Уйти за горизонт

Как стимулировать региональный бизнес перешагнуть границы области

Уйти за горизонт

Выступая на очередном съезде партии «Нур Отан» в минувшем январе президент Нурсултан Назарбаев, призвал акимов и правительство развивать межрегиональные торговые отношения. Важность этой задачи очевидна и неоспорима, особенно в свете последних кризисных явлений в экономике страны. Но какие меры необходимо предпринять для ее решения? Заключается ли эта задача лишь в создании экономических предпосылок для развития межрегиональной кооперации бизнесом или требуются иные, более глубокие действия?

В рамках последнего исследования по проблемам развития предпринимательства специалисты Центра исследований и консалтинга “Стратегия” объездили все регионы Казахстана. Общаясь с предпринимателями о барьерах, с которыми они сталкиваются в своей деятельности, мы обратили внимание на одну особенность. Практически во всех регионах имеются успешные предприниматели, которые увеличиваясь, растут не по вертикали, выходя за пределы своего региона и завоевывая рынок Казахстана и ближнего зарубежья, а по горизонтали, захватывая все новые и новые направления бизнеса внутри региона. 

Почему это происходит?

Мы полагаем, что это обусловлено тем, что основное конкурентное преимущество большинства средних предпринимателей заключается в налаженных связях с административным ресурсом в регионе. За многие годы были налажены связи с акиматом, налоговой службой, правоохранительными и прочими контрольно-надзорными органами, определены так называемые «правила игры». Эти связи помогают предпринимателям региона преодолевать административные и прочие барьеры, чтобы успешно развивать свой бизнес. Точно так же они помогают им защищать свои позиции от конкурентов, появляющихся как внутри региона, так и приходящих в него из других регионов и (или) из-за рубежа. 

Однако, в соседнем регионе (да и в других тоже) есть такие же успешные региональные предприниматели, у которых налажены связи с административным ресурсом и определены «правила игры». И они точно так же не готовы пускать на рынок своего региона других предпринимателей извне.

Чтобы проверить эту гипотезу на данных, мы проанализировали региональную структуру оптового товарооборота по каждому региону РК. Чем больше в регионе присутствует бизнеса, пришедшего из другого региона, тем больше должны быть объемы торговли между этими регионами. Соответственно, чем больше предпринимателей из других регионов РК работают в каком-то регионе, то тем с большим количеством регионов должен быть торговый товарооборот этого региона.

Полученные результаты подтвердили наши предположения.

40 на 7

Сначала немного информации о масштабах оптового товарооборота. По данным Комитета статистики Министерства национальной экономики РК, соотношение объема оптовой торговли к ВРП в разных областях Казахстана и городах Алматы и Астана в 2014 году различается значительно: от 0,43 (Кызылординская область) до 8,68% (г. Алматы). При этом наблюдается закономерность: чем больше ВРП (как общий, так и в расчете на душу населения), тем больше оптовый товарооборот региона. 

Анализ региональной структуры оптового товарооборота регионов показывает несколько особенностей развития предпринимательства в регионах. А в приведенных выше причинах проявления этих особенностей, на наш взгляд, и кроются более глубинные проблемы, сдерживающие развитие МСБ в Казахстане.

Как видно из таблицы, в семи регионах РК более 40 процентов оптовой торговли формируется за счет торговли внутри региона. Из оставшихся 9 регионов 5 относятся к макрорегиону Запад, который является основным поставщиком нефти на экспорт. В них доля оптовой торговли внутри региона не превышает 5%, за исключением Актюбинской области, где она составляет почти 15%. 

Насколько велика доля торговли внутри макрорегионов? Как мы видим, она тоже, за несколькими исключениями, практически мизерна. Из 14 регионов (без учета гг. Алматы и Астана) только в Северо-Казахстанской области она превышает 50%. В четырех регионах (Актюбинская, Акмолинская, Мангистауская и Павлодарская области) она составляет более 5%. Во большинстве остальных регионов не достигает и 2%. 

В то же время гг. Алматы и Астана являются существенными торговыми партнерами для большинства регионов. Средняя доля оптовой торговли регионов Казахстана с этими двумя городами составляет 36,4 процента. Если же не учитывать эти два мегаполиса, то лишь у 3 регионов (Кызылординская, Алматинская и Павлодарская области) доля торговли с другими регионами превышает 20%. 

Межрегиональная торговля в РК характеризуется высокой концентрацией, когда основной объем торговли приходится на ограниченное количество других регионов. Практически у всех регионов Казахстана (без учета гг. Алматы и Астана) доля оптовой торговли с двумя-тремя другими регионами, являющимися наиболее крупными торговыми партнерами, превышает 75% всего объема оптовой торговли региона. При этом большинство регионов осуществляет торговлю более чем с половиной всех областей РК.

Вырваться из “родного” периметра

Учитывая вышеприведенные цифры, очевидно, что межрегиональная торговля в Казахстане развита крайне слабо. Надо ли это менять, и если надо, то как именно? Ответ на первый вопрос вполне очевиден, а вот на второй вопрос дать лаконичный и всеобъемлющий ответ будет сложно.

Замыкание развития только в пределах своего «родного» региона представляет угрозу для планов Казахстана по повышению конкурентоспособности. Оно ослабляет бизнес в долгосрочной перспективе, поскольку сопровождается конкурентной борьбой с использованием административного ресурса. Однако данный вид конкурентного преимущества не является уникальным, и может быть легко утрачен. К тому же рынок отдельно взятого региона сравнительно узок и возможности роста на нем ограничены.

До тех пор, пока власть и бизнес не осознают, что дальнейшее укрепление конкурентоспособности казахстанского бизнеса и экономики в целом нельзя обеспечить только за счет упрощения процедур решения административных вопросов (получение лицензий и разрешений, согласование проектов, подключение к сетям, доступ к земле и квалифицированным кадрам, и т.п.), какого-либо значимого прогресса не будет. Для этого необходимо стимулировать и поддерживать конкуренцию на всех рынках и во всех сферах. Почему казахстанский бизнес так сильно почувствовал конкуренцию со стороны российских и белорусских товаров (еще до девальвации)? Потому что «тренировался» он в тепличных условиях, без сильных «спарринг-партнеров».

Но только ли административные барьеры и административный ресурс сдерживают развитие межрегиональных связей?

Очевидно, что помимо снятия административных барьеров, для расширения межрегиональной торговли необходимо, помимо прочего, наличие двух других важных условий: товаропроводящие каналы и инфраструктура.

Важность наличия качественной инфраструктуры, обеспечивающей транспортировку товаров между регионами наиболее быстрым способом с минимальными прямыми и косвенными затратами, не вызывает сомнений. Если бы автодороги, связывающие Астану с близлежащими регионами, были качественными, то, может, и не было бы необходимости создавать продовольственный пояс вокруг столицы; Костанай, Павлодар и Петропавловск с лихвой обеспечивали бы необходимым продуктами. Однако, в условиях, когда дорога из Павлодара в Астану на грузовом автотранспорте занимает вместо 4-5 часов вдвое больше времени из-за неудовлетворительного состояния автодорожного полотна, это влечет дополнительные издержки для бизнеса, как прямые (ГСМ и зарплата водителя), так и косвенные (более частый ремонт автотранспортных средств). 

Будем надеяться, что эта проблема будет решена с реализацией программы «Нурлы Жол», в рамках которой предусматривается строительство новых и реконструкция существующих авто- и ж/д дорог. Конечно, есть опасения, что, как это обычно бывает, деньги будут потрачены, а через год-два снова потребуется проводить капитальный ремонт дорог. Есть несколько идей, как этого можно избежать без ущерба для заказчиков и подрядчиков, еще и с выгодой для развития экономики и бизнеса в целом. Но это уже отдельная тема.

Далеко до рынка

Слаборазвитость либо вовсе отсутствие товаропроводящих каналов – не самая очевидная проблема. Но, как показывает анализ, доступ к рынкам сбыта является одним из ключевых факторов успеха развития бизнеса. 85% опрошенных предпринимателей отметили, что доступ к рынку сбыта представляет собой наиболее важный барьер в развитии предпринимательства во всех регионах, включая гг. Алматы и Астана.

Неэффективность каналов товаропроводящих потоков включает три проблемы. Во-первых, отсутствие либо «теневой» характер деятельности маркетинговых каналов. Отсутствуют либо не в полной мере представлены отдельные звенья маркетинговой цепочки (брокеры, дистрибьюторы), некоторые звенья преимущественно находятся в тени (посредники, перекупщики), слабо развиты современные форматы розничной торговли, а основным каналом товарооборота являются базары. 

Во-вторых, отсутствие информационного обмена между производителями и потребителями. Складывается парадоксальная для рыночной экономики ситуация, когда производители производят не то, что требует рынок, а то, что они могут производить, и пытаются это продать. При чем это относится к самым разным отраслям: и к сельхозтоваропроизводителям, и к машиностроительным предприятиям. 

В-третьих, слабая логистическая инфраструктура. Наблюдается нехватка складов классов «А» и «В», холодильных камер в регионах. Многие предприятия пытаются собственными силами выходить из этой ситуации, однако масштабов деятельности отдельной компании недостаточно для обеспечения бесперебойности поставок, отвечающих предъявляемым требованиям и стандартам, в объемах, представляющих интерес для торговых сетей.

Как бы негативно это ни воспринималось большинством в Казахстане, но без поддержки и стимулирования прежде всего торговли развитие промышленности и сельского хозяйства не получит необходимого импульса. Здесь в качестве положительного примера можно привести опыт проекта «Фермеры Чилика». За счет научного подбора семян и удобрений, проведения правильных агротехнических мероприятий и грамотной организации логистического процесса, начиная от упаковки и заканчивая транспортировкой и предоставлением торговых площадей в розничной сети, удалось обеспечить увеличение урожайности на 30% и реализацию всего урожая через розничную торговую сеть даже сверх запланированного объема – при плане 1 тонна овощей в день ежедневная реализация была увеличена до 3 тонн. 

Для такого увеличения эффективности и производительности производителю прежде всего необходимо четко понимать, что надо производить, что востребовано рынком, потребителем. Именно розничные торговые сети через посредников и дистрибьюторов должны доводить до производителей, что востребовано потребителем в данный момент.

Для системного решения этой проблемы мы видим необходимость в реализации следующих шагов:

В сфере создания и развития цепочки маркетинговых каналов:

  • Стимулирование развития и консолидации дистрибьюторских национальных сетей, которые в условиях распределенности основных локальных рынков в Казахстане должны наладить эффективную логистическую инфраструктуру;

  • Вывод теневых звеньев цепочки продаж (посредников, перекупщиков) в легальный оборот через их институционализацию и изменение негативного отношения к ним в обществе (без посредников не будет эффективного движения товаров);

  • Поддержка современных форматов торговли и стимулирование реализации ими казахстанских товаров.

В сфере налаживания системы информационного обмена между потребителями и производителями:

  • Ориентировать существующие государственные агентства и институты развития на внедрение «вытягивающих» маркетинговых стратегий (pull strategy) путем создания системы передачи рыночных сигналов от розничных сетей к дистрибьюторам, оптовикам и производителями; 

  • Стимулировать и поддерживать бизнес решения по созданию и развитию частных центров контрактации, нацеленных на включение казахстанских промышленные предприятия в локальные и международные цепочки создания стоимости;

  • Обеспечить информационную поддержку через государственные органы и институты развития и предпринимательские ассоциации в части правил и порядка доступа на внешние рынки (РФ, КНР, другие) и маркетинговой информации об этих рынках.

В сфере развития логистической инфраструктуры:

  • Создание и развитие агрохабов в виде логистических центров по хранению, переработке, фасовке и распределению сельскохозяйственной продукции, позволяющим консолидировать и стандартизировать продукцию, поставляемую национальным и иностранным розничным сетям (здесь целесообразно масштабировать положительный опыт проекта «Фермеры Чилика»);

  • Переориентирование сервисно-заготовительных центров при СПК на выполнение заготовительных функций в виде агрохабов. 

Перечисленные меры необходимо дополнить горизонтальными мерами поддержки продвижения казахстанских товаров на внутреннем рынке и на экспортных рынках прилегающих регионов. 

Во-первых, это государственная поддержка создания и развития отечественных товарных брендов, включая субсидирование рекламных кампаний на национальном и международном уровне и консультационной помощи и содействия в продвижении на экспортные рынки. 

Во-вторых, необходимо перенести акцент в субсидировании с стимулирования предложения (субсидирование производителей) на стимулирование спроса (субсидирование розничных сетей). При условии правильной настройки системы субсидирования розничные торговые сети сами будут привлекать казахстанских производителей на свои полки. Производителям же, с другой стороны, надо научиться объединяться и кооперироваться, чтобы обеспечить розничным сетям необходимую регулярность поставок стабильных объемов продукции в полном соответствии в предъявляемыми к ней стандартам. 

Самое главное – это то, что все эти меры вполне реализуемы, что показал опыт тех же «Фермеров Чилика». Единственно, что необходимо для этого, желание и способность бизнеса кооперироваться и договариваться, находить возможности для внутренних изменений, не сетуя постоянно на внешние факторы. 

Государство же со своей стороны должно помочь решить проблему административного ресурса, необходимость в котором возникает из-за постоянной угрозы убытков или вовсе утраты собственности в результате административного давления. Как это сделать? Если это будет интересно, мы можем поделиться своими идеями на этот счет в следующих публикациях.

*- гендиректор Центра исследований и консалтинга «Стратегия»

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?