Некоммерческий бизнес

Постепенно кинопроизводство перестает управляться государством и переходит в частные руки

В 2015 году в Казахстане было произведено 22 полнометражных игровых фильма. Семь было снято на государственной киностудии «Казахфильм», т.е. 32% от всех картин прошлого года. Остальные 16 — на частных киностудиях, что составило 68%. Причем четыре фильма снято в регионах Казахстана — три в Шымкенте и один в Темиртау. Таким образом, доля регионального кино составляет пока 18%.

На волне патриотизма

Доля казахстанских фильмов, снимаемых на государственные деньги, всегда была довольно высокой. Еще три-четыре года назад она составляла 70%. Но сегодня это соотношение изменилось, потому что «Казахфильм» сейчас выполняет преимущественно государственный заказ. Некоторые фильмы начали сниматься еще в 2014‑м и даже в 2013 и 2012 годах. Просто их релиз выпал на 2015 год. К примеру, работа над фильмом «Дорога домой» Рашида Сулейменова велась два года, «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова — три, «Жол» Аскара Узабаева — четыре. Главное, что эти фильмы снимались не с целью заработать деньги, поэтому киностудия не спешила выпускать их в прокат. Более того, их прокат носил чисто номинальный характер, а, скажем, картина «Аманат» так и не была показана в кинотеатрах.

Из шести фильмов два исторических — «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова и «Аманат» Сатыбалды Нарымбетова. Первый об отце великого поэта Абая, второй — о репрессированном историке Ермухане Бекмаханове и национально-освободительной войне хана Кенесары. Полностью идеологическим можно назвать фильм «Дорога домой» Рашида Сулейменова. Он о молодом биологе, который работает на Западе, но приехав в Казахстан в дом своего деда, делает открытие, которое спасет весь мир. Идеологический он потому, что весь построен на штампах, не раскрывает реальных характеров и в чем-то смешон своей схематичностью. «Жол» Аскара Узабаева и «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова, «Кенже» Ермека Турсунова сняты на «Казахфильме» практически случайно. Может быть, поэтому так затруднен был их выход в прокат. Первый фильм рассказывает о сложной судьбе боксера, который вынужден подрабатывать грузчиком на барахолке, второй — о жизни молодой семьи в ауле, где даже в роддом попасть нельзя без звонка местного акима. «Кенже» Ермека Турсунова — о двух братьях, один из которых стал киллером, второй — заказчиком этих убийств. Можно сказать, что все эти семь фильмов были результатом предыдущих лет работы.

В реальности в 2015 году на киностудии «Казахфильм» снимался 10‑серийный исторический сериал «Казахское ханство» режиссером Рустемом Абдрашовым, шестой фильм — о президенте страны «Так сложились звезды» — российским режиссером Сергеем Снежкиным, и фильм Акана Сатаева «Дорога к матери». То есть к настоящему моменту совершенно точно оформилась стратегическая линия того, какое кино будет поддержано государством: историческое и идеологическое.

Как правило, фильмы, бюджет которых составляет от одного до трех миллионов долларов, снимаются для шумной премьеры и в прокате проходят почти незаметно, в фестивалях не участвуют и на кинопроцесс практически не влияют. Хотя именно в этом секторе на кинопроизводство тратится больше всего денег. Точных цифр о том, каков годовой бюджет «Казахфильма», нет.

Лицо страны

В Казахстане снимается немало картин и по заказу неправительственных организаций, которые не получают прибыли от своей деятельности. Такие фильмы финансируются грантами или частными инвесторами и, как правило, ориентированы на кинофестивали. Это малобюджетное кино, и оно не предполагает прибыли с проката. Три ленты из этого сектора действительно имели международный успех: «Шлагбаум» Жасулана Пошанова получил приз «Святого Георгия» на Московском кинофестивале и ряде других кинофорумов, «Первая жена Сагынтая» Данияра Саламата — приз в Коттбусе (Германия), а «Бопем» был показан на МКФ в Варшаве и других фестивалях. Именно по фильмам третьего сектора оценивают наше кино за рубежом. Но фестивально успешными можно назвать также картину, снятую на государственные средства — «Ореховое дерево», а также одну коммерческую. Это «Жат» Ермека Турсунова. Бюджет «Жата» в разы больше обычного: как сказал в одном из своих интервью продюсер Канат Торебай, больше 1 млн долларов. «Жат» был заявлен на «Оскар» от Казахстана.

Бюджет артхаусных картин в Казахстане составляет 10–15 тыс. долларов. Известно, что бюджет фильма «Шлагбаум» был 15 тыс. долларов, но создатели не получали гонораров за свою работу. Бюджет фильма «Первая жена Сагынтая» и того меньше. Но главное, что эти фильмы ориентированы на художественные качества и, как правило, носят социальный характер.

В погоне за Голливудом

В казахстанском кинематографе существует и бизнес-сектор — 55% от всех производимых в Казахстане картин. Но отнюдь не все картины, снимаемые в нем, рассчитаны на прибыль.

Бюджет коммерческих картин колеблется от 200 до 500 тыс. долларов. Считается, что вкладывать в фильм более 300 тыс. неразумно, потому что и эти деньги с трудом отбиваются в прокате.

Что касается кассовых сборов, то самые успешные покрывают затраченный бюджет и зарабатывают примерно столько же. Наиболее коммерчески успешными в 2015 году были комедии «Побег из аула» Нуртаса Адамбая, «Свадьба на троих» Аскара Бисембина, криминальная драма «Рэкетир-2» Акана Сатаева, мелодрама «Адель» опять-таки Аскара Бисембина.

Но есть и такие фильмы, у которых сборы не были целью номер один. К примеру, очевидно, что официально заявленный бюджет фильма «Весь мир у наших ног» Саламата Мухамед-Али в 7 млн долларов не был перекрыт сборами от проката. У создателей фильма стояли гораздо более амбициозные задачи — создать фильм голливудского масштаба, где играли бы голливудские звезды. Но чего-то не хватило, чтобы достигнуть голливудских масштабов.

Что касается регионального кино, то оно, безусловно, будет расти. Уже сейчас наблюдается разнообразие в жанрах. Комедия «Потому что шымкентский» Жанибека Жанкараева. «Омир-ай» Шапагата Орынбаева о юношах, которые приезжают в Алматы, чтобы покорить город. К участию в фильме привлечены многие популярные певцы. «Регион 13» Омара Сункара — триллер, рассказывающий о борьбе с терроризмом. Большинство этих фильмов снимаются на казахском языке, а это уже само по себе есть гарантия того, что на них пойдет казахскоязычный зритель. Так что это только вопрос времени, когда региональное кино начнет делать заметные бокс-офисы.

Казахстанская киноиндустрия в целом перестала быть управляемой государством. Правда, ведущая киностудия — «Казахфильм» — сосредоточилась на госзаказах. Однако полностью исчезла монополия на запуск и контроль над тем, что снимается на частных студиях. Напомним, в предыдущие пять лет была практика финансового участия «Казахфильма» в проектах частных студий, что, с одной стороны, давало большее количество картин, а с другой — приводило к контролю за контентом этих фильмов на всех этапах производства. Минус в том, что большая киностудия со своими традициями, историей перестала быть местом объединения всех кинематографистов. 

* Киновед, доктор искусствоведения.

Кинобума не ждите

Константин Козлов

Госфинансирование отечественного кинематографа за последние два года значительно снизилось. Трудно оперировать какими-то конкретными цифрами, однако даже по количеству выпускаемых нашей госкиностудией фильмов можно понять, что дела там обстоят довольно печальным образом. Еще пять лет назад «Казахфильм» выпускал примерно 10 картин в год. Сейчас эта цифра сократилась более чем вдвое. А те ленты, которые еще продолжают выходить на экраны, чаще всего были сняты два-три года назад. Сейчас государством финансируется два проекта: «Так сложились звезды» (из серии «Путь Лидера» о жизни президента страны) и сериал «Казахское ханство», который тоже достаточно многострадален. В ближайшее время ситуация вряд ли выправится — влияет и кризис. Не совсем ясен статус «Казахфильма» — будут ли его приватизировать, продавать или уже продали. Поэтому кинобума от главной киностудии страны в ближайшее время ожидать не стоит. По сути, киностудия сейчас в коматозном состоянии.

Тем не менее сборы от отечественных фильмов увеличились. За последние несколько лет можно назвать пару картин, которые принесли создателям удачу в прокате — это «Коктейль для звезды», «Келинка Сабина», «Свадьба на троих», «Побег из аула». Секрет успеха этих фильмов прост: минимальные затраты, простой комедийный жанр (за редкими исключениями вроде мелодрам «Адель» или «Он и Она»), который понятен публике и который привлекает людей в кинозалы. Те же, кто решает экспериментировать с жанром и при этом оставаться в рамках кассового кино, почти всегда обречен потерять в средствах. Они либо провалятся в прокате, либо будут вынуждены искать зарубежные рынки. Это редко увенчивается успехом. Например, насколько я знаю, Карина Сарсенова, продюсер фильма, снятого по ее книге «Хранители пути», всерьез запланировала прокат своей ленты по всему СНГ. Насколько это будет успешно — вопрос открытый. Чаще всего режиссеры, экспериментировавшие с жанрами, как, к примеру, в случае с «Охотой за призраком», свои риски минимизировали сотрудничеством с «Казахфильмом» — поэтому провал был им не страшен. Частные киностудии на такую роскошь рассчитывать не могут, поэтому и выбор жанра у них небогат: комедии, изредка мелодрамы или криминал (но и тут успехов немного).

Сейчас таких фильмов подавляющее большинство, поэтому мы и видим засилье комедий на наших экранах. Успехов вроде «Келинки Сабины» и «Свадьбы на троих» не так уж и много, а желающих нагреть руки на комедийном жанре достаточно. Поэтому сейчас количество не самым удачным образом сказывается на качестве. Но убийственный аргумент — народу нравится заставлять задуматься: все ли мы правильно делаем.

У нас практически нет фильмов, которые были бы посередине, между коммерческим кино и артхаусом, чем славен, к примеру, европейский или южнокорейский кинематограф. Там одновременно есть и работа со стилем и в то же время доступность мало-мальски широкому зрителю. Многие наши авторские картины тоже могли бы быть интересны широкому зрителю, ибо там затрагиваются очень важные моменты: коррупция, беспредел властей (как в «Хозяевах» Адильхана Ержанова), подростковая жестокость и насилие (как в «Уроках гармонии» Эмира Байгазина). Но прокат такие фильмы у нас не жалует. На прокат у независимых режиссеров нет денег, а под государственными условиями идти в прокат они не хотят: в этом случае их начнут просить изменить канву фильма, убрать излишнюю депрессивность. Настоящий автор на это никогда не пойдет, а прокатывать версию без купюр государство просто не решится. Слишком уж в этих фильмах неприглядной оказывается наша жизнь.

Есть и те, кто просто упражняется в поисках киноязыка и стиля — кроме знатоков и завсегдатаев фестивалей такие фильмы редко кому нужны. Поэтому их никто и не видит. «Казахфильма», часто в этих вопросах пользуются его поддержкой. Например, оплатой кинопроката. Но «Казахфильм» даже в лучшие свои годы так и не смог наладить дистрибуцию, поэтому чаще всего создатели картин занимаются ею сами или отдают на аутсорсинг частникам. В общем, те, кто хочет собрать кассу со своей картины, этим вопросом озаботятся сами, другим же прокат и дистрибуция, в общем-то, не особо и нужны.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее