Трудности стартапа

Редакционная статья

Трудности стартапа

Все чаще мы слышим или читаем истории о том, как некая стартап-компания, созданная в гараже или на диванчике в кофейне, была приобретена гигантом рынка за сотни миллионов долларов. Следующая картина: вилла, бассейн, солнце, пальмы и представители креативного класса в шортах и сланцах. Кинематограф формирует у массовой аудитории (среди которой немало амбициозных молодых предпринимателей) романтично-разгильдяйский образ команды, обреченной на успех.

Статистика суровее кино — больше 90% стартапов закрываются в первые три года. Успех не приходит с первой попытки — «выстреливают» проекты тех, чьи первые три-четыре идеи провалились.

Глядя на стартапы в Казахстане, складывается ощущение, что до успешной попытки после трех-четырех неудач мало кто доходит, предпочитая после первой неудачи бросить все и найти тихую гавань в какой-нибудь нацкомпании или филиале большой иностранной фирмы. Кроме того, стартапов в Казахстане мало. Даже с поправкой на масштабы страны. Взглянем на белорусский опыт: в стране с населением 9,5 млн человек появилась Wargaming (автор всемирно известной и популярной игры World of Tanks), чья оценочная стоимость — 1,5 млрд долларов. В пятимиллионной Шотландии изобрели Skyscanner — 1,6 млрд. В Финляндии с теми же 5 миллионами населения появилась Rovio, создавшая Angry Birds; компания стоит несколько миллиардов долларов.

Второе объяснение — мол, «среды для стартапов нет». Но есть проблемы: дефицит визионеров, предпринимательского духа, пропасть между реальным бизнесом и идеями стартаперов.

Спорить с тем, что для роста числа стартапов нужна экосистема, бессмысленно — она, безусловно, нужна. В Казахстане сейчас создание такой системы идет и сверху (взять хотя бы инновационный кластер Almaty Tech Garden), и снизу — участники компаний, связанных с технологиями и IT, начали реализацию некоммерческого проекта mapit.kz. Инициаторы его уверены, что, способствуя более активному обмену информацией между участниками стартап-экосистемы, удастся активизировать процесс «стартаптизации» республики. Начинают они со взаимодействия со старшими школьниками и студенчеством — «пока поле не засеешь, урожай с него не соберешь».

Ощутимых результатов пока нет ни у государства, ни у частников. За исключением пары-тройки успешных проектов, нередко кочующих с одного стартап-форума на другой. Эксперты сходятся на том, что экосистеме нужно дать время на вызревание, а там стартапы полезут как из рога изобилия. Что ж, подождем…

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее