Тест на туризм

Усилит ли EXPO-2017 возрастающий интерес иностранных туристов к Казахстану

Тест на туризм

Въездной туризм — пожалуй, один из немногих сегментов казахстанской экономики, которому переход экономики страны в «новую нормальность» открыл хорошие перспективы. Все те факторы, что ранее сдерживали развитие въездного туризма, сейчас играют ему на пользу.

В результате коррекции обменного курса цены на услуги казахстанских туркомпаний, гостиниц, курортов и пансионатов стали для иностранных гостей значительно привлекательнее. Снижение цен на нефть, больно ударившее по экспортной выручке страны, в глобальном формате сделало более комфортной стоимость визита в «сердце Евразии»: IATA сообщает, что в январе 2016‑го снижение мировых цен на авиабилеты составило 6,2% в годовом выражении; при этом рост перевозок на международных и внутренних направлениях составил 6,4%.

Поддерживают тренд и внешние факторы. Устойчивый рост показывает выездной туризм в ближайших к Казахстану странах, причем сразу два приграничных нашей стране государства — Китай и Россия — входят в пятерку крупнейших по уровню расходов на туристические поездки за рубеж.

Реализовать этот потенциал именно в ближайшие годы Казахстану позволят события-магниты. В Алматы в этой роли выступит зимняя Универсиада-2017, в Астане — международная специализированная выставка EXPO-2017. Если Универсиаду должны посетить 30 тыс. иностранных гостей, то EXPO привлечет до полумиллиона посетителей из-за рубежа. Только сможет ли Казахстан воспользоваться выставкой для агрессивного развития въездного туризма?

Смена курса

World Tourism Organization (UNWTO) отмечает, что в минувшем году общее количество международных турпоездок (с ночевкой; показатель еще называют «количество прибытий») составило 1,18 млрд, таким образом число туристов выросло на 50 млн человек, или 4,4% к предыдущему году. Позитивная динамика в мировом туризме сохраняется уже шестой год подряд, а спад наблюдался лишь после мирового финансового кризиса в 2009‑м.

Первый из трех важнейших факторов, которые воздействовали на рынок в минувшем году — резкое изменение обменных курсов большинства стран мира. Это добавило неопределенности и сдержало спрос на заграничные поездки. Сокращение цен на нефть стимулировало туристическую активность в странах-импортерах черного золота, где у потребителей появились дополнительные средства на путешествия, косвенно сэкономленные на топливе. Экспортеры нефти, напротив, оказались стесненными в средствах, оттого у них спрос упал. Третий фактор (в этом году его вес увеличится) — снижение уровня безопасности в ключевых туристических регионах, которое вызвано активизацией террористических групп на Ближнем Востоке, в Африке и Европе.

Несмотря на общий неплохой результат, стоит отметить, что не все субрегионы прошли год одинаково успешно. Если в Европе, Северной и Южной Америках, а также Азиатско-Тихоокеанском регионе количество прибытий выросло на 5%, то на Ближнем Востоке рост составил 3%, а число визитов в Африку снизилось на 3%. Интерес иностранных туристов к нашему субрегиону (Восточная Европа) за год увеличился на 6%, а в последние 15 лет вырос в два раза. Регион притягивает до 11% всего международного турпотока.

На фоне умеренного роста рынка (UNWTO прогнозирует в 2016 году рост в коридоре 3,5–4,5%, а в перспективе до 2020‑го — около 3,8% в среднем в год) начинается передел долей игроков, происходит замещение направлений, традиционно привлекающих туристов всего мира, и у Казахстана появился шанс увеличить свое присутствие на мировом рынке.

Открыть двери Поднебесной

В РК развились несколько туристических территориальных кластеров, логистически доступных для иностранных туристов — горно-спортивный в Алматы (горнолыжный курорт, альпинизм и трекинг), к которому примыкают игровая зона Капшагай; Астанинский кластер, совмещающий современные урбанистические объекты, зону отдыха и игровую зону в Бурабае; архитектурно-исторический в Туркестане.

По данным UNWTO, турпоток в Казахстан в последние несколько лет перевалил за 6 млн человек, в том числе — 4,6 млн гостей (2014), чья продолжительность пребывания в нашей стране превышает один день. Но пока наш вес в мировой туриндустрии ничтожно мал — 0,4% в людях, 0,03% в деньгах .

В непосредственной близости от границ Казахстана находятся две страны, находящиеся в первой пятерке, больше всего тратящих на выездной туризм — Китай (1‑е место) и Россия (5‑е место).

Для китайских туристов минувший год стал рекордным: по данным «Синьхуа», китайцы совершили 120 млн зарубежных поездок (+12%), потратив 104 млрд долларов (+17%). В США каждый китайский турист оставлял примерно 6–7 тыс. долларов. Усредненный показатель за 2013 год (включает также расходы на однодневные визиты) свидетельствует о том, что китайские туристы тратят от 1000 долларов и выше.

Для российского туризма минувший год был непростым, и то, что оказались закрыты ряд направлений и спрос сжался в денежном выражении, перекючило их внимание на ближнее зарубежье, в том числе Казахстан. И хотя говорить о нашествии россиян было бы преувеличением, несколько недель назад казахстанские турагентства сообщали о том, что туристы из РФ наравне с казахстанцами выкупили почти всю свободную емкость пансионатов на Алаколе.

Еще одним потенциальным направлением экспорта туристических услуг для нас является Иран. По информации Всемирного банка, в 2014 году выезжающие из страны туристы потратили 8,3 млрд долларов. Снятие санкций и активизация торгового сотрудничества с Казахстаном стимулирует турпоток из Ирана.

Хорошая энергетика

Усилия, прилагаемые внутри страны, связаны главным образом с модернизацией транспортной инфраструктуры и созданием точек притяжения туристической активности.

С 2012 года запущено несколько новых рейсов, связывающих столицу Казахстана с транспортными хабами соседних стран: Бишкек, Баку, Киев, Пекин. С лета этого года стартует рейс Астана — Тегеран. Сократить издержки и время поездки внутри страны призвано строительство современных автобанов, соединяющих удаленные точки Астанинской и Алматинской агломераций, а также железнодорожных магистралей, расширение скоростного железнодорожного пассажирского сообщения.

Одним из магнитов для иностранных туристов станет международная специализированная выставка EXPO-2017 «Энергия будущего», посвященная альтернативной энергетике. Тема выставки должна привлечь туристов из стран Юго-Восточной Азии, известных своей технологичной культурой. Помимо посещения объектов выставки, интуристам будут предложены пакеты с посещением курорта Бурабай, горнолыжного курорта Шымбулак и Кольсайских озер в Алматы, а также Байконура. Мечта многих людей — побывать на месте, откуда человек впервые полетел в космос, и такая уникальная возможность будет им предоставлена в рамках EXPO.

На выставке, которая пройдет в течение трех месяцев, летом предстоящего года ожидается до 500 тыс. иностранных гостей, в том числе 75 тыс. китайских туристов. Для того чтобы принять такое количество гостей с Востока, в Астане согласились упростить визовый режим для граждан КНР. Упрощен он будет и для иранских групповых туристов.

Астанинское EXPO призвано стать главным событием ближайшего будущего, открывающим Казахстан как туристическую державу.

Проблема в том, окажется ли способной туристическая инфраструктура столицы и казахстанских регионов выдержать такой наплыв туристов. По расчетам аналитиков Colliers, при максимальной посещаемости выставки номерной фонд столичных отелей необходимо довести почти до 610 тыс. мест.

Открытым остается и вопрос, удовлетворит ли иностранных туристов сервис в регионах Казахстана, где даже по сравнению с Астаной и Алматы ощущается снижение стандартов.

При условии решения существующих проблем в сфере обслуживания в стране, может быть создан тренд въездного туризма. Будут проложены маршруты, откроются новые объекты для посещения, в целом мир узнает о достопримечательностях нашей страны. Однако сможет ли Казахстан воспользоваться выставкой для сохранения и развития въездного туризма — ответа нет.

EXPO-2017, конечно, придаст импульс для развития въездного туризма. Естественно, будут проложены маршруты, откроются новые объекты для посещения, достопримечательности Казахстана станут более узнаваемыми. Будет создан тренд. Однако сможет ли наша страна воспользоваться таким уникальным шансом, в этом весь вопрос. Такие туристические центры, как Испания, Франция, Турция, Юго-Восточная Азия определенно находятся в более выигрышном положении, чем наша страна. Тут на руку играют и историческая матрица, и географическое положение. Однако не стоит сбрасывать со счетов такие немаловажные факторы, как долгосрочное развитие туристической индустрии, ежегодные исследования в сфере странового брендинга, маркетинговое продвижение. При этом такая работа во всех странах-туристических магнитах проводится на самом высоком государственном уровне. Поэтому и в Казахстане, причем уже сегодня, ответственным государственным чинам нужно озаботиться разработкой четкой и реалистичной программы продвижения нашей страны на туристическом рынке. Все условия для этого есть, было бы желание и умение претворить все это в жизнь.

Пять часов и в Астане

Казахстанские столицы достаточно удалены от туристических хабов приграничных государств. Например, в случае с Астаной нет ни одного зарубежного центра, находящегося ближе, чем в часе полета. В поясе 1–2 часов находятся Омск, Екатеринбург, Ташкент и Бишкек, в поясе 2–3 часов — Урумчи и Баку, 3–4 часов — Москва, Тегеран и Дели. Проодолжительность полета между столицей РК и Пекином превышает 5 часов.

1–2 часа полета отделяют Алматы от Бишкека, Ташкента, Урумчи. 2–3 часа — от Екатеринбурга, Нью-Дели. Более 3 часов лететь до южной столицы Казахстана из Баку, Тегерана, Москвы и Пекина.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?