Тегеран-16

Казахстан нашел в Иране перспективный рынок сбыта и источник инвестиций. Осталось устранить лишь несколько сдерживающих факторов

Казахстан стал одним из первых в списке партнеров Ирана, интенсифицировавших контакты с этой страной, сразу после снятия с нее международных санкций. За последние три месяца казахстанский управляющий холдинг “Байтерек” (именно он наводит бизнес-мосты в Иран со стороны РК) провел два заседания делового совета в Тегеране, выйдя не только на традиционные для такого рода мероприятий формальные меморандумы о сотрудничестве, но и на контракты.

Казахстану Иран интересен как партнер в транспорте и логистике, рынок для пищевой промышленности и инвестор. Тегеран также ждет от Астаны инвестиций и готов предложить услуги своих строительных компаний, а также предприятий АПК, химической промышленности и нефтехима, стройиндустрии и энергетики.

Было бы натяжкой говорить о том, что в торгово-инвестиционном партнерстве двух стран, сейчас происходит прорыв: десять лет назад торговля между странами в разы превышала нынешний уровень, наблюдалась и более высокая инвестиционная активность. Но именно сейчас мы можем предложить иранским партнерам не только сырье, но и обработанную продукцию, а также транспортно-логистические услуги. Чтобы накопившийся потенциал сработал, требуется отладить механизм входа казахстанских производителей на рынок Ирана, изобрести схемы для поддержки национального экспорта и предложить иранцам комфортный визовый режим. 

Кроме стали и зерна

Исторический пик торговли Исламской республики Иран (ИРИ) и Казахстана пришелся на середину 2000-х, когда объем торговли доходил до 2,5 млрд долларов (графики 1, 2, 3). После 635 млн долларов по итогам 2015-го эти данные выглядят впечатляюще. Как и 10 лет назад, торговый баланс в торговле Казахстана с ИРИ для нас зашкаливающе профицитный: при товарообороте в 635 млн чистый экспорт — 496 млн. Но за 10 лет в структуре экспорта и импорта произошли существенные изменения. В группе казахстанских вывозных товаров выросла концентрация металлов и зерна, в импортных — фруктов и орехов, цемента, пластмасс. При этом резко сократился объем поставляемого из ИРИ в РК технологического оборудования и керамики, а также сошел на нет наш экспорт минеральной продукции.

Это отражает качественные изменения в экономиках обеих стран, находящихся в фазе индустриализации: иранцам больше не нужен наш бензин, но растет потребность в прокате для машиностроения, зерне и масличных для пищевой индустрии; Казахстан выпускает отдельные виды промышленных машин сам, но объективно не может за счет своих мощностей закрыть полностью внутреннее потребление фруктов и орехов.

И торговлю, и инвестиции притормозил кризис 2008-2010 и международные санкции в отношении Ирана, которые значительно усложнили торговые операции с этой страной. Темпы иранских инвестиций в РК в 2009-2011 замедлялись, затем произошел кратковременный всплеск, но в последние два года наблюдается чистый отток прямых инвестиций. Судя по всему, инвестиционную активность иранских компаний в 2014-2015 сдерживали не столько санкции, сколько общее ухудшение экономической ситуации в нашей стране. Примечательная деталь: чистый приток иностранных инвестиций и в ИРИ, и в РК в 2014-м упал вдвое по отношению к 2011 году, хотя на Казахстан не оказывалось санкционного давления. В текущем году ситуация вряд ли изменится, но за нас должен сыграть другой фактор.

В последние годы Казахстан хорошо поработал над расширением транзитной емкости транспортной системы: практически завершена казахстанская часть автомагистрали Западная Европа — Западный Китай, а главное — заработали введенные недавно железные дороги: Жезказган — Бейнеу и Жанаозен — Берекет Горган. Последняя магистраль, пересекающая Туркменистан, соединила Иран с Казахстаном, и сделала возможной транзит товаров через нашу территорию по направлению Китай — Иран. Теперь вкладывающиеся в проекты внутри РК инвесторы могут как сбывать продукцию на местном рынке, так и импортировать продукцию на родину, и экспортировать в Китай.

“Для нас Иран — это естественный партнер, который позволяет получить выход в Персидский залив, новые международные транспортные маршруты. Для Ирана Казахстан представляет интерес с транспортно-логистической точки зрения. Это удобный географический партнер для выхода на рынки Китая и Средней Азии”, — резюмировал казахстанский сопредседатель делового совета, глава холдинга “Байтерек” Куандык Бишимбаев.

Три стратегии

По итогам Казахстанско-Иранского делового совета 10 апреля этого года было подписано 49 документов (данные “Байтерека”) на общую сумму 1,07 млрд долларов (по приезде в Тегеран президента РК назывались другие данные: 66 документов на 2 млрд). В числе неполной полусотни — 24 меморандума, 22 соглашения, а также 3 контракта и договора. По 30 из ним планируется реализация проектов на казахстанской территории, 4 — на иранской. Большая часть документов посвящена аграрной отрасли (22), 5 — возобновляемой энергетике, 4 — химии и нефтехимии. Остальные связаны с проектами в транспорте и логистике, горно-металлургическом комплексе и стройиндустрии.

По словам г-на Бишимбаева, с казахстанской стороны в деловом совете участвовали наиболее крупные и успешные отечественные компании, которые работают в тех сферах, что приоритетны в отношениях с ИРИ. Судя по списку подписавших соглашения, меморандумы и контракты — речь идет о транспортниках, машиностроителях и пищевиках. В свою очередь, иранцы предлагают сотрудничество там, где достигли наибольшего технологического прогресса — в химии, нефтехимии и стройиндустрии. Не против иранский бизнес и взять подряды на строительство объектов Expo-2016. Иран ожидает развития сотрудничества на трехстороннем уровне: к инвестициям РК привлечет третьи стороны, в том числе международные фининституты (например, ЕБРР).

Форматов, интересных для казахстанского бизнеса пока просматривается несколько. Во-первых и в главных, транзит грузов железной дорогой по направлениям Китай — Иран и Россия — Иран. “В 2015 году с 200 до 500 единиц в год увеличился транзит контейнерных поездов по направлению Китай — Европа. Первый контейнерный поезд Китай — Иран запущен из Иву в Тегеран: 9 тысяч километров за 14 суток”, — проинформировал вице-президент КТЖ Берик Камалиев. В этой же логике и расширение мощности портовой инфраструктуры в Актау и Курыке с 15 до 25 млн тонн в год.

Второй формат — технологическое партнерство. Пока Иран жил под санкциями, не имея возможности внедрять передовые промышленные технологии, некоторые казахстанские предприятия серьезно модернизировали производства и готовы делиться технологиями с партнерами. Пример: Alageum Group, выпускающая трансформаторы с применением технологий немецкой Siemens, договорилась с Niroo Transfo о продаже адаптированных к иранским условиям распределительных трансформаторов, а затем о трансферте технологий и запуске сборки машин из казахстанских комплектующих на иранских мощностях. Председатель совета директоров Alageum Group Еркебулан Ильясов говорит, что в этом году компания экспортирует в ИРИ продукции на 2 млн долларов.

Еще один формат — привлечение иранских инвесторов для создания предприятий в РК с нуля. Это кейс Jahad-e-Sabz, подписавшей несколько соглашений с властями Алматинской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей о закладке интенсивных садов. Kave Industry в партнерстве с Инвестфондом Казахстана построит завод по производству сырья для стекольной продукции — кальцинированной соды — в Кызылординской области, где уже реализуется проект стекольного завода Orda Glass. 

Пятый формат —торговля. Потратив полгода на получение “пропуска” в Иран с бараниной, Continent Trading начинает еженедельные поставки 150 тонн мяса, планируя в течении 12 месяцев выйти на отгрузку 700 тонн в неделю. Общую сумму контракта на этот год гендиректор компании Бауыржан Бакшилов оценивает в 30 млн долларов. “Мы заключили соглашения о сотрудничестве с двумя заводами на территории РК и хотим расширять сеть партнеров. На втором этапе планируем инвестировать в производство консервов из баранины на юге или западе Казахстана”, — сообщил он.

Барьеры долой

“Мы активизируем сотрудничество с Ираном и выбрали для этого прекрасный момент. Иран вновь открывается миру, он возвращается на мировой рынок, сохранив свой экономический потенциал в тяжелые годы”, — заявил на совете посол РК в ИРИ Багдад Амреев. По итогам совета Валиулла Афхами, глава Организации развития торговли Ирана, спрогнозировал: “Надеемся, что товарооборот очень скоро достигнет миллиарда долларов. Но наш потенциал — во много раз больше этой цифры”.

Насколько эффективно будет использован этот потенциал, зависит и от скорости решений бизнеса и от того, как быстро власти обеих стран будут устранять сдерживающие факторы. Для иранской стороны главным из барьеров является визовый. Тема виз звучала в каждом выступлении иранцев на деловом совете. ИРИ предоставила казахстанцам право безвизового въезда на срок до 30 дней. Тегеран ждал симметричного ответа от Астаны, но до сих пор подвижек в этом нет, о чем иранские бизнесмены с большой досадой сообщают в личных беседах. “Будут облегчены визы для бизнесменов и туристов, особенно для групповых туристов. Вновь будут даны права послу и консулу выдавать визы под свою ответственность”, — отметил г-н Амреев, и, похоже, это максимум послаблений, которые может дать партнеру РК.

Барьеры для казахстанских экспортеров — техстандарты. “Казахстан не был ранее включен в список разрешенных стран. Обязательна аккредитация по стандартам халал. Для этого иранцы инспектируют заводы наших партнеров — сюда приезжают иранские ветеринары и духовенство”, — рассказывает г-н Бакшилов.

На деловом совете обсуждалась возможность поставки 200 пассажирских вагонов скоростных поездов и электровозов на участок Тегеран — Мешхед, а также тепловозов Evolution. Партию последних в минувшем году отправили в Азербайджан, предоставив кредит покупателю через Банк развития Казахстана. Но в случае с Ираном не работают наши стандартные схемы экспортного финансирования.

“Байтерек готов поддерживать экспорт казахстанских вагонов и локомотивов в Иран, но есть определенные сложности по взаимодействию между банками. Хотя санкции сняты, для взаимодействия между банками сохраняются определенные ограничения. Поэтому мы ищем механизм, с помощью которого можно поддержать экспорт нашей машиностроительной продукции”, — рассказывает г-н Бишимбаев. Другие спикеры, близкие к руководству “Байтерека”, говорят, что выходом может быть использование в отдельных случаях механизма предэкспортного финансирования казахстанских компаний.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее