Неэкономическая миссия

Музей искусств вроде Кастеевки не может быть рыночно ориентированным, и все же должен активно работать с меценатами

Неэкономическая миссия

Как существуют в условиях рыночной экономики отечественные музеи и какова их роль в общественной и политической жизни страны? На вопросы журнала «Эксперт Казахстан» отвечает профессор, доктор философских наук, директор Государственного национального музея искусств им. Кастеева Гульмира Шалабаева.

Фандрайзинг не помешает

— Гульмира Кенжеболатовна, каково место отечественных музеев, а также галерей и арт-центров в культурной, экономической и социально-политической жизни Казахстана? Какое отношение к ним демонстрируют государство, бизнес, общество?

— Музейные институции являются важнейшим культурно-историческим кластером в жизнедеятельности общества. В зависимости от направленности — художественные, исторические, научные и прочие — они выполняют важнейшую функцию хранения культурной и исторической памяти народа и страны. Миссия и деятельность музея должна быть созвучна идеям государства — в культурной, политической, социальной стратегиях. Очевидна значимая роль музея в каждом отдельно взятом аспекте. В культурной жизни Казахстана музеи играют определяющую роль, будучи центрами искусства, образования и, конечно, организации досуга. В социальном плане важно говорить о музее как глашатае важнейших морально-этических, нравственных, эстетических основ, которые должны быть базовой установкой музея.

Что касается художественных музеев, в истории немало примеров, когда искусство становилось и политическим инструментом, и средством пропаганды значимых идей. Музей в визуальной художественной форме концентрирует эти идеи, представляя их в современном или историческом контексте. Инициативы музея Кастеева направлены на реализацию важных задач в рамках стратегии государственной политики. Примером тому являются крупные проекты, ставшие резонансными общественно значимыми событиями. В 2015 году состоялся ряд выставок, посвященных 550‑летию с момента основания Казахского ханства — важной даты в истории государства. Это выставка «Эхо Великой степи», которая объединила музейные работы и авторские произведения на историческую тему, а также две республиканские экспозиции, проведенные музеем совместно с Союзом художников РК, где были представлены живопись, скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство современных казахстанских художников. Ожидается, что большое значение будет иметь и проект национального конкурса «Бабалар аңсаған Тәуелсіздік», посвященного 25‑летию независимости Казахстана, что также является вкладом в развитие государственной политики через искусство. Что же касается отношения к музейным институциям со стороны бизнеса — юбилейный год 80‑летия музея стал показательным в плане успешного взаимодействия с бизнес-структурами, когда многие важные события получили поддержку спонсоров и меценатов, и мы надеемся, что эта связь будет крепнуть. Так, выставку Зураба Церетели спонсировал известный меценат Нурлан Смагулов. Благодаря банку RBK музей смог создать первый документальный фильм об истории музея, выпустить красочный юбилейный альбом. При поддержке Bank RBK, Capital Group, Olymp Union и других компаний на юбилейную конференцию приехали специалисты из-за рубежа: Англии, Германии, России.

Музей Кастеева учредил попечительский совет музея именно с целью усиления взаимодействия с донорами и меценатами

Что касается частных институций, деятельность в них осуществляется в ином русле и масштабе, чем в музее, но по сути своей они схожи. Единственное, что кардинально нас отличает, это коммерческий аспект деятельности. Значима роль галерей в формировании художественного наполнения города, открытии новых имен в арт-процессе и развитии арт-рынка. И, безусловно, и галереи, и арт-центры вносят свой вклад в развитие культуры и изобразительного искусства страны, в образование и просвещение общества.

Государство в значительной степени поддерживает музеи, без этой поддержки музеи не смогли бы функционировать. При этом музеи наделены правом зарабатывать на своих услугах, иметь собственный доход, который направляется на нужды музея и его развитие. Поддержка общества в основном выражается в проявляемом интересе к нашей работе, посещении выставок и тех мероприятий, которые инициируются музеем. Наиболее активные члены общества вступают в клуб «Друзей музея», который мы учредили в этом году.

— Можно ли прояснить особенности существования и функционирования музея, сравнив с подобными зарубежными институциями? Насколько успешно применим к отечественному музею зарубежный опыт? Есть ли у казахстанского музея своя специфика развития?

— Все же принцип функционирования зарубежных музеев несколько отличается от местных. Большинство музеев постсоветского пространства существуют за счет государственного финансирования — это типичная модель и для нашего региона. Совершенно иная модель функционирования арт-организаций существует за рубежом, в частности, в США. Большинство музейных коллекций там существует за счет различного вида донорской поддержки — меценатов и спонсоров, покрывающих львиную долю расходов. Государство берет на себя лишь малую часть небольших ежегодных дотаций, выделяемых на поддержку арт-организаций. Зарубежные музеи имеют весомый доход от входных билетов, благодаря большому количеству туристов со всего мира. Туристов в Алматы несколько меньше, но многие из них непременно посещают наш музей.

Таким образом, можно говорить о ряде сходств и различий. Не вижу причин, почему бы не внедрять успешные достижения зарубежных арт-институций. Например, усиливать фандрайзинг, или взаимодействие с донорами (для чего важно заручиться поддержкой государства, которое, например, может предложить льготы по налогообложению для спонсоров и меценатов), или развивать инфраструктуру и сервисное обслуживание музея. Музей Кастеева учредил попечительский совет музея именно с целью усиления взаимодействия с донорами и меценатами. Но если там войти в попечительский совет известного музея является честью и люди стоят в очереди, чтобы войти в его состав, то у нас такая тенденция не наблюдается.

Квест и вернисаж

— Что означает термин «современный музей» и как он вписывается в современную культуру? На примере успешно или недостаточно успешно перенимаемого западного опыта. В каком смысле можно говорить о музее как о экономической единице?

— Термин «современный» применительно к музею в моем понимании определяет гибкость музея, готовность отзываться на актуальные потребности времени, общества. Это подразумевает и концептуальные установки, и внедрение технологических и других инноваций, и инициирование востребованных социально значимых проектов. Так, в нашем музее впервые были представлены персональные выставки известных за рубежом художников contemporary art Ербосына Мельдибекова и Елены и Виктора Воробьевых.

Мы стараемся по мере возможности внедрять современные технологические улучшения в музее. Например, у нас осуществляется проект виртуальной галереи скульптур в 3D-формате, опять же впервые в Казахстане. Мы ввели QR-коды в некоторых залах и продолжаем работу над их внедрением во всех залах музея. В этом году мы планируем ввести в музее аудиогиды на русском, казахском и английском языках, и те посетители, которые предпочитают персонально медленно и внимательно знакомиться с музеем, смогут изучать его самостоятельно. Кроме этого, мы ведем веб-сайт музея и имеем активные страницы в социальных сетях, которые информируют наших подписчиков чрезвычайно оперативно, в связи с чем среди СМИ и жителей Алматы в настоящее время существует мнение, что жизнь в музее буквально «кипит», а также они всегда имеют оперативную информацию о разнообразнейших событиях музея, которые они могут посетить, таких как интереснейшие выставки, лекции, встречи, мастер-классы ведущих художников Казахстана, традиционного искусства и другие.

Еще одним важным аспектом активной работы наших страниц в социальных сетях является большое число подписчиков из других стран, таких как Россия, Украина, Узбекистан, США, Великобритания, Франция, Германия и других, которые через нас получают представление об изобразительном искусстве Казахстана. Социальные сети дают нашим друзьям и уникальную возможность личного, персонального общения с музеем, мы получаем большое количество теплых, восторженных отзывов о наших мероприятиях, и число наших друзей регулярно растет. Например, количество подписчиков нашей страницы в фейсбуке уже достигло 5500, в твиттере — 2020, в несколько раз выросло число подписчиков в инстаграме. Владельцы планшетов всего мира читают красочные статьи о музее с сайта Open.kz, за что нам хотелось бы поблагодарить главного редактора сайта Мурата Нурмухамбетова. Как видите, мы стараемся идти в ногу со временем, используя современные технологии.

Но кроме непосредственно технологий, мы также внедряем инновационные методы подачи искусства, такие как «Музыкальный вернисаж» и квест-игры. Музыкальный вернисаж знакомит наших гостей с разнообразной музыкой — классической, фольклорной, джазовой и коллекцией музея соответственно тематике, как бы два в одном. У нас выступают лучшие музыкальные коллективы Казахстана, например, ведущая солистка «Астана Опера» Дина Хамзина даже прилетала на наш концерт из Астаны. Еще одним видом инновационной подачи искусства, особенно для молодежи, являются квест-игры, в которых все участвуют с большим азартом, с юмором и в активной занимательной форме знакомят наших молодых гостей с коллекцией музея.

Мы также стараемся разнообразить наши мастер-классы. Большой популярностью, например, на неделе Наурыза в музее пользовался мастер-класс по росписи керамических чайников, а в качестве примеров выступали чайники, расписанные лучшими художниками и дизайнерами Казахстана, такими как Гульжамал Тагенова, сестры ГаБо, Куралай Нуркадилова и другие. Подачи знакомства и изучения искусства, его видов у нас самые что ни на есть разнообразные — от традиционных до активных, занимательных, инновационных.

Что касается экономической отдачи. Дело в том, что практически музейные организации не имеют никакого отношения к коммерции как таковой — даже ведущие музеи мира не существуют на самоокупаемости, нуждаясь в дополнительной поддержке извне, со стороны государства или спонсоров. Цель музея состоит в другом — формируя и развивая художественную ситуацию в стране, музей является институтом социокультурной памяти, который сохраняет и транслирует культурный код нации.

Вместе с тем, идя в ногу со временем, мы при содействии современного дизайнера модернизировали и практически открыли новый сувенирный магазин, наладив небольшое производство сувениров. Он не приносит нам сверхприбылей, но алматинцы и гости города могут приобрести замечательные красочные сувениры на память о музее, нашем искусстве и Казахстане.

— В чем состоит роль государства в истории существования музея и как влияет на них современная ситуация «рыночных отношений»?

— Экономическая ситуация, безусловно, оказывает значительное влияние на все сферы жизни общества, а особенно на сферу искусства, которая страдает в период кризиса в первую очередь. Это сильно сказывается прежде всего на деятельности частных коммерческих галерей, как вы помните, в середине 2000‑х годов многие из них были закрыты. Но при этом открываются новые арт-площадки, и музейный проект Art & Fact 2015 года показал, что эти структуры продолжают существовать и развиваться в любых экономических условиях. Именно они оказывают большое значение на развитие рыночных отношений в искусстве, формируя спрос и предложение, принимая участие в аукционах. Что касается роли государства в музейном функционировании — по сути она является определяющей. Большинство музеев Казахстана являются государственными, существуют за счет госфинансирования.

— Какие другие институты, кроме государства, должны принимать участие в судьбе музея и как? Насколько этому способствует нынешняя правовая и экономическая ситуация?

— Я бы смягчила формулировку — не должны, а могли бы быть заинтересованы. Так, музей Кастеева налаживает партнерские взаимоотношения с различными организациями. Это и зарубежные организации в сфере культуры и искусства, с которыми музей давно успешно взаимодействует, это и коммерческие предприятия, оказывающие поддержку музейным проектам, и дипломатические представительства, без участия которых невозможно было бы проведение зарубежных проектов. Например, в 2016 году мы уже провели и проведем несколько международных выставок совместно с генеральными консульствами Венгрии, Германии, посольствами Франции и Швейцарии. Мы открыты к любым плодотворным и полезным взаимосвязям. Нынешняя экономическая ситуация, прямо скажем, отразилась не лучшим образом. Кризис, как вы сами понимаете, не способствует спонсорству в отношении учреждений культуры.

Эра меценатства

— Расскажите про институт меценатства в Казахстане и его участие в музейной жизни. Про историю фонда музея (галереи, центра) и появление у него спонсоров. Меценаты — кто они? Какова роль личных связей в формировании отношения к музею (галереи, центра) и его политики?

— Этот вопрос уже затрагивался ранее. Пока институт меценатства в Казахстане в зачаточном состоянии, и остается надеяться, что это проблемы роста. С улучшением экономической ситуации, с ростом культурного уровня общества, с расширением круга коллекционеров и любителей искусства институт меценатства будет только развиваться. Потенциал в стране для этого есть. И это мы наглядно увидели на открытии выставки «Искусство Страны Советов» антикварного салона «Кара Гюрла» в нашем центральном выставочном зале в конце марта этого года. Музей инициирует взаимодействия со спонсорами, и в прошлом году они были весьма удачны. Кроме того, что я уже перечислила, мы улучшили материальную базу музея, были решены многие практические задачи, например, закуплено 32 компьютера для сотрудников и так далее. Кому-то может показаться, что это мелочи, но без них невозможна полноценная работа. Впервые появился магазин сувениров с музейной тематикой, что также немаловажно для имиджа и менеджмента музея. Попечительский совет и клуб «Друзей музея» предоставляют желающим внести свой вклад в дело сохранения и приумножения национального достояния Казахстана. Есть люди, для которых это действительно важно! Со страниц вашего издания призываю всех неравнодушных к искусству людей вступать в эти ряды. Мы открыты для всех!

Пока факт личных связей в стремлении привлечь людей оказать поддержку музею имеет первостепенное значение. Но я верю, что придут времена, когда не музей будет искать меценатов и спонсоров, а сами люди будут идти к нам с желанием творить настоящее и будущее музея совместно.

— Каким образом пополнялся раньше и пополняется сейчас фонд музея? Выделяются ли государством средства на приобретение предметов искусства? Какие работы были приобретены за последнее время?

— Основные закупки и госзаказы существовали в советское время, практически весь фонд был сформирован именно тогда. Поэтому мы имеем большой пласт работ эпохи соцреализма, например. К сожалению, финансирование на закуп произведений в фонд музея с каждым годом сокращается, но мы находим возможность пополнять фонды. Так, в конце прошлого года музей сумел приобрести две скульптуры и живописное полотно. Также фонды пополняются за счет дарений — художники или меценаты безвозмездно передают свои произведения, за что мы выражаем им благодарность. Вот лишь несколько примеров. Так, благодаря деятельности бизнесмена и мецената Юрия Саулиди музей получил в дар произведения современных художников Санкт-Петербурга, Рафик Саттаров передал в музей ряд графических листов известного казахстанского художника Нагим-Бека Нурмухаммедова. Также поступают в дар работы художников, чьи выставки проходят в музее,— из числа новых поступлений важно отметить живописную работу Алексея Фирсова из Москвы, две картины Алексея Уткина из Алматы.

— Как и на каких основаниях современное искусство попадает в музей и экспонируется в нем?

— Как я уже сказала, раздел современного искусства в музейном фонде самый малочисленный — в эти годы было минимальное финансирование, в связи с чем не удалось собрать достаточное количество произведений и имен, которые бы в полной мере представили многообразные явления современного искусства Казахстана. Но музей, понимая важность в репрезентации этого тематического раздела в своей экспозиции, представляет экспозицию современного искусства из авторских произведений художников, объединив классические и актуальные формы искусства в общем пространстве выставки. Кроме того, на постоянной основе проводятся временные выставки современных художников как Казахстана, так и зарубежья. Так, в течение прошлого года было осуществлено 85 выставок в залах музея и ЦВЗ.

Как я уже упоминала, в музее прошли выставки таких известных за рубежом художников, как Ербосын Мельдибеков, Елена и Виктор Воробьевы. Посольство Швеции передало в дар музея несколько экспонатов современного актуального искусства. В музее также прошла вызвавшая большой интерес презентация нового журнала Aluan, который посвящен современному искусству.

— В чем состоят задачи художественной экспертизы в оценке и приобретении произведений искусства?

— Очевидно, что роль экспертизы весьма велика. Именно экспертная оценка определяет коммерческую и историко-культурную ценность произведения. Важно, чтобы художественные произведения музейного уровня попадали в музейные собрания, а это как раз и входит в вопрос компетенции сотрудников научного центра художественной экспертизы. К счастью, в музее есть профессиональные искусствоведы с большим опытом работы.

Однако и здесь есть проблемы и точки роста. Для проведения экспертиз и научной атрибуции музею совершенно необходимо специальное техническое оборудование. Но без финансовой помощи о нем остается только мечтать.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики