Масимов. После стремительного роста летом осенью предельные цены правительство не повышает, хотя сам по себе факт такой стабилизации членам кабмина позитивным не кажется. Сауат Мынбаев в среду заметил, что считает нецелесообразным вводить предельные цены на дизтопливо и авиатопливо. «Во-первых, его не так много завозится, во-вторых, то дизтопливо, которое завозится из РФ, отличается по качеству. При температуре ниже 30 градусов на наше дизтопливо вообще есть ограничения по использованию. А регулировать ценами импортные поставки — лето показало — чревато», — заметил он.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее