Не деньги красят стартап

Aviata.kz — локальный пример «взлета» стартапа без внешних инвестиций

Сервис по покупке авиа-, а теперь и железнодорожных билетов Aviata.kz — один из самых заметных проектов в области электронной коммерции, появившихся на рынке Казахстана за последние три года. Стартовав в конце 2013 года, к началу 2016‑го компания занимает около 30% агентского рынка онлайн-продаж авиабилетов в РК. Ежемесячно сервис реализует около 20 тыс. билетов, а его клиентами являются почти 100 тыс. человек. Директор по развитию Aviata.kz и сооснователь компании Алексей Ли уверен: не всем стартапам нужны деньги для старта.

— Как возникла идея сделать именно казахстанский сервис по покупке авиабилетов?

— Если говорить об идее, то ее предложил Евгений Матвеев. Он пришел из travel-индустрии и предложил мне, как эксперту в области интернет-технологий, совместно развивать проект. Я оценил перспективу и посчитал это интересным. Мы привлекли третьего сооснователя — это наш технический директор Адиль Хаштамов — и начали работать. Почему именно такой сервис? Потому что рынок авиабилетов — большой рынок, и до последнего момента растущий. Если говорить об онлайн-продажах, то этот сегмент и сейчас продолжает расти. Есть мнение, что раз существуют подобные сервисы за рубежом, то такой проект нельзя назвать стартапом. Я с этим в корне не согласен. Чтобы построить такую компанию — а мы достигли, на мой взгляд, солидных объемов — должна быть очень сильная IT-команда. Повторить успех зарубежного продавца авиабилетов — это не значит просто взять и скопировать все за пять минут. Это выстраивание систем, подсистем, подключение к системам различных авиакомпаний, мировых систем бронирования, платежных систем, систем мониторинга безопасности. Это большой вызов, для дальнейшего собственного развития в том числе.

— Хорошо, вот есть вы — три партнера. Вам нужна команда, нужны деньги. Где искали инвестиции?

— Мы развивались на собственные средства. Поначалу речь не шла о больших деньгах, мы оценили свои возможности и поняли, что можно развиваться за счет собственных ресурсов. В последнее время я все больше понимаю: когда люди говорят «нам нужны инвестиции для запуска стартапа», они сами себе ставят психологический барьер. В большинстве случаев для запуска стартапов нужно просто браться и делать, и деньги найти не так сложно, если начинать идти по своему пути.

— Как происходил рост компании? Не было сомнений в правильности выбора бизнес-модели для местного рынка?

— По итогам третьего месяца у меня было ощущение, что мы делаем что-то не то, потому что не было большой динамики. Наступило разочарование. Но вовремя начался подъем, в том числе и благодаря правильно выстроенному маркетингу. Когда люди видят динамику роста — это всех драйвит… После трех месяцев мы прирастали ежемесячно на 30–40 процентов. Каждый год в несколько раз.

— Компания продолжает развиваться на собственные средства или вы все-таки привлекли инвестиции?

— Продолжаем развиваться на собственные, внешних инвестиций мы не привлекали. Хотя это вопрос, который мы для себя окончательно не закрываем. Если мы примем решение масштабироваться за рубежом более активно и агрессивно откусывать где-то долю рынка, нам потребуются инвестиции.

— Вы как-то говорили, что успеху Aviata.kz способствовал очень своевременный выход на рынок?

— Это правда, потому что если подобная компания выйдет на рынок сейчас, она уже не будет столь успешной. Этот рынок уже можно назвать перенасыщенным. Плюс сюда пытаются выходить различные зарубежные игроки — конкуренция будет только усиливаться. Сейчас мы, продавая более 20 тысяч билетов в месяц, можем работать на предельно низком уровне маржинальности. С 20 тысяч билетов, условно, по копеечке — и нам достаточно, чтобы окупать команду и реинвестировать в собственное развитие. Для того, чтобы построить сильную технологическую платформу, нужно минимум пять-семь разработчиков, если пытаться окупить этих разработчиков, продавая двести билетов в месяц, конечно, новая команда будет уходить в большой минус. Теоретически с инвестициями на этот рынок можно выйти, но пока новички пройдут наш трехлетний путь и технологический, и маркетинговый, мы будем уже впереди.

— У основателей Aviata.kz нет желания вложиться в перспективный стартап?

— Если будут попадаться интересные стартапы из области travel tech, мы могли бы разговаривать о партнерстве. Но таких проектов пока в принципе нет.

Статьи по теме:
Экономика и финансы

Ушли, но обещали вернуться

Одним из факторов, спровоцировавших ослабление тенге, стал выход нерезидентов из краткосрочных нот Нацбанка

Казахстанский бизнес

Забетонировать цену

На рынке цемента цены восстанавливаются до уровня 2013 года

Тема недели

Труба для Астаны

Газификация столицы стала возможной только с третьей попытки

Казахстанский бизнес

Торг здесь электронный

Казахстанская система электронных госзакупок, выстроенная ЦЭК, позволяет производить все закупки госорганов в электронном виде, вести электронный мониторинг корректности процесса закупок и даже электронно жаловаться, если что-то пошло не так