Восточное трио

Туризм в Восточном Казахстане успешно развивает холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», в чьем портфеле кроме автозавода и дилерской сети находятся курорты «Нуртау», «Рахмановские ключи» и «Порт Фортуна»

Восточное трио

Восточный регион страны обладает огромными возможностями для развития всех основных видов туризма: спортивного, оздоровительного и даже делового. Одним из ключевых игроков отрасли в Восточно-Казахстанской области (ВКО) является группа «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО», хорошо известная как ведущий казахстанский дилер и производитель автомобилей. Зачем «автомобилисты» инвестируют в туризм и каковы особенности их туристической стратегии рассказывает генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан» Игорь Потапов.

С чистого листа

— Игорь Николаевич, когда и зачем группа «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» начала развивать туристическое направление?

— В конце девяностых крупнейший казахстанский автомобильный холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» открыл для себя абсолютно новое направление. Компания приобрела активы трех туристических площадок: высокогорный санаторий на радоновых источниках «Рахмановские ключи», горнолыжный курорт «Нуртау» и базу отдыха на Бухтарминском водохранилище «Порт Фортуна». Сегодня этот вектор работы группы компаний является стратегической экономически выгодной перспективой, так как туризм — одна из немногих отраслей, которая остается востребованной в настоящее время. И если раньше о развитии внутреннего и въездного туризма говорили вполголоса, то сегодня государством поставлена задача поднять эту отрасль на высокий конкурентоспособный уровень, так как она способна внести ощутимый вклад в ВВП страны, в ряде стран доля туристической отрасли в ВВП доходит до 20 процентов.

Не секрет, что Восточный Казахстан обладает уникальным природным ресурсом. Устойчивое развитие туризма в этом уголке страны подтверждает интерес не только казахстанцев, но и наших соседей. И сейчас, когда из-за нестабильной политической ситуации в мире наблюдается заметный спад потока туристов на популярные зарубежные курорты, необходимо поднимать въездной туризм, привлекать иностранцев. Гости из-за границы уже оценили природу Восточного Казахстана. Россияне, чехи, китайцы, африканцы — список тех, кто опробовал склоны курорта «Нуртау», растет.

Что касается самих восточноказахстанцев, то для них выезды на природу, активные выходные — привычный образ жизни. Усть-каменогорцы в этом плане легкие на подъем. Любители загородного отдыха следят за новостями курорта, ждут и с удовольствием принимают участие в массовых мероприятиях, проводимых в «Нуртау». Кроме того, летом «Нуртау» привлекателен как место для молодежного и семейного отдыха.

— Получается, что курорт «Нуртау» доступен круглый год?

— Да, его еще называют курортом-трансформером.

— «Рахмановские ключи» и «Порт Фортуна» — конкурируют с курортом «Нуртау»?

— Каждый туробъект холдинга предоставляет совершенно различные услуги. Например, оздоровительный санаторий в высокогорье «Рахмановские ключи» специализируется на радонолечении. Он находится всего в 30 километрах от горы Белуха. Для отдыхающих организуются радиальные выходы к водопадам, на обзорные точки, откуда открывается грандиозная панорама хребтов Центрального Алтая.

«Порт Фортуна» — летний курорт, где отдыхают семьями сотрудники холдинга. Решение сделать курорт исключительно корпоративным компания приняла около пяти лет назад, за это время вложив более 375 миллионов тенге в его развитие. Ранее база отдыха была открыта для всех желающих, но в рамках социальной ответственности бизнеса, компания разработала специальные программы отдыха, которые позволили заполнить весь номерной фонд сотрудниками холдинга.

У наших площадок есть хороший потенциал, который позволяет совместить познавательную, гастрономическую, этнографическую, спортивную, оздоровительную и даже деловую программы, причем в очень комфортных условиях и в экологически чистых местах. Тем более, структура предприятия в формате вертикально интегрированных комплексов замкнутого цикла с коттеджами, ресторанами, лечебными корпусами, площадками для активного отдыха, развитой логистикой обеспечивает стопроцентную гарантию дальнейшего успешного развития.

Очень важно отметить, что предприятие компенсирует сотруднику и его семье до 80 процентов затрат на отдых и оздоровление на всех трех собственных площадках.

Инвестиции в отдых

— В каком состоянии попали в группу эти активы и как их улучшали в последующие годы?

— Санаторий «Рахмановские ключи» и курорт «Нуртау» были приобретены холдингом в постсоветский период. Группе компаний во владение перешли полуразрушенные турплощадки, которые предстояло полностью реконструировать, вывести на новый уровень. Старые коттеджи с домами, один-единственный лечебный корпус с устаревшим оборудованием, ветхие заборы — таким предстал перед новым владельцем санаторий «Рахмановские ключи».

Восстановление здравницы компания начала, в первую очередь, с развития сопутствующей инфраструктуры: была проведена линия электропередач со специальными защищенными проводами, проложена дорога из поселка Рахмановские ключи к санаторию, расчищено русло реки от грязи и мусора. С 2011‑го по 2015 год инвестиции, направленные холдингом на развитие санатория, выросли более чем в 10 раз! За предыдущее пятилетие в «Рахмановские ключи» инвестировано почти два миллиарда тенге.

В таком же, как и санаторий, плачевном состоянии холдингом был приобретен курорт «Нуртау»: требующая ремонта одна небольшая гостиница и дом, старое кафе и канатная дорога.

С приходом нового владельца база отдыха в хорошем смысле изменилась до неузнаваемости. Какими темпами происходили изменения можно только представить, взглянув на динамику вкладываемых группой собственных инвестиций за последнее пятилетие. Если в 2011 году компанией было направлено 7,2 миллиона тенге, то за предыдущие два года сумма инвестиций составила свыше 1,1 миллиарда тенге.

Всего за последние 5 лет холдинг вложил в развитие своих турплощадок 4 миллиарда тенге. Для сравнения, по данным World Travel and Tourism Council государственные расходы Казахстана составили 24,7 миллиарда тенге.

Что касается дальнейших планов. В перспективе — расширение инфраструктуры курортов и увеличение спектра услуг.

— Вы упомянули россиян и чехов. Как часто приезжают гости из других регионов Казахстана?

— С учетом того, что инфраструктура каждый год улучшается, поездки по Казахстану, по Восточному Казахстану в частности, становятся более привлекательными. Понятно, что развитие санаторно-курортной отрасли — одно из перспективных направлений. Однако еще есть ряд нерешенных вопросов, в том числе кадровый, есть вопрос к перевозчикам: высокие транспортные расходы, неудобная логистика. Казахстан — страна больших расстояний. Для того чтобы туристу из Западного Казахстана оказаться в Восточном, необходимо лететь через Астану или Алматы с пересадкой. Задача авиаперевозчиков — снижение цен, иначе увеличить поток туристов даже внутри Казахстана будет нелегко — люди будут выбирать отдых за рубежом.

Ключи здоровья

Одним из центров туризма в Восточном Казахстане является Катон-Карагайский ГНПП, на территории которого расположен санаторий «Рахмановские ключи». Он сочетает в себе уникальную природу и современный комплекс новейшего оборудования и методик для оздоровления и отдыха. «Рахмановские ключи» — уникальный санаторий с радоновыми источниками. Вместимость здравницы — 120 мест. Функционируют три лечебных корпуса, оснащенных новейшим медицинским оборудованием, коттеджи с эконом-номерами, уютные домики класса «люкс» и «стандарт», большой дискобар, бильярдная, детская комната, баня, прокат лодок и катамаранов. В санаторий приезжают оздоравливаться со всех уголков республики. «Рахмановские ключи» известны далеко за пределами страны: первозданная природа высокогорья, уникальные неналивные радоновые ванны, новейшее профессиональное бальнеологическое оборудование, высококвалифицированный медицинский персонал, комфортные условия проживания, отлаженная инфраструктура.

Отдых без конца

«Нуртау» — это универсальный курорт-трансформер. Расположен он всего в 30 минутах езды от города Усть-Каменогорска. Наиболее популярный сезон, как правило, с декабря по март, но и в другие времена года есть, что предложить отдыхающим. Зимой в распоряжении гостей: кафе у подъемника «Княжьи горы», кафе «На вершине», два подъемника длиной 1350 и 1110 метров, прокат и продажа горнолыжного снаряжения ведущих мировых фирм, прокат стьюбов, услуги инструктора. Круглогодично к услугам отдыхающих ресторан «Намедни», караоке-зал, детская комната, детская площадка, беседки для пикника, баня, два коттеджных городка «Рощино» и «Бобровочка». На выбор коттеджи категории «стандарт» и «люкс» вместимостью от двух до семи человек. В стоимость номеров включен завтрак.

Пакеты предложений достаточно гибкие. Каждый сам может сконструировать свой отдых в зависимости от сезона и личных предпочтений. Сумма среднего чека очень демократичная, стартует от 10 тысяч тенге.

«Нуртау» является одной из самых популярных туристических площадок в Восточном Казахстане. Этот курорт притягивает не только жителей региона, но и всей республики. Испытать незабываемые эмоции на склонах «Нуртау» приезжают даже из России и дальнего зарубежья. Количество гостей с каждым годом растет в геометрической прогрессии. К примеру, в 2011 году «Нуртау» посетили порядка пяти тысяч гостей, за пять лет поклонников курорта стало в четыре раза больше! Сегодня база отдыха принимает свыше 35 тысяч отдыхающих в год.

Туристическое ядро

Восточный Казахстан рассматривается как центр экологического туризма, и в рамках Концепции развития туризма в РК до 2020 года группой «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» уже разработаны и оборудованы экомаршруты, которые пользуются большой популярностью среди казахстанцев. Лечебно-оздоровительный туризм считается одним из наиболее перспективных направлений. Во всем мире растет интерес туристов к экологически чистым, заповедным местам, сохранившим уникальную флору и фауну, дающим человеку, уставшему от цивилизации, возможность почувствовать единение с природой, получить новые эмоции и ощущения. В последнее время Казахстаном интересуются за рубежом, и это свидетельствует о реальных перспективах увеличения потока иностранных туристов. Поэтому холдинг намерен и дальше развивать эконаправление на своих туристических площадках.

Развитием внутреннего туризма в ВКО сегодня активно занимается администрация региона. По инициативе областного акимата создана интерактивная карта ВКО Visiteast.kz с размещением туристских объектов Восточного Казахстана, организован прокат видеороликов на LED–экране, оказывается информационная поддержка. Наряду с этим практикуется совместное проведение мероприятий (например, открытие горнолыжного сезона), проходит презентация туристических объектов области на выставках, международных деловых мероприятиях. Информация о базах отдыха размещается и в туристических буклетах, картах области. Проводится популяризация горнолыжных видов спорта.

Автомобильный холдинг «БИПЭК АВТО — АЗИЯ АВТО» в своем регионе работает на выполнение государственной задачи: развивать въездной и внутренний туризм, поднять этот сектор на конкурентоспособный уровень для обеспечения занятости восточноказахстанцев, стабильного роста доходов государства и жителей региона. Компания трудится на имидж турплощадок, туристического бренда Восточного Казахстана, что, безусловно, способствует повышению привлекательности Казахстана на мировом туристическом рынке.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Прогиб цен засчитан

Новые социальные инициативы, подразумевающие увеличение госрасходов, могут вызвать очередной рост цен

Повестка дня

Коротко

Повестка дня

Казахстанский бизнес

Эффект гибкости

Коворкинг эволюционирует под давлением внутренних изменений рынка офисной недвижимости

Экономика и финансы

Призрак Агробанка

Старая идея создания Агробанка на базе «КазАгро» может все же воплотиться в жизнь