Город, который сделал бизнес

Власти портовой Генуи выбрали туризм одним из приоритетных направлений в экономике города

Город, который сделал бизнес

Генуя — город-порт. Символ Генуи — маяк Лантерна, старейший рабочий маяк. Морская торговля — основа богатства генуэзских семей. В прошлом город-купец, сегодня Генуя — город-дворец. Десятки великолепных дворцов и церквей построены на деньги, заработанные торговлей. Сейчас эти дворцы снова позволяют городу делать бизнес — теперь уже на туризме. Превращение Генуи из торгово-промышленного центра в центр туризма началось буквально четверть века назад, и власти города уверены — потенциал столицы Лигурии только начинает раскрываться.

Предприимчивые люди

Генуэзцы — деловые люди, и на первом месте для них — благосостояние. Пример прагматичности генуэзцев — история строительства церкви Святого Петра. Когда оказываешься на Piazza Banchi и видишь этот храм, невольно испытываешь удивление: церковь находится как бы на втором этаже, а на первом — магазины и торговые лавки. Построить церковь Св. Петра в Генуе решили после очередной эпидемии чумы, однако выбранная площадь уже использовалась торговцами, и они были не слишком довольны, что их сгоняют с насиженного места. В результате было принято поистине соломоново решение — в основании храма выстроили цокольный этаж и отдали его торговцам. Те, в свою очередь, отдавали часть своих доходов на возведение церкви.

Независимость — еще одно качество, которым генуэзцы гордятся до сих пор. Генуэзская республика просуществовала почти 800 лет — цифра даже по меркам европейской истории огромная.

Финансовое процветание Генуи началось с крестовых походов — крестоносцы вернулись с богатейшей добычей — и далее только приумножалось: генуэзские купцы основывали свои колонии на Средиземноморье и Черноморье, получая огромные доходы от посреднической торговли. Именно в Генуе в начале XV века появляется первый в современном понимании банк — Банк Сан-Джорджо (Св. Георгия). Генуэзская республика становится настолько богата, что дает деньги в долг королям. Союз с Испанией и финансирование казны испанской короны под немалые проценты привели к поговорке о том, что «золото рождается в Америке, умирает в Испании, а хоронят его в Генуе». Генуэзцы пускали в оборот добытое в ходе колонизации Америки золото и сказочно на этом богатели. В этот период начинается строительство многочисленных генуэзских дворцов — их в городе более ста. Власти вели особый список («ролли»), где учитывались важность, красота и размер дворца, а у владельцев дворцов была обязанность — предоставлять свои жилища для приема иностранных делегаций. 42 генуэзских дворца из списка «ролли» включены в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Если попробовать уложить историю Генуи всего в несколько слов, то получится, наверное, так — морская империя, финансовый центр, крупнейший порт. За последнее столетие именно порт и тяжелая промышенность (в основном государственная) загородили собой историческое великолепие Генуи. Город привлекал приезжающих не красотой, а заработком.

Ситуация изменилась в начале 1990‑х: госпромышленность почти исчезла, и порт остался фактически единственным источником дохода для Генуи. Экономике города требовался новый ресурс для роста, и в качестве такового был выбран туризм. Генуя, чье культурное наследие перестали ценить и сами генуэзцы, должна была заново презентовать себя миру как привлекательное для туристов место.

В 1992 году — к празднованию 500‑летия открытия Америки (Христофор Колумб — уроженец Генуи, поэтому праздник для американцев — это праздник и генуэзцев) известный проектировкой Центра Помпиду в Париже архитектор Ренцо Пиано, тоже генуэзец, реконструировал старый порт. Промышленный район, доступ в который был закрыт многие годы из-за действовавших там товарного порта и таможенной зоны, снова стал частью города, а кроме того, туристическим центром. Теперь здесь находятся самый большой в Европе аквариум, музей моря Галата, копия испанского галеона, сделанного для фильма Романа Полански «Пираты». Можно сказать, именно с момента реурбанизации территории старого порта начался новый этап развития Генуи.

История со вкусом

От богатой истории Генуи остались не только дворцы. На узких улочках старого города полно магазинчиков, которым по паре сотен лет. Они тоже внесены в отдельный список как сохраняющие традиции древней коммерции. Большая часть этих лавочек с кулинарным уклоном и какой-нибудь вкусной историей. Например, кафетерия Fratelli Klainguti известна булочкой фальстаф. Эту выпечку очень любил Джузеппе Верди, написавший по шекспировским произведениям оперу «Фальстаф». Собственно, в честь этого героя генуэзские кулинары так свою булку и назвали. Говорят, Верди как-то признался кулинарам: «Ваш фальстаф гораздо лучше, чем мой!»

Пройдя еще немного по узким улочкам, можно зайти в кондитерскую, где по 300 евро за килограмм продают старинное лакомство — засахаренные лепестки фиалок и роз.

Попробовать Геную на вкус можно и в ликерной Marescotti di Cavo. Заведение, расположенное в здании XIII века, открылось в 1780 году как шоколатерия семьи Cassottana. Через некоторое время бизнес покупает семья Марескотти (они добавили в ассортимент вина и вермуты собственного изготовления). Ликерная Marescotti становится популярна как среди местных жителей, так и часто бывающих в Генуе путешественников. Однако в 1979 году, после смерти последней владелицы заведения Ирмы Марескотти, семья принимает решение закрыть бизнес, но не продавать саму ликерную. Они опасаются, что новые владельцы не станут поддерживать традиции и не сохранят интерьер середины XIX века.

Тридцать лет заведение стояло закрытым, до тех пор, пока две семьи — Каво и Марескотти (и те и другие связаны с кондитерским бизнесом с 1900‑х и на протяжении многих лет были и конкурентами, и партнерами) не подписали контракт на условиях «два портрета, один амаретто, девяносто девять лет». Торговая марка Марескотти была передана семье Каво на 99 лет в обмен на первый Amaretti di Voltaggio в году и условие, что все это время портреты Ирме и Беньямино Марескотти будут висеть на одной из стен ставшего уже истрорическим заведения на Via di Fossatello. Что же до Amaretti di Voltaggio — то это миндальное печенье, которое является наиболее известной продукцией семьи Каво — его делают по рецепту 1880 года.

Новый владелец ликерной с более чем двухсотлетней историей — Александр Каво, потомственный кондитер в пятом поколении. Благодаря ему ликерная Marescotti di Cavo вновь открыла свои двери в 2008 году, после реставрации всей обстановки. Партнер Александра Каво, Роберто Малагутти, рассказывает: «Когда мы открыли двери ликерной, чтобы начать реставрацию, увидели, что время здесь остановилось. Даже касса сохранила чек того времени». Интерьер исторического общепита полностью восстановлен, благодаря чему заведение пользуется популярностью не только у местных жителей, которые забегают сюда утром на чашечку кофе и глоток ликера, но и приезжих — часто именно с этой точки начинаются экскурсии в аквариум и старый порт, поскольку туристы просят остановиться на чашеку кофе перед большой прогулкой.

Кому сладкого уже не хочется, могут найти «требушечную», где много лет рабочие порта подкреплялись горячей похлебкой из субпродуктов. На стене маленького помещения висит диплом за достижения в качестве, датированный началом XIX века и оформленный в стиле ар-нуво. Здесь по-прежнему продают и подают требуху. Правда, из дешевой пищи для бедных она за прошедшие годы превратилась в деликатес и подорожала.

Если говорить о вкусе Генуи, нельзя не сказать про лигурийский соус песто — им здесь, пожалуй, гордятся не меньше, чем почти восьмистами годами независимости республики.

Город и море

Насытившись историей гастрономической, турист непременно вернется к истории монументальной — с узких улочек на Via Garibaldi, которая уже в XVI–XVII веках застраивалась по заранее утвержденному градостроительному плану. Участки для застройки на новой улице были выкуплены самыми богатыми и влиятельными семьями Генуи, и фактически вся Via Garibaldi сейчас — это великолепные дворцы из того самого списка «ролли». Некоторые из дворцов — например, Palazzo Bianco и Palazzo Rosso — это музеи и картинные галереи, сюда можно попасть круглогодично. Palazzo Doria-Tursi — это не только музей, где хранятся письма Колумба и скрипка Паганини, но рабочее место городской власти — здесь находится муниципалитет Генуи. Другая часть дворцов находится в частных руках, и там или по-прежнему живут их владельцы (в том числе наследники известных генуэзских семей), или находятся государственные и коммерческие учреждения. Так, дворец XVI века сейчас занят Lifestyle Store Via Garibaldi 12 — это магазин дизайнерских вещей для интерьера, туда всегда можно зайти просто осмотреться, даже если покупки в таком месте туристу не по карману. Но в большинстве частных дворцов попадаешь в лучшем случае в вестибюль, однако между владельцами исторической недвижимости и муниципалитетом есть договоренность: три раза в год дворцы из списка «ролли» открыты для свободного посещения.

Когда в глазах начинает рябить от лепнины и фресок, самое время отдохнуть на свежем воздухе. Генуя — вертикальный город, строения плотно теснятся на холмах, поэтому среди видов городского транспорта есть фуникулер из нижней части города в верхнюю, откуда открывается потрясающий вид на город и бухту.

Прогулки можно продолжить как в Нерви — длинная набережная этого района любима и местными жителями, и туристами, так и в Боккадасе — еще полсотни лет назад бедном рыбачьем районе, а сейчас одном из самых дорогих и престижных в Генуе. Дальше при желании можно перебраться на лигурийскую ривьеру, хоть это уже и не Генуя, но стоит ли упускать шанс? Портофино, опять же бывший бедный рыбачий городок, давно облюбован знаменитостями. Очень привлекательное для пеших прогулок место: здесь национальный парк и природоохранная зона, поэтому проезд любого транспорта дальше площади запрещен, и даже яхты могут причаливать только в оборудованных бухтах.

Население Портофино — несколько сот человек, территория бухты маленькая, расширять границы городку некуда. Новое строительство здесь не ведется с конца XIX века, поэтому цены на недвижимость очень высокие. «Одно окно стоит миллион долларов»,— шутят лигурийцы. В соседней с Портофино восьмитысячной Санта Маргерита Лигуре квадратный метр стоит около 4–5 тыс. евро. В Портофино недвижимость принадлежит в основном богатым и знаменитым (среди владельцев недвижимости — голливудский актер Том Круз и дизайнеры Доминико Дольче и Стефано Габанна), а Санта Маргерита Лигуре более демократична. Ежегодно два этих городка посещают минимум 140 тыс. туристов. И это только те, кого подсчитали при посещении национального парка.

Новейшая история

Туризм и культура. Эти направления неразрывно связаны, и, тем не менее, Карла Сибилла — первый в истории заместитель мэра Генуи по туризму и культуре, до нее эти направления курировали два разных человека. Объединить направления решено для более эффективного продвижения Генуи как туристического магнита на всех возможных уровнях. Определенные успехи уже достигнуты, говорит г-жа Сибилла, приводя данные о том, что за 10 лет поток туристов в Геную увеличился вдвое, а последние три года он ежегодно растет на 5%. При этом увеличивается число иностранных гостей. Сейчас их приезжает не меньше, чем итальянцев, а если говорить со статистической точностью, то 50 на 50.

Общее количество гостей муниципалитет считает, опираясь на данные гостиниц. Например, за 2015 год номера местных отелей пропустили через себя 1,6 млн человек. И это только ночевавшие гости. Если же добавить тех, кто приезжает на день на машине из другого города, и тех, кто посещает Геную во время круизов (в порту почти всегда можно увидеть огромные лайнеры, рассчитанные на несколько тысяч человек; причем эти пассажиры хоть и ночуют в каютах, тратят в городе в среднем по 50 евро в день), то, по мнению представителей муниципалитета, общий поток туристов превышает 2,5 млн человек в год, притом что население Генуи составляет 600 тысяч.

Дальнейшее развитие сферы туризма остается одним из приоритетных направлений деятельности для генуэзского муниципалитета, так же как инновационные технологиии. В Генуе находится Итальянский институт технологий (решение о его создании принято в 2003 году). Для понимания масштаба проекта можно сравнить его с российским «Сколково». Правда, размещение этого огромного исследовательского центра дало заметный экономических эффект, по-настоящему диверсифицировав экономику города.

«Можно сказать, что сегодня наш город имеет три экономические опоры: порт, туризм и научные исследования. Порт исторически играет главную роль в экономике города, туризм — новое, но быстро растущее направление, инновационные технологии — пока молодой сектор, но он тоже довольно интересно развивается»,— говорит Карла Сибилла. По ее оценке, если оценить доходы от трех экономических опор Генуи, то на порт придется 45–50%, на туризм — 25–30% и 20% — на новые технологии.

Небольшая, но столь разносторонняя Генуя может удовлетворить любые запросы туристов. Поклонники культуры и истории посвятят время самому большому в Европе историческому центру города, семьи с удовольствием проведут день в аквариуме (где еще удастся погладить маленьких скатов, которые тычутся в ладонь, как щенки?). И даже спортсменам-экстремалам будет чем заняться: от Генуи два часа на машине до Альп, а в районе Портофино 80 километров трасс для трекинга и катания на велосипеде, есть возможности для дайвинга и каякинга. Те, кто не представляет путешествие без шопинга, могут посетить расположенный в получасе езды от города дизайнерский аутлет Serravalle, где представлены 183 международных и национальных бренда.

И все же туристами потенциал города еще недооценен, и усилия, которые вкладывает муниципалитет города в его пиар в международном масштабе, понятны. Малоизвестен, например, факт, что в столице Лигурии хранится большое количество христианских святынь, привезенных из крестовых походов. В сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия серебряная статуя хранит частицы мощей этого святого, здесь же находится шестиугольное зеленое блюдо; по одной из версий — это Святой Грааль. В кресте генуэзской семьи Заккария — части деревянного креста, на котором был распят Иисус. Блюдо Иоанна Крестителя, на котором была подана отрубленная голова святого, реликварии, где хранятся шип от тернового венца Христа и прядь волос Богородицы. Удивительно, но на входе в сокровищницу нет очередей из желающих поклониться святыням.

Генуе еще есть чем поразить туристов, и город меняется, чтобы открыть себя миру с другой стороны. Вместе с ним меняются люди. И хотя генуэзцев, считающих, что «туристов развелось слишком много», пока еще хватает, многие стали понимать: туристы — это новые возможности для города и для его жителей. Новый тренд среди генуэзцев, чьи дети уехали учиться или работать в другую страну — разделить квартиру на две части и сдавать пустующую через сервис Airbnb. Пусть медленно, но люди тоже меняются.

Текст подготовлен при поддержке муниципалитета города Генуя и авиакомпании Turkish Airlines, осуществляющей рейсы Астана — Стамбул — Генуя и Алматы — Стамбул — Генуя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики