Хаос на подмостках

Сейчас концертный рынок находится в хаотическом состоянии и напоминает времена Дикого Запада

Концертную деятельность в современных рыночных условиях можно рассматривать с трех сторон: со стороны артиста, творческого человека, со стороны организатора-промоутера и со стороны зрителя. В эпоху расцвета цифровых технологий концертная деятельность остается основной статьей дохода артиста. Эту деятельность артист может осуществлять двумя способами: самостоятельно организуя свои концерты и получая прибыль от кассовых сборов или работая за гарантированный гонорар. Ко второму способу относятся все частные мероприятия и гастроли, которые организуются промоутерами.

Неконцертные успехи рэпа

Абсолютное большинство казахстанских артистов предпочитает работать на частных мероприятиях. Именно поэтому казахстанский шоу-бизнес и называют той-бизнесом. Винить лишь артистов в этом нельзя. Отсутствие инфраструктуры, современных залов, качественной музыкальной аппаратуры и специалистов не позволяет казахстанским артистам вплотную заниматься гастрольной деятельностью, ездить по стране и рассчитывать на серьезные кассовые сборы. Основные гастрольные города Казахстана — Алматы, Астана и Караганда. Остальные города артистами очень редко рассматриваются как пункты туров.

Негативную роль играет и экономическая ситуация в регионах. Максимальная цена билета там составляет не более 3000 тенге, в то время как в Алматы и Астане цены на билеты с этой цифры стартуют. Самые большие залы в регионах вмещают не более 500–700 человек. При такой арифметике рассчитывать на прибыльные концерты в казахстанских провинциальных городах не приходится.

Разумеется, эта ситуация оказывает колоссальное влияние на формирование и развитие массовой музыкальной культуры. Так как основным источником дохода для артистов являются частные заказные мероприятия, то и творчество свое они подстраивают под вкусы застолий. Арт-рок на свадьбах не поют, там ценятся простые танцевальные ритмы или душещипательные напевы. Вот такие песни и предпочитают исполнять наши артисты. Это обедняет палитру музыкальных вкусов и предпочтений в регионах. Там намного труднее популяризовать, например, рок-музыку или джаз.

Так как основным источником дохода для артистов являются частные заказные мероприятия, то и творчество свое они подстраивают под вкусы застолий

Казахстанская рэп-культура — отдельный феномен. Отечественные рэперы пользуются невероятной популярностью во всех городах. Рэп-концерты не требуют большой организации (до определенного момента), и такие исполнители могут выступать на любой площадке. Рэперы необычайно популярны в соцсетях и с их помощью легко и быстро организуют свои выступления, не затрачивая средств на рекламу и промоушн. Например, официальная группа «ВКонтакте» самой популярной отечественной рэп-команды DaGuddaJazz составляет 70 тыс. подписчиков (к этому следует добавить несколько фанатских групп и личные страницы каждого из участников команды, и получится более 100 тыс.). Это одно из самых крупных сообществ в казахстанском сегменте интернета. С помощью своих фанатов группа организует выступления не только в Казахстане, но и в российских городах и даже за рубежом. Например, недавно DaGuddaJazz дала первый концерт в Китае.

В то же время их не встретишь в больших концертных залах, а их клипы редко демонстрируются в эфирах музыкальных каналов. Причина кроется все в той же пресловутой инфраструктуре. Стоимость аренды концертных залов в Алматы и Астане варьируется от одного до трех миллионов тенге, небольшой концертный зал в университете или в бывшем ДК можно арендовать от 150 тыс. тенге. Это влияет на стоимость билетов. Аудитория рэп-групп не может позволить купить себе билет за 10–15 тыс. тенге, их потолок — 3–5 тыс. Поэтому рэп-музыка, считаясь во всем мире важной составляющей мейнстрима, в Казахстане находится на положении андерграунда.

Активная экспансия сельской культуры в городскую среду привела к тому, что представители народной музыки прекрасно освоились и на столичных городских площадках. Самыми кассовыми концертами последних двух лет стали выступления Кайрата Нуртаса, Ернара Айдара, Торегали Тореали. Билеты на концерты этих исполнителей продаются по вполне демократичным ценам, от 2 до 5 тыс. тенге. Так, цена билета на юбилейные концерты Кайрата Нуртаса в декабре 2015 года не превышала 3 тыс. тенге. За эти деньги слушатели получили качественное полноценное световое 3D-шоу с живым звуком, танцевальными костюмированными номерами и приглашенными российскими звездами Тимати и Нюшей. Таким образом, концерты топовых отечественных исполнителей начинают составлять серьезную конкуренцию рынку кинопоказов, находясь с ним в одном ценовом сегменте.

Искусство малых пространств

Формирующаяся музыкальная культура и сложившиеся предпочтения казахстанцев оказывают влияние и на то, какие артисты приезжают к нам на гастроли. В силу географической удаленности и, как следствие, дорогой логистики Казахстан редко попадает в концертные туры российских и западных артистов. Только в последние годы стали делаться первые шаги по встраиванию республики в расписание туров. Таковым стало громкое событие осени 2015 года — концерт американской группы Limp Bizkit, а также ряда российских андерграундных проектов. Как правило, если группа находится в туре, то цена за выступление значительно ниже, чем за разовый концерт. Сложившийся у Казахстана имидж страны, где готовы за все платить втридорога, привел к тому, что гонорар российских звезд за выступления в разы превышает среднюю ставку по России. В результате промоутеры не рискуют привозить новых и интересных артистов, опасаясь, что не соберут зал и не заработают своих денег. Поэтому казахстанский зритель имеет очень ограниченный ассортимент гастрольных концертов. К нам из года в год ездят Стас Михайлов, Григорий Лепс, Валерий Меладзе, группы «Би-2» и «Ленинград».

Отсутствие залов — еще одна преграда на пути развития отечественного концертного рынка. Все имеющиеся профессиональные площадки в двух столичных городах рассчитаны на 1–5 тыс. мест. Не каждый казахстанский, да и приезжий артист может похвастаться тем, что соберет такую аудиторию. А ведь от этого зависит окупаемость концерта и заработок организатора и, как следствие, его желание работать дальше и расти профессионально. Экономика концерта проста: 70% заполняемости зала окупают все расходы, оставшиеся 30% — идут в доход организатора или артиста. Однако на музыкальном рынке Казахстана и соседней России существует множество независимых артистов, которые успешно могли бы работать в небольших и потому недорогих залах, обеспечивая себе и организаторам sold-оut. Это положительным образом скажется на состоянии музыкальной культуры в стране, повысит уровень профессионализма казахстанских промоутеров и сделает концертный бизнес серьезным игроком на рынке и привлекательной сферой для инвестиций. Сейчас, по приблизительным подсчетам, оборот зрелищных мероприятий в Казахстане за последние три года не превышает 8 млн долларов.

В развитии концертного рынка заинтересованы не только его игроки. Серьезные промоутеры, которых в Казахстане не более 15 человек, конечно, хотели бы его упорядочить и гармонизировать. Сейчас концертный рынок находится в хаотическом состоянии и напоминает времена Дикого Запада. Организацией концертов занимается множество случайных людей, в результате чего зрители очень часто оказываются обманутыми — например, не могут вернуть деньги за отмененные концерты. Все чаще, особенно в регионах, происходят мошеннические действия, когда неизвестные люди, используя имена популярных артистов, продают билеты и исчезают. Конечно, свою «санитарную» роль сыграет кризис. В кризис люди не склонны радикально экономить на досуге, но при этом будут более придирчиво выбирать для себя развлечения.

Серьезным игроком на рынке может стать государство. Построив по стране сеть разномасштабных концертных залов, можно создать новые рабочие места, обеспечить дополнительные источники доходов в казну и качественно поднять культурный уровень населения. Ведь от недостатка и недоступности мест для выступлений страдают не только эстрадные певцы, но и представители других музыкальных направлений, в том числе государственные коллективы.

* Продюсер проекта Artparovoz, руководитель билетного агентства «Меломан».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?