Восточное трио

Туризм в Восточном Казахстане успешно развивает холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», в чьем портфеле кроме автозавода и дилерской сети находятся курорты «Нуртау», «Рахмановские ключи» и «Порт Фортуна»

Восточное трио

Восточный регион страны обладает огромными возможностями для развития всех основных видов туризма: спортивного, оздоровительного и даже делового. Одним из ключевых игроков отрасли в Восточно-Казахстанской области (ВКО) является группа «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», хорошо известная как ведущий казахстанский дилер и производитель автомобилей. Зачем «автомобилисты» инвестируют в туризм и каковы особенности их туристической стратегии рассказывает генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан» Игорь Потапов.

С чистого листа

— Игорь Николаевич, когда и зачем группа «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» начала развивать туристическое направление?

— В конце девяностых крупнейший казахстанский автомобильный холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» открыл для себя абсолютно новое направление. Компания приобрела активы трех туристических площадок: высокогорный санаторий на радоновых источниках «Рахмановские ключи», горнолыжный курорт «Нуртау» и базу отдыха на Бухтарминском водохранилище «Порт Фортуна». Сегодня этот вектор работы группы компаний является стратегической экономически выгодной перспективой, так как туризм — одна из немногих отраслей, которая остается востребованной в настоящее время. И если раньше о развитии внутреннего и въездного туризма говорили вполголоса, то сегодня государством поставлена задача поднять эту отрасль на высокий конкурентоспособный уровень, так как она способна внести ощутимый вклад в ВВП страны, в ряде стран доля туристической отрасли в ВВП доходит до 20 процентов.

Не секрет, что Восточный Казахстан обладает уникальным природным ресурсом. Устойчивое развитие туризма в этом уголке страны подтверждает интерес не только казахстанцев, но и наших соседей. И сейчас, когда из-за нестабильной политической ситуации в мире наблюдается заметный спад потока туристов на популярные зарубежные курорты, необходимо поднимать въездной туризм, привлекать иностранцев. Гости из-за границы уже оценили природу Восточного Казахстана. Россияне, чехи, китайцы, африканцы — список тех, кто опробовал склоны курорта «Нуртау», растет.

Что касается самих восточноказахстанцев, то для них выезды на природу, активные выходные — привычный образ жизни. Усть-каменогорцы в этом плане легкие на подъем. Любители загородного отдыха следят за новостями курорта, ждут и с удовольствием принимают участие в массовых мероприятиях, проводимых в «Нуртау». Кроме того, летом «Нуртау» привлекателен как место для молодежного и семейного отдыха.

— Получается, что курорт «Нуртау» доступен круглый год?

— Да, его еще называют курортом-трансформером.

— «Рахмановские ключи» и «Порт Фортуна» — конкурируют с курортом «Нуртау»?

— Каждый туробъект холдинга предоставляет совершенно различные услуги. Например, оздоровительный санаторий в высокогорье «Рахмановские ключи» специализируется на радонолечении. Он находится всего в 30 километрах от горы Белуха. Для отдыхающих организуются радиальные выходы к водопадам, на обзорные точки, откуда открывается грандиозная панорама хребтов Центрального Алтая.

«Порт Фортуна» — летний курорт, где отдыхают семьями сотрудники холдинга. Решение сделать курорт исключительно корпоративным компания приняла около пяти лет назад, за это время вложив более 375 миллионов тенге в его развитие. Ранее база отдыха была открыта для всех желающих, но в рамках социальной ответственности бизнеса, компания разработала специальные программы отдыха, которые позволили заполнить весь номерной фонд сотрудниками холдинга.

У наших площадок есть хороший потенциал, который позволяет совместить познавательную, гастрономическую, этнографическую, спортивную, оздоровительную и даже деловую программы, причем в очень комфортных условиях и в экологически чистых местах. Тем более, структура предприятия в формате вертикально интегрированных комплексов замкнутого цикла с коттеджами, ресторанами, лечебными корпусами, площадками для активного отдыха, развитой логистикой обеспечивает стопроцентную гарантию дальнейшего успешного развития.

Очень важно отметить, что предприятие компенсирует сотруднику и его семье до 80 процентов затрат на отдых и оздоровление на всех трех собственных площадках.

Инвестиции в отдых

— В каком состоянии попали в группу эти активы и как их улучшали в последующие годы?

— Санаторий «Рахмановские ключи» и курорт «Нуртау» были приобретены холдингом в постсоветский период. Группе компаний во владение перешли полуразрушенные турплощадки, которые предстояло полностью реконструировать, вывести на новый уровень. Старые коттеджи с домами, один-единственный лечебный корпус с устаревшим оборудованием, ветхие заборы — таким предстал перед новым владельцем санаторий «Рахмановские ключи».

Восстановление здравницы компания начала, в первую очередь, с развития сопутствующей инфраструктуры: была проведена линия электропередач со специальными защищенными проводами, проложена дорога из поселка Рахмановские ключи к санаторию, расчищено русло реки от грязи и мусора. С 2011‑го по 2015 год инвестиции, направленные холдингом на развитие санатория, выросли более чем в 10 раз! За предыдущее пятилетие в «Рахмановские ключи» инвестировано почти два миллиарда тенге.

В таком же, как и санаторий, плачевном состоянии холдингом был приобретен курорт «Нуртау»: требующая ремонта одна небольшая гостиница и дом, старое кафе и канатная дорога.

С приходом нового владельца база отдыха в хорошем смысле изменилась до неузнаваемости. Какими темпами происходили изменения можно только представить, взглянув на динамику вкладываемых группой собственных инвестиций за последнее пятилетие. Если в 2011 году компанией было направлено 7,2 миллиона тенге, то за предыдущие два года сумма инвестиций составила свыше 1,1 миллиарда тенге.

Всего за последние 5 лет холдинг вложил в развитие своих турплощадок 4 миллиарда тенге. Для сравнения, по данным World Travel and Tourism Council государственные расходы Казахстана составили 24,7 миллиарда тенге.

Что касается дальнейших планов. В перспективе — расширение инфраструктуры курортов и увеличение спектра услуг.

— Вы упомянули россиян и чехов. Как часто приезжают гости из других регионов Казахстана?

— С учетом того, что инфраструктура каждый год улучшается, поездки по Казахстану, по Восточному Казахстану в частности, становятся более привлекательными. Понятно, что развитие санаторно-курортной отрасли — одно из перспективных направлений. Однако еще есть ряд нерешенных вопросов, в том числе кадровый, есть вопрос к перевозчикам: высокие транспортные расходы, неудобная логистика. Казахстан — страна больших расстояний. Для того чтобы туристу из Западного Казахстана оказаться в Восточном, необходимо лететь через Астану или Алматы с пересадкой. Задача авиаперевозчиков — снижение цен, иначе увеличить поток туристов даже внутри Казахстана будет нелегко — люди будут выбирать отдых за рубежом.

Ключи здоровья

Одним из центров туризма в Восточном Казахстане является Катон-Карагайский ГНПП, на территории которого расположен санаторий «Рахмановские ключи». Он сочетает в себе уникальную природу и современный комплекс новейшего оборудования и методик для оздоровления и отдыха. «Рахмановские ключи» — уникальный санаторий с радоновыми источниками. Вместимость здравницы — 120 мест. Функционируют три лечебных корпуса, оснащенных новейшим медицинским оборудованием, коттеджи с эконом-номерами, уютные домики класса «люкс» и «стандарт», большой дискобар, бильярдная, детская комната, баня, прокат лодок и катамаранов. В санаторий приезжают оздоравливаться со всех уголков республики. «Рахмановские ключи» известны далеко за пределами страны: первозданная природа высокогорья, уникальные неналивные радоновые ванны, новейшее профессиональное бальнеологическое оборудование, высококвалифицированный медицинский персонал, комфортные условия проживания, отлаженная инфраструктура.

Отдых без конца

«Нуртау» — это универсальный курорт-трансформер. Расположен он всего в 30 минутах езды от города Усть-Каменогорска. Наиболее популярный сезон, как правило, с декабря по март, но и в другие времена года есть, что предложить отдыхающим. Зимой в распоряжении гостей: кафе у подъемника «Княжьи горы», кафе «На вершине», два подъемника длиной 1350 и 1110 метров, прокат и продажа горнолыжного снаряжения ведущих мировых фирм, прокат стьюбов, услуги инструктора. Круглогодично к услугам отдыхающих ресторан «Намедни», караоке-зал, детская комната, детская площадка, беседки для пикника, баня, два коттеджных городка «Рощино» и «Бобровочка». На выбор коттеджи категории «стандарт» и «люкс» вместимостью от двух до семи человек. В стоимость номеров включен завтрак.

Пакеты предложений достаточно гибкие. Каждый сам может сконструировать свой отдых в зависимости от сезона и личных предпочтений. Сумма среднего чека очень демократичная, стартует от 10 тысяч тенге.

«Нуртау» является одной из самых популярных туристических площадок в Восточном Казахстане. Этот курорт притягивает не только жителей региона, но и всей республики. Испытать незабываемые эмоции на склонах «Нуртау» приезжают даже из России и дальнего зарубежья. Количество гостей с каждым годом растет в геометрической прогрессии. К примеру, в 2011 году «Нуртау» посетили порядка пяти тысяч гостей, за пять лет поклонников курорта стало в четыре раза больше! Сегодня база отдыха принимает свыше 35 тысяч отдыхающих в год.

Туристическое ядро

Восточный Казахстан рассматривается как центр экологического туризма, и в рамках Концепции развития туризма в РК до 2020 года группой «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» уже разработаны и оборудованы экомаршруты, которые пользуются большой популярностью среди казахстанцев. Лечебно-оздоровительный туризм считается одним из наиболее перспективных направлений. Во всем мире растет интерес туристов к экологически чистым, заповедным местам, сохранившим уникальную флору и фауну, дающим человеку, уставшему от цивилизации, возможность почувствовать единение с природой, получить новые эмоции и ощущения. В последнее время Казахстаном интересуются за рубежом, и это свидетельствует о реальных перспективах увеличения потока иностранных туристов. Поэтому холдинг намерен и дальше развивать эконаправление на своих туристических площадках.

Развитием внутреннего туризма в ВКО сегодня активно занимается администрация региона. По инициативе областного акимата создана интерактивная карта ВКО Visiteast.kz с размещением туристских объектов Восточного Казахстана, организован прокат видеороликов на LED–экране, оказывается информационная поддержка. Наряду с этим практикуется совместное проведение мероприятий (например, открытие горнолыжного сезона), проходит презентация туристических объектов области на выставках, международных деловых мероприятиях. Информация о базах отдыха размещается и в туристических буклетах, картах области. Проводится популяризация горнолыжных видов спорта.

Автомобильный холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» в своем регионе работает на выполнение государственной задачи: развивать въездной и внутренний туризм, поднять этот сектор на конкурентоспособный уровень для обеспечения занятости восточноказахстанцев, стабильного роста доходов государства и жителей региона. Компания трудится на имидж турплощадок, туристического бренда Восточного Казахстана, что, безусловно, способствует повышению привлекательности Казахстана на мировом туристическом рынке.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики