Не продается вдохновенье

Памятка для автора: шесть главных вопросов об издании и продаже книги в условиях отечественного рынка

Не продается вдохновенье

Поэт: Вот вам моя рукопись. Условимся. А.С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом»

Ох, не продается. И как же хочется прийти эдак к книгопродавцу или издателю — и уронить небрежно насчет рукописи. В смысле — условимся. А там, глядишь, и денежки потекут. То есть ты книгу написал, тебя напечатали — еще и деньги за это платят. Пишущие люди поймут: сегодня такая ситуация — скорее исключение из правил. Как это ни странно звучит.

Когда-то я редактировала книжный журнал, участвовала в работе маленького издательства, затеянного моим мужем. Когда-то ко мне часто обращались за советом. Как издать книгу? Как ее продать? Да и сейчас по старой памяти иногда спрашивают. И я понимаю, что проблемы, связанные с книгоизданием и книжным рынком, все те же. Что десять лет назад, что пять лет назад, что сегодня. Почти ничего не меняется. Что ж, наверное, есть повод еще раз высказаться на эту тему. Итак.

Нон-фикшн не предлагать

Первый и главный вопрос: как издать рукопись? Казалось бы, ответ на него очевиден. Найдите в поисковике список городских издательств — и вперед. Но не все так просто. Все зависит от того, какую книгу вы написали. Если это учебник, словарь, методическое пособие, тогда шансы издать труд и получить за это гонорар довольно высоки. Если работа добротная, с отзывами (экспертной оценкой), то издательства, которые специализируются на учебной литературе, вполне могут откликнуться и заключить с вами контракт. Дальнейшее от вас уже не зависит: издательство само займется оформлением, печатью и распространением. Если же книга представляет собой художественную литературу или нон-фикшн (литература, лишенная вымысла: мемуары, кулинарные рецепты, научные исследования, научно-популярный жанр, историческая тематика, дневники путешествий и т.д.), то все усложняется. Наши издательства редко вкладываются в выпуск таких книг. По одной простой причине: это не сулит выгоды. Во-первых, слишком велика конкуренция с российской книжной продукцией; во-вторых, наши авторы мало кому известны, а потому и покупать их мало кто будет; в-третьих, книжная реклама у нас отсутствует, в-четвертых… Пунктов много, и ко многим из них мы еще вернемся в нашем разговоре.

Что важно запомнить:

  • Никто не будет оценивать величие вашего труда. Наши издательства редко ищут интересные рукописи и авторов. Исключение — опять же образовательная литература, а также художественная и развивающая литература для детей.
  • Раз издательство не вкладывает своих денег, то их придется искать самому автору. Либо оплатить издание книги из своего кармана, либо из спонсорского. Причем спонсор может быть частный, или это может быть организация (например, благотворительный фонд), или даже государство (существуют государственные программы поддержки издательств и отечественных авторов, но попасть в них не так просто). Сразу скажу, что издать книгу — дело довольно дорогое. И, как ни странно, это самая простая часть всего уравнения.

Издать — не распространять

Вопрос второй, меркантильный. За что мы платим издательству?И тоже ответ как будто очевиден. За предпечатную подготовку, в которую входит редактура рукописи, корректура, верстка, создание иллюстраций, оформление обложки, подбор формата, шрифтов. За выпуск тиража, то есть типографские расходы. За распространение тиража… Стоп! А вот этот пункт сразу вычеркивайте. Не занимаются наши издательства продажами книг наших авторов. В лучшем случае, если у издательства есть свой магазинчик, там могут поставить. Да и то не всегда. Нам с Зирой Наурзбаевой издатели, выпустившие нашу книгу «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей», как раз отказали. Причем по причине того, что у нас, дескать, казахстанские детские книги редко покупают… Вот такой парадокс.

Нам не хватает искреннего интереса к отечественной литературе

Издательства не работают с книжными магазинами и СМИ. Они не «раскручивают» авторов. Они не оценивают рынок, не ищут рукописи, не сотрудничают с агентствами и книжными магазинами. Не ездят на международные книжные ярмарки, да и в наших ярмарках и фестивалях участвуют не так часто и только на уровне «купи-продай». Легко понять, почему так происходит. Это хлопотливая и абсолютно невыгодная работа. Потому что (см. выше) книжные магазины плохо продают книги наших авторов, книжная реклама у нас отсутствует, наши авторы мало кому известны, наши книги дороже российских и так далее.То есть издательству мы платим только за предпечатную подготовку рукописи и саму печать. Кстати, эти же функции выполняют многие типографии. И еще кстати: все это можно поручить фрилансерам — редакторам, корректорам, верстальщикам, художникам, а в издательство или типографию сдать готовый макет книги. Обойдется на порядок дешевле. Так зачем вообще издательства?.. ISBN? Купить его в Книжной палате — не проблема.

Что важно запомнить:

  • Если издательство не берет на себя труд по распространению тиража, сто раз подумайте, имеет ли смысл сотрудничество? Может быть, при всех равных, дешевле будет обратиться в типографию? Или еще лучше — найти через «сарафанное» радио соцсетей специалистов по книжному делу.
  • Будьте поаккуратнее с тиражом. С одной стороны, если средства позволяют, всегда хочется выпустить несколько тысяч экземпляров книги. Да и с коммерческой точки зрения это вроде бы логично. Ведь в полиграфии есть закон: чем выше тираж книги, тем ниже себестоимость экземпляра. Но работать он начинает только выше 10 000 экземпляров. Это раз. И два — если нет железной договоренности с магазинами о том, что большую часть тиража они сразу же возьмут на реализацию, лучше с большими числами не спешить. Наши книги действительно раскупаются очень медленно. Поэтому даже 3000 экземпляров — уже огромный тираж. Обычно авторы останавливаются на числах от 100 до 500. Но это, увы, ведет к тому, что наши книги и стоят значительно дороже российских, потому что тиражи маленькие. Немаловажен также и вопрос хранения книг… Куда вы денете многотысячный тираж?

Сбыт — личное дело каждого

Вопрос третий, жалостный. Что же делать с готовым тиражом?Но вот вы уже прошли два круга ада: отыскали деньги на издание книги и напечатали ее. Что делать с тиражом? Со всеми этими плотными пачками новеньких, вкусно пахнущих типографской краской сокровищ вашего духа? Как побыстрее подарить тысячам читателей радость встречи с вашим гением? Вот тут — главная закавыка. Придется лично обойти все книжные магазины. В каждом из них предложить книги на реализацию (и не везде возьмут, так как многие магазины работают только с юридическими, а не с частными лицами).Если возьмут, то не так много. 10–20–100 экземпляров максимум. Книги будут раскупаться месяцами, а то и годами — да, в этом специфика книжного дела. В магазинах только процентов 10 всего товара — в обороте (это когда книжка продается ежедневно и много раз). В основном книжки долго ждут своего покупателя. Особенно наши, ведь, как мы уже говорили, наших авторов читатели не знают. А если прибавить к этому тот факт, что наши книжные магазины совершенно не заинтересованы в их продажах? Прибыль они получат мизерную, книг-то мало, цены высокие. Во многих магазинах наши книжки занимают малопочетные места на самых дальних стеллажах. Как обязательная и тягостная нагрузка. Вне зависимости от качества, напоминаю.

Что важно запомнить:

  • Будьте терпеливы, вам придется заполнять бухгалтерские документы, держать на контроле все продажи, отслеживать суммы. Деньги от продаж растворяются в общем бюджете мгновенно. Так что только цифры и документы помогут вам через некоторое время понять: а вообще вы хоть что-то на своей книге заработали?
  • Используйте все возможности, чтобы поднять продажи: анонсы в соцсетях, участие в социальной и культурной жизни, презентации, публикации в СМИ.

Особенности продвижения

Вопрос четвертый, тоже грустный. Как «раскрутить» книгу и автора?Переходим к самой интересной части. Напоминаю, книжной рекламы у нас нет. Нет у нас и литературных агентов вместе с соответствующими агентствами. То есть нет человека, который бы пришел к тебе, страдающему автору, и сказал: успокойся, выпей валерьянки и отдай мне все свои печали. Сейчас я первым делом развезу тираж по магазинам, потом заполню всю документацию, потом позвоню продюсерам в Голливуд, потом устрою серию презентаций в городе и рекламный творческий тур по стране, потом с десяток интервью с ведущими СМИ, выступление по ТВ, вирусный маркетинг в интернете… А ты лежи, отдыхай. Ну можешь скандал в фейсбуке закатить, чтоб фамилия на слуху была.

Если вы — автор-селебрити, если ваша фамилия слишком известна, чтобы произносить ее вслух, и тысячи верных фолловеров из всех соцсетей уже разносят благую весть о вашей долгожданной книге, я вообще не понимаю, зачем вы все это читаете. Потому что у вас все в порядке, и рекламу — самое главное! — своей книге вы уже создали. А в том случае, если книга сама по себе хороша — все, вы «в дамках».

Но что же делать тем, кто еще не успел примелькаться на экранах телевизоров и мониторов? Сжать зубы и попробовать провернуть все самостоятельно. Договориться с книжным магазином о презентации. Пригласить журналистов. Соорудить пресс-релиз и анонсы. Придумать какую-нибудь акцию, чтобы привлечь внимание, например, подарить часть тиража школьным библиотекам и детдомам или устроить книжный флешмоб. Проявить максимум фантазии, потратить кучу времени, денег, энергии… Что ж, хлопотно, зато интересно.

Что важно помнить:

  • Пробиваться всегда лучше в компании. Поэтому попробуйте найти соратников — поучитесь в литературной школе, покрутитесь на литературных сайтах и в редакциях литературных журналов (хотя это не к нам, у нас таких журналов раз-два и обчелся). В общем, вступите в группу литераторов и поддерживайте коллег, а они поддержат вас. Есть циничное высказывание: книги поэтов читают только другие поэты. Пусть так, зато вам заранее обеспечены хоть какие-то читатели! Социализация — важная часть жизни творческого человека. Вы будете в курсе литературной жизни: конкурсов, премий, публикаций. Сможете поднять свой культурный уровень, а может, и профессиональный. В общем, тут плюсов очень много. Но если вы «одинокий волк», тогда выкручивайтесь самостоятельно…
  • Используйте все возможности современных интернет-технологий. Разместите свои тексты в электронных библиотеках, сотрудничайте с электронными издательствами и интернет-магазинами. Лично я думаю, что литературное будущее — за электронной книгой.
  • Обязательно участвуйте в литературных конкурсах и премиях.

Свое неинтересно

Вопрос пятый, ребром. А на кой мне это все сдалось?!

Вот именно. Большинство авторов, с которыми я имела дело, «спеклись» после первой — она же единственная — книжки. Потому что заработать на ней нереально. Потому что издать ее — это прорва денег и времени, а результат может оказаться ужасным.

Тут маленькое лирическое отступление с жизненным примером. Не все мы доки, например, в оформлении и часто не замечаем очевидного. Как-то ко мне пришел человек, издавший книгу сказок для детей. Книга в твердой обложке, на отличной бумаге, большого формата, с иллюстрациями, но черно-белая. И обложка тоже. Я изумилась, а чувак со вздохом сказал, что поддался на уговоры издателя, который ему внушил, что так «печать обойдется дешевле». Дешевле-то оно дешевле, но вы представляете себе черно-белую книгу сказок для маленьких детей?! Даже на раскраску она не тянула.

И, конечно, главная головная боль — продать тираж. На этом многие споткнулись, и я в том числе. Увы, нет у меня талантов рекламщика и продавца. А ведь автор — человек чувствительный. Если его книжка не продается, а сам он прозябает в неизвестности, вывод напрашивается сам собой: стало быть, никакой ты не писатель и книжка твоя — барахло.

Но ведь это не обязательно правда! Просто нет у нас книжного рынка, и он, кажется, никому не нужен.

Тем, кто на книгах зарабатывает, вполне хватает российской продукции и российской книжной рекламы. Тем, кто их издает,— частных и госзаказов. Читателям вполне достаточно того, что продается в книжных магазинах (их обороты если и не падают, то уж точно не растут). И только иногда кто-нибудь с удивлением спросит (обычно иностранец): а почему в ваших магазинах так мало местных книг? У вас нет писателей? Или издательств? Бумаги, что ли, не хватает?А нам не хватает искреннего интереса к отечественной литературе. Искреннего желания поддержать отечественного производителя.

Пробить дорогу к читателю

Вопрос шестой, риторический.

Что делать?Снобы могут пожать плечами. Дескать, хоть одного нобелевского лауреата нам организуйте, и мы, может быть, увлечемся отечественной словесностью. И вообще, бумажная книга — нонсенс, давно пора на электронные переходить.

Просто хорошие люди тоже пожмут плечами. Что ж, как говорится, можешь не писать — не пиши. Можешь не издавать книг — не издавай. Сегодня пишущему человеку легче найти читателей в соцсетях, на блогплатформах, на литературных сайтах. Многие местные авторы принципиально не издают свои книги на бумаге. Они пытаются выйти на российские и западные издательства или распространяют свои книги в электронном виде.

Но век бумажной книги вовсе не клонится к закату. Будущее, может быть, и за электронной книгой, но бумажный носитель по-прежнему остается востребованным. Не все могут читать с экрана и получать при этом удовольствие. Да и глупо держать все яйца в одной корзине. Электронная книга удобна до тех пор, пока есть электричество. А бумажную можно читать и при лучине…

Мне кажется, что наши авторы и наши книги очень нуждаются в поддержке всего читающего сообщества страны. Они могут и должны вызывать общественный интерес. Возможно, помогут акции: флешмобы, буккроссинги, книжные ярмарки и фестивали, книжные клубы, авторские лекции и встречи с писателями как в вузах, так и в книжных магазинах. То есть все мы должны способствовать возрождению интереса к нашим писателям и нашим книгам. Может быть, тогда издательства начнут работать по классическому издательскому циклу, может быть, тогда появятся арт-менеджеры и литературные агенты, готовые помочь нашим книгам найти путь к нашим читателям.
* Писатель, сценарист.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?