Реформа: глава третья

Пенсионные активы по мере увеличения их объема становятся объектом не экономических, а политических решений

Реформа: глава третья

Накопительная пенсионная система (НПС) Казахстана стоит на пороге очередной реформы. Президент Нурсултан Назарбаев в ноябре прошлого года распорядился вывести пенсионные активы (ПА) из-под контроля Национального банка и передать их в управление частным компаниям, в том числе и зарубежным. Глава Нацбанка Данияр Акишев пообещал, что судьба ЕНПФ будет решена до конца 2016 года. «Мы рассматриваем различные варианты. Сейчас сложно говорить, в какой пропорции это будет происходить, каким именно компаниям: внешним или локальным, местным, то есть вопрос сейчас обсуждается. Необходимо будет поменять ряд законов и нормативно-правовых актов. Это процесс достаточно сложный. Есть готовность внутреннего финансового рынка поглощать такой объем ресурсов, есть необходимость оценки диверсификации пенсионных накоплений. Я считаю, они должны быть диверсифицированы не только внутри Казахстана, но и за рубежом»,— сказал он в интервью «Хабару».

Как рассказал нам на условиях анонимности эксперт, участвующий в рабочей группе Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) по выработке предложений по управлению активами ЕНПФ, трудность в том, что все пенсионные активы распределены на годы вперед, свободных средств для передачи в рынок просто нет. Вместе с тем, как следует из заявлений главы Нацбанка, речь идет об 1,45 трлн тенге, которые поступят в виде взносов в ЕНПФ до конца 2016 года. Это поступления за счет обязательных пенсионных взносов и текущих погашений. Из них 500 млрд будут конвертированы в иностранную валюту и пойдут на покупку зарубежных ценных бумаг, еще 600 млрд инвестированы на местном рынке в облигации банков и нацхолдингов, 350 млрд тенге планируется направить на финансирование дефицита бюджета.

Все пенсионные активы распределены на годы вперед, свободных средств для передачи в рынок просто нет

Тем временем правительство своим постановлением от 18 марта утвердило список финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет ПА. Он включает 13 видов зарубежных инструментов и 11 локальных. Кроме традиционных ГЦБ, ЦБ квазигосударственных эмитентов, банковских долгов и депозитов БВУ, казахстанский список расширен за счет исламских фининструментов, репо, акций негосударственных компаний (кроме банков), золота в слитках, производных финансовых инструментов. Напомним, что в прошлом году было принято решение об инвестировании ПА исключительно в ГЦБ. С какого времени этот перечень вступает в силу и будут ли эти инвестиции осуществлять уже частные компании, пока непонятно.

Рынок увял без НПФ

Объединение ПА в едином фонде носило антирыночный характер: пусть лимитированное, но все же более свободное инвестирование в различные инструменты было заменено распределительной системой. Большую часть денег, естественно, получало государство, размещая ГЦБ; за счет пенсионных активов также приобретались облигации банков, банки получали деньги и на депозиты. НБРК как доверительный управляющий активами ЕНПФ принял решение, что БВУ должны отвечать ряду требований, но главное — предложить высокую депозитную ставку; деньги размещались в банках по результатам аукционов. 

По последним данным, средневзвешенная ставка по депозитам в портфеле ЕНПФ — 8,9%. Но дороже, чем другим эмитентам, пенсионные деньги обходятся Минфину, средневзвешенная ставка по ГЦБ — выше 11% (см. график 1). В свое время частные «пенсы» просили Минфин увеличить доходность по госбумагам, упирая на то, что в таком случае государству придется меньше тратить на компенсацию состоявшимся пенсионерам потерь от инвестирования. Ставка по ГЦБ стала бы бенчмарком для корпоративных займов, и в таком случае инвестдоходность ПА выросла бы еще больше. Но тогда правительство ради частных фондов не решилось на этот шаг, зато у ЕНПФ занимает под высокие проценты.

Сейчас портфель ЕНПФ слабо диверсифицирован. Даже накануне слияния, в 2013 году, в портфелях НПФ было больше различных инструментов. Что касается структуры ПА в разрезе валют, то более 80% составляют тенговые инструменты.

В эпоху высокой долларизации экономики это оправданно с государственной точки зрения, но такая стратегия привела к обесценению пенсионных активов из-за девальвации тенге. По данным ЕНПФ, при годовой инфляции 13,6% доходность по инвестициям ПА по итогам 2015 года — 15,65% годовых, но единый фонд не объявляет о потерях из-за девальвации. Если считать с августа, когда был введен режим свободно плавающего обменного курса, тенге к доллару подешевел почти вдвое.

Распределительная система привела к тому, что зачах фондовый рынок, который изначально развивался, опираясь на пенсионные фонды, обладавшие значительной суммой длинных денег.

«Для фондового рынка крайне важно присутствие долгосрочных институциональных инвесторов, что позволяет снизить волатильность и спекулятивную составляющую на рынке и в большей степени использовать фондовый рынок для финансирования инвестиционных процессов в экономике. В этом плане возврат пенсионных денег на фондовый рынок может придать фондовому рынку больше устойчивости в условиях сохраняющегося неблагоприятного внешнего фона. В то же время учитывая риски инвестирования, на фондовом рынке необходимо установить нормативы для доли средств ПА, которые могут инвестироваться в такие сегменты рынка, как рынок акций, который отличается, как правило, повышенной волатильностью и рисками»,— считает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик.

Можно предположить, что на начальном этапе в рынок будет передана только часть активов ЕНПФ или частным компаниям установят жесткие лимиты по инвестициям в те или иные инструменты: пока государство вряд ли откажется от постоянно пополняющегося пенсионного кармана.

Мало избранных

Как говорят бывшие участники пенсионного рынка, только две-три брокерские компании могут реально претендовать на управление пенсионными активами. Многие брокеры-дилеры, работавшие с ПА, после создания ЕНПФ остались без работы. Компании по управлению ПА были упразднены, хотя власти обещали со временем передать часть пенсионных денег в управление частным управляющим компаниям (УК). Например, НПФ Народного банка Казахстана планировал остаться на рынке, чтобы принять участие в тендере на управление ПА, но предправления Народного банка Умут Шаяхметова, отвечая на вопрос «ЭК», сказала, что НПФ закрыт, но у банка есть дочерняя инвестиционная компания Halyk Finance, которая может управлять активами ЕНПФ.

Мы насчитали в перечне брокеров-дилеров, опубликованном на сайте комитета финансового надзора НБРК, 47 компаний. Но список этот сильно сократится, если отбирать их будут по правилам выбора управляющих инвестпортфелем, в том числе пенсионными активами ЕНПФ*.

Барьером может стать такое требование, как отсутствие убытков по результатам одного года из двух завершенных финансовых лет. Причем, если брокер является участником банковского холдинга, то для оценки используются консолидированные результаты материнской компании. Кроме того, претендент на получение ПА должен обладать опытом управления активами в сумме не меньшей, чем 50 млн месячных расчетных показателей (в 2016 году МРП — 2121 тенге, то есть сумма активов в управлении должна быть более 100 млрд тенге).

Сложно будет также выполнить такое требование, как наличие у родительской организации УК или у самой управляющей компании минимального кредитного рейтинга не ниже «В+» по международной шкале Standard & Poor’s либо рейтинга аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств.

На акционеров УК налагается ответственность за убытки, от них также требуется гарантия по компенсации убытков, причиненных вследствие невыполнения условий договора на инвестиционное управление активами. Кстати, этот пункт, по мнению АФК, не соответствует ни одной принятой международной норме, да и правила в целом сильно ограничивают количество УК, которым могут быть переданы в управление пенсионные активы. Требования правил не распространяются на УК, единственным акционером которой является НБРК, и управляющую компанию ЕНПФ, так что двойные стандарты действуют и в Нацбанке.

Финансисты считают, что нужно пересмотреть пункт о сумме активов в управлении. Также АФК предлагает определить минимальные обязательные требования к УК: наличие лицензии на управление инвестпортфелем, опыт работы не менее трех лет, наличие рейтинга качества управления активами. В ассоциации считают, что при принятии решения о передаче в управление ПА предпочтение нужно отдавать отечественным компаниям, вкладываться же деньги должны главным образом в казахстанскую экономику.

Чтобы не повторять ошибок, допущенных в эпоху существования частных фондов, АФК предлагает ограничить минимальный срок действия мандата на управление тремя годами с возможностью последующего продления. Установить для всех управляющих единую инвестиционную стратегию. И главное, требование по доходности не должно быть ключевым, ведь именно этот императив — доходность превыше всего — стал источником злоупотреблений НПФ.

Мнение рынка, конечно, будет принято в расчет, но, скорее всего, регулятор будет действовать с позиции интересов вкладчиков, как он себе их представляет, но в еще большей степени — интересов государства. Опубликованный перечень инструментов показывает, что у отечественных эмитентов нет особых преимуществ по сравнению с иностранными. Только лимиты вложения в те или иные бумаги, не указанные в опубликованном тексте постановления правительства, могут дать представление о преимуществах тех или иных инструментов.

Третья перезагрузка пенсионной системы за 18 лет ее существования показывает, что мнение вкладчиков правительство склонно учитывать менее всего. При первом варианте НПС с участием частных пенсионных фондов ее развитие шло как раз по направлению большего участия самих вкладчиков в управлении своими пенсионными активами. Введение трех стратегий — консервативной, умеренной, а затем и агрессивной, и листинг НПФ на KASE с обращением акций фондов на свободном рынке открывали возможность влияния вкладчиков на деятельность НПФ по управлению пенсионными деньгами. Но, очевидно, государство это не устраивало: ведь действия массового инвестора непредсказуемы.

В России, по словам Ярослава Лисоволика, у вкладчиков в этом смысле больше свободы за счет индивидуальных инвестиционных счетов. «Индивидуальный инвестиционный счет — инструмент долгосрочного инвестирования, чья привлекательность обеспечена налоговыми льготами, при этом в РФ население может использовать индивидуальные инвестиционные счета для альтернативных пенсионных сбережений»,— говорит главный экономист ЕАБР. Впрочем, у нас это может касаться только добровольных накоплений.

* Правила выбора управляющих инвестиционным портфелем, осуществляющих деятельность на основании лицензии НБРК, включая требования к ним, при поручении им совершать действия, необходимые для управления пенсионными активами ЕНПФ (пост. НБРК № 241 от 27.08.2013 г.).

Читайте редакционную статью: Государство рулит

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики