Трудности стартапа

Редакционная статья

Трудности стартапа

Все чаще мы слышим или читаем истории о том, как некая стартап-компания, созданная в гараже или на диванчике в кофейне, была приобретена гигантом рынка за сотни миллионов долларов. Следующая картина: вилла, бассейн, солнце, пальмы и представители креативного класса в шортах и сланцах. Кинематограф формирует у массовой аудитории (среди которой немало амбициозных молодых предпринимателей) романтично-разгильдяйский образ команды, обреченной на успех.

Статистика суровее кино — больше 90% стартапов закрываются в первые три года. Успех не приходит с первой попытки — «выстреливают» проекты тех, чьи первые три-четыре идеи провалились.

Глядя на стартапы в Казахстане, складывается ощущение, что до успешной попытки после трех-четырех неудач мало кто доходит, предпочитая после первой неудачи бросить все и найти тихую гавань в какой-нибудь нацкомпании или филиале большой иностранной фирмы. Кроме того, стартапов в Казахстане мало. Даже с поправкой на масштабы страны. Взглянем на белорусский опыт: в стране с населением 9,5 млн человек появилась Wargaming (автор всемирно известной и популярной игры World of Tanks), чья оценочная стоимость — 1,5 млрд долларов. В пятимиллионной Шотландии изобрели Skyscanner — 1,6 млрд. В Финляндии с теми же 5 миллионами населения появилась Rovio, создавшая Angry Birds; компания стоит несколько миллиардов долларов.

Второе объяснение — мол, «среды для стартапов нет». Но есть проблемы: дефицит визионеров, предпринимательского духа, пропасть между реальным бизнесом и идеями стартаперов.

Спорить с тем, что для роста числа стартапов нужна экосистема, бессмысленно — она, безусловно, нужна. В Казахстане сейчас создание такой системы идет и сверху (взять хотя бы инновационный кластер Almaty Tech Garden), и снизу — участники компаний, связанных с технологиями и IT, начали реализацию некоммерческого проекта mapit.kz. Инициаторы его уверены, что, способствуя более активному обмену информацией между участниками стартап-экосистемы, удастся активизировать процесс «стартаптизации» республики. Начинают они со взаимодействия со старшими школьниками и студенчеством — «пока поле не засеешь, урожай с него не соберешь».

Ощутимых результатов пока нет ни у государства, ни у частников. За исключением пары-тройки успешных проектов, нередко кочующих с одного стартап-форума на другой. Эксперты сходятся на том, что экосистеме нужно дать время на вызревание, а там стартапы полезут как из рога изобилия. Что ж, подождем…

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?