Бахус объединяет

Ведущие казахстанские производители создали Лигу виноделов Казахстана и способны самостоятельно регулировать качество продукции на рынке

Бахус объединяет

Семинар «Виноделие без границ», проведенный в минувшем марте, впервые в республике предоставил возможность для обмена профессиональными мнениями специалистам из Казахстана, стран СНГ и дальнего зарубежья. Ведущие виноделы обсудили применение новейших технологий, поделились своим опытом и выявили актуальные отраслевые тренды.

Если говорить о постсоветском пространстве, то ключевое направление развития — усиление саморегулирования винодельческой отрасли. «На рынок должна выходить только проверенная продукция»,— уверены производители, и тут их цели стопроцентно совпадают с государственными.

Виноделы берут ответственность за качество на себя и создают организации негосударственного контроля. В Казахстане таким отраслевым регулятором выступает Лига виноделов, созданная по инициативе известного казахстанского производителя — АО «Бахус». Это не первый шаг виноделов в регулировании отрасли — на базе предприятия функционирует технический комитет, который занимается разработкой стандартов для винодельческой отрасли Казахстана.

Отрасль с перспективами

«Бахус» выступил инициатором мероприятия не случайно. Компания много лет занимает лидирующую позицию на алкогольном рынке Казахстана не только по продажам (40% на рынке шампанского и коньяка и 20% рынка вина), но и по внедрению отраслевых инноваций.

Идею семинара «Виноделие без границ» в «Бахусе» формулируют так: создать для специалистов из разных стран открытую информационную площадку, где виноделы могут продемонстрировать свои достижения, обсудить применение новых технологий, определить векторы развития отрасли.

Важность встречи виноделов обусловлена событиями как локального масштаба, так и мировыми тенденциями. Казахстан недавно вступил в ВТО, что для местных участников винного рынка означает новые условия игры: c одной стороны, им необходимо держать качество своей продукции на высоком уровне, с другой — у виноделов появилась возможность испытать себя на глобальном рынке.

Мировой винный рынок тем временем становится динамичнее и имеет большой потенциал для расширения. Доля стран — традиционных производителей вина, таких как Франция, Испания, Италия, Германия и Португалия, в течение последних двадцати лет ощутимо снижается, доля вин из Аргентины, Чили, Южной Африки — увеличивается. Высокие темпы роста объема производства вина в этих странах показывают, что у виноделов и у собственников виноградников в РК есть перспективы как для развития, так и выхода на мировой рынок. Поэтому неудивительно, что казахстанские производители поставили задачу по развитию отечественного виноделия и виноградарства — двух отраслей, взаимосвязанных между собой.

Базовые условия для успешного развития есть. «Виноделие в Казахстане не стоит на месте, посетив предприятия Алматинской области, в частности “Бахус”, мы увидели производство, использующее современное оборудование, внедряющее инновационные методики и технологии. Также на нас произвело впечатление, что компания является единственной в Средней Азии, которая выпускает шампанское по классической французской технологии, и парк бочек, предназначенных для выдержки марочных коньяков»,— говорит заместитель директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института пивоварения, безалкогольной и винодельческой продукции Александр Панасюк.

Г-н Панасюк уверен: «У страны есть огромный потенциал, который обязательно нужно развивать как на уровне предприятий, так и в масштабах государства. Сегодня у винодельческих предприятий Казахстана есть все условия — хорошая производственная база, здоровая конкуренция, а главное, в эпоху технического прогресса — возможность перенять полезный международный опыт». 

В вине едины

Среди задач, стоящих перед казахстанскими виноделами,— не только современное технологическое оснащение винодельческих предприятий, использование инновационных технологий, но и развитие культуры потребления вина путем формирования общественного мнения о нем как о ценном продукте питания, который может заменить собой крепкий алкоголь для потребителя. Другое направление в решении этой же задачи — работа с государством по созданию политики поддержки виноградарства и виноделия.

Участники рынка отмечают, что в отрасли давно назрела необходимость создания единого органа при поддержке лидирующих компаний, которые бы решали общеотраслевые проблемы. «Виноделие без границ» стало прекрасной стартовой площадкой для Ассоциации производителей винодельческой продукции «Лига виноделов Казахстана» (ЛВК). В ЛВК, чья цель — сформировать цивилизованное винодельческое лобби, уже вошел винзавод «Иссык» — старейший отечественный производитель вина.

На первых порах перед отраслевой ассоциацией стоит ряд проблем: ЛВК будет содействовать своим членам в регистрации товарных знаков, защищать в случае нарушения исключительных прав на эти знаки, поддерживать усилия государства в борьбе с фальсификацией алкогольной продукции отечественного производства, разрабатывать и представлять в органы власти предложения по формированию государственной политики в сфере производства и оборота винодельческой продукции.

Георгий Арпентин, член исполнительного комитета Международной организации виноградарства и виноделия от Республики Молдова, считает создание ЛВК важным шагом в развитии отрасли. «Лига виноделов — это очень хорошая и своевременная инициатива. Я сам представляю Союз виноделов Молдовы. Сейчас все очень быстро меняется — и рынки, и продукты, и законодательство,— объясняет он. — Для того чтобы изменения были в пользу винодельческого сектора, а не против него, должны быть люди, которые занимают активную позицию. Инициировать и создать такое объединение производителей под силу только сильной компании с многолетним опытом работы, заинтересованной в развитии виноделия. На сегодняшний день такой компанией является “Бахус”».

Виноделие — кропотливый труд, включающий в себя опыт многих поколений и, главное, уважение и любовь к своему делу. Люди, посвятившие себя виноделию, понимают, что любой серьезный проект в этой отрасли — сложный, долгосрочный и очень дорогостоящий, требующий особого терпения, полной отдачи и каждодневного внимания.

Именно поэтому сегодня в Казахстане важно выставить бенчмарки качества и в дальнейшем только усиливать требования к производителям. В этом и философия «Бахуса». За время семинара «Виноделие без границ» его участники не раз имели возможность на дегустациях оценить местную продукцию. Эксперты дали высокую оценку продукции «Бахус» и подчеркнули, что она соответствует международным стандартам. А посетив ряд супермаркетов, они отметили еще и приемлемое соотношение цены и качества. Немало гостей купили домой в качестве презентов напитки производства компании «Бахус».

Качество продукта складывается из многих составляющих, и на одном из первых мест в этом списке — уровень специалистов. «Технологи “Бахуса” хотят узнавать новое и применять его на практике, это очень важно. Еще я хотел бы отметить существующую преемственность поколений, у вас есть и опытные виноделы, и молодые перспективные специалисты»,— признает винодел с двадцатилетним стажем Георгий Арпентин. 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики