Не деньги красят стартап

Aviata.kz — локальный пример «взлета» стартапа без внешних инвестиций

Не деньги красят стартап

Сервис по покупке авиа-, а теперь и железнодорожных билетов Aviata.kz — один из самых заметных проектов в области электронной коммерции, появившихся на рынке Казахстана за последние три года. Стартовав в конце 2013 года, к началу 2016‑го компания занимает около 30% агентского рынка онлайн-продаж авиабилетов в РК. Ежемесячно сервис реализует около 20 тыс. билетов, а его клиентами являются почти 100 тыс. человек. Директор по развитию Aviata.kz и сооснователь компании Алексей Ли уверен: не всем стартапам нужны деньги для старта.

— Как возникла идея сделать именно казахстанский сервис по покупке авиабилетов?

— Если говорить об идее, то ее предложил Евгений Матвеев. Он пришел из travel-индустрии и предложил мне, как эксперту в области интернет-технологий, совместно развивать проект. Я оценил перспективу и посчитал это интересным. Мы привлекли третьего сооснователя — это наш технический директор Адиль Хаштамов — и начали работать. Почему именно такой сервис? Потому что рынок авиабилетов — большой рынок, и до последнего момента растущий. Если говорить об онлайн-продажах, то этот сегмент и сейчас продолжает расти. Есть мнение, что раз существуют подобные сервисы за рубежом, то такой проект нельзя назвать стартапом. Я с этим в корне не согласен. Чтобы построить такую компанию — а мы достигли, на мой взгляд, солидных объемов — должна быть очень сильная IT-команда. Повторить успех зарубежного продавца авиабилетов — это не значит просто взять и скопировать все за пять минут. Это выстраивание систем, подсистем, подключение к системам различных авиакомпаний, мировых систем бронирования, платежных систем, систем мониторинга безопасности. Это большой вызов, для дальнейшего собственного развития в том числе.

— Хорошо, вот есть вы — три партнера. Вам нужна команда, нужны деньги. Где искали инвестиции?

— Мы развивались на собственные средства. Поначалу речь не шла о больших деньгах, мы оценили свои возможности и поняли, что можно развиваться за счет собственных ресурсов. В последнее время я все больше понимаю: когда люди говорят «нам нужны инвестиции для запуска стартапа», они сами себе ставят психологический барьер. В большинстве случаев для запуска стартапов нужно просто браться и делать, и деньги найти не так сложно, если начинать идти по своему пути.

— Как происходил рост компании? Не было сомнений в правильности выбора бизнес-модели для местного рынка?

— По итогам третьего месяца у меня было ощущение, что мы делаем что-то не то, потому что не было большой динамики. Наступило разочарование. Но вовремя начался подъем, в том числе и благодаря правильно выстроенному маркетингу. Когда люди видят динамику роста — это всех драйвит… После трех месяцев мы прирастали ежемесячно на 30–40 процентов. Каждый год в несколько раз.

— Компания продолжает развиваться на собственные средства или вы все-таки привлекли инвестиции?

— Продолжаем развиваться на собственные, внешних инвестиций мы не привлекали. Хотя это вопрос, который мы для себя окончательно не закрываем. Если мы примем решение масштабироваться за рубежом более активно и агрессивно откусывать где-то долю рынка, нам потребуются инвестиции.

— Вы как-то говорили, что успеху Aviata.kz способствовал очень своевременный выход на рынок?

— Это правда, потому что если подобная компания выйдет на рынок сейчас, она уже не будет столь успешной. Этот рынок уже можно назвать перенасыщенным. Плюс сюда пытаются выходить различные зарубежные игроки — конкуренция будет только усиливаться. Сейчас мы, продавая более 20 тысяч билетов в месяц, можем работать на предельно низком уровне маржинальности. С 20 тысяч билетов, условно, по копеечке — и нам достаточно, чтобы окупать команду и реинвестировать в собственное развитие. Для того, чтобы построить сильную технологическую платформу, нужно минимум пять-семь разработчиков, если пытаться окупить этих разработчиков, продавая двести билетов в месяц, конечно, новая команда будет уходить в большой минус. Теоретически с инвестициями на этот рынок можно выйти, но пока новички пройдут наш трехлетний путь и технологический, и маркетинговый, мы будем уже впереди.

— У основателей Aviata.kz нет желания вложиться в перспективный стартап?

— Если будут попадаться интересные стартапы из области travel tech, мы могли бы разговаривать о партнерстве. Но таких проектов пока в принципе нет.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности