По следам туристов

Туристической отрасли придется переориентироваться на внутренний рынок. По крайней мере, в этом году

До обесценения тенге отрасль держалась на продаже турпакетов, услугах бронирования и продаже авиа- и железнодорожных билетов. Кроме ритейл-сегмента, компании поддерживали спрос за счет корпоративных и вип-клиентов. Если с 2008 года число выезжающих казахстанцев увеличивалось на 1 млн человек ежегодно вплоть до 2012‑го, то в последующие два года оно упало на четверть. Въездной и внутренний туризм становится более привлекательным направлением.

Куда цена, туда и маршрут

Отечественный туристический бизнес развивался в основном за счет выездного туризма. Отрасль ориентировалась на зарубежные поездки и отправку клиентов на чужие берега. Привычный ход событий изменила девальвация тенге: доходы казахстанцев в долларовом эквиваленте вдвое сократились. Импорт подорожал и спрос на него начал падать. Поскольку выездной туризм — это импорт услуг, то и его не миновало снижение. Спад продаж в последнем квартале 2015‑го туристические компании оценивают в 60–70%.

Похоже, что 70–90% — это реалистичный прогноз по падению в сегменте выездного туризма. Директор Silk Road Kazakhstan+ Гульнар Хусаинова рассказывает, что по раннему бронированию пока зарегистрировано 10% заявок от всего объема по турецкому направлению с начала года. «Рынок сейчас вялый. Помимо девальвации сказывается неспокойная обстановка в мире. Конфликт России с Турцией вызывает опасения у наших туристов. Хотя возобновили прямые рейсы в Египет, но желающих летать пока немного»,— говорит г-жа Хусаинова.

Отели в Турции пока не готовы снижать цены, хотя некоторые из них на побережье Антальи уже закрылись. Г-жа Хусаинова считает, что ситуация может измениться к концу весны, когда турецкие компании почувствуют, что рынок просел, и будут вынуждены снижать цены. По ее словам, разница в ценовом диапазоне для российских и казахстанских туристов в турецких отелях могла доходить до 30%, так как заполняемость отелей россиянами была намного выше.

Выездной туризм в этом году становится высокорисковой индустрией. «В кризис необходимо учитывать и риск недобросовестной работы туристических агентств, которые, как правило, демпингуют. Практика прошлых лет показывает, что людей не настораживали очень низкие цены. Но в один прекрасный момент лжекомпании исчезли и люди остались ни с чем»,— говорит Гульнар Хусаинова. Она отмечает, что стоимость турпакета в Турцию (авиаперелет, проживание, трансфер и медицинская страховка) сейчас в среднем на одного человека в трехзвездочном отеле составляет 234 тыс. тенге. Это по расчетам раннего бронирования. Поэтому клиентам стоит насторожиться, если предложение цены турпакета окажется ниже этой себестоимости.

Званые гости

Внутренний, въездной туризм — вот что будет опорой туриндустрии, пока доходы казахстанцев в валютном эквиваленте не восстановятся до докризисного периода. И в целом ситуация располагает к подъему этого сектора.

Год туризма Китая пройдет в 2017 году, когда Казахстан будет организовывать международную выставку ЭКСПО-2017. На текущий момент соглашения о сотрудничестве подписаны с управлением туризма СУАР (Синьцзян-Уйгурский автономный район) и администрацией города Сиань. По данным главы Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) Асель Нуркебаевой, в Сиань налажено авиасообщение на еженедельной основе на 140 мест, а из СУАР ожидается пассажиропоток до миллиона человек. Сейчас отрабатывается процедура введения электронной формы выдачи групповых виз для китайских гостей. Казахстан в прошлом году подписал соглашение об облегченной процедуре выдачи виз.

Китайские туристы входят в пятерку мировых путешественников, которых рады видеть и в соседней России, и по всему миру. «Китайский турист в среднем тратит 2 200 долларов»,— говорит г-жа Нуркебаева.

«Многие компании переориентировались на внутренний рынок и готовы работать для въезжающих туристов, в частности, принимать гостей из Китая. По некоторым оценкам, в один только Алматы ожидают приезда 300 тысяч китайцев в год. Я сомневаюсь, что такие потоки в ближайшее время возможны,— считает директор компании Almaty City Tour Антон Митин. — Нет номеров, специалистов, недостаточное количество качественного транспорта. Но, конечно, уже в ближайшие годы поток китайских туристов значительно увеличится».

Другими желанными гостями казахстанские турфирмы считают иранцев, сотрудничество с которыми активно расширяется после снятия санкций с Ирана. Способствовать этому должны упрощение визового режима и налаживание авиасообщения между Тегераном и Астаной. Туристические компании Ирана предложили создать игорную зону на курорте Кендерли. Кендерлинские казино могут заинтересовать и других соседей по Каспию. Дело в том, что в Иране и Азербайджане игорная деятельность запрещена, а в Казахстане разрешена в двух зонах — Боровом и Капшагае. И если первые две точки ориентированы на жителей и гостей Астаны и Алматы, то Кендерли может стимулировать и внешний спрос.

Привыкших к all inclusive казахстанских туристов хотят привлекать россияне. По словам руководителя российского центра науки и культуры Виктора Нефедова, отели в Крыму и Сочи будут переформатированы на сервис «все включено».

«Мы понимаем прекрасно, что с потерей двух крупных туристических рынков — Турция и Египет — нам надо очень серьезно подумать о рынке Казахстана, чтобы везти сюда людей, показывать Боровое или Байконур,— говорит г-н Нефедов. — Если все это организовать, хорошие перспективы есть у Байконура. Также в России очень популярен туризм, связанный с мараловыми ваннами. В Казахстане это тоже есть. Почему бы не развивать? Этот бизнес в Казахстане слегка запущен, а в России это отлажено».

Казахстанские туроператоры предлагают новый тур на пилотируемые и непилотируемые старты космических кораблей на космодроме Байконур. Конечно, посещение космодрома требует специального разрешения от Роскосмоса. На сегодняшний день трехдневный тур с перелетом обойдется в среднем в 150 тыс. тенге. Если туры на Байконур будут хорошо организованы, то космодром может стать еще одним пунктом маршрута не только россиян, но и других иностранных туристов в Казахстане.

«После девальвации цены упали в два раза. В среднем день пребывания в Казахстане до девальвации стоил 250 долларов. В зависимости от запросов туриста цена могла доходить до 300 долларов в день. Но за какие-то несколько месяцев цены практически сравнялись с предложением в соседнем Кыргызстане, где стоимость составляет 120 долларов. В пакет услуг входили проживание и питание, транспортные услуги и услуги гида, сопровождающего. Те, кто интересовался Казахстаном, но откладывал поездку, теперь могут себе ее позволить. Продажи въездных туров будут увеличиваться. Пока сложно назвать точный прогноз, но спрос на туры в Казахстан будет расти в ближайшее время»,— говорит Антон Митин.

Соотношение цены и качества изменилось. Конкуренция отелей и ресторанов усиливается. «Конкуренция заставляет предпринимать меры, на которые поставщики услуг до этого не шли. Это выражается в более строгих договорных условиях в части обязательств, предоставления дополнительных услуг и скидок,— продолжает г-н Митин. — Подобные изменения наблюдаются последние три-четыре месяца».

Вопрос в готовности

Эксперты сходятся в том, что нарастающего потока отдыхающих в популярные курортные зоны Казахстана стоит ожидать уже в этом году. В первую очередь на озера Алаколь, Балхаш и Боровое. По данным комитета по статистике МНЭ РК, в 12 курортных зонах действуют 370 мест размещения. При этом одноэтажные дома (бунгало, сельские домики, коттеджи) составляют большую часть доступных мест, где размещаются туристы. В курортной зоне Шортанды — Боровое из 139 мест размещений 60% — это одноэтажные домики, а на Алаколе в домиках размещаются почти все отдыхающие.

Но пока на казахстанских курортах не появится современных отелей с доступными ценами, внутренний рынок просто не сможет переварить даже внутренний турпоток. Отрасль нуждается в системном развитии с применением механизмов государственно-частного партнерства. Местные управления туризма организуют convention bureau. DMO (destination management organization), как еще называют бюро, представляет собой систему администрирования отрасли на основе сотрудничества всех участников туристического рынка — власть, туриндустрия и местное сообщество.

Эта практика формально знакома и нам. «Недавно структура DMO образовалась в Астане, но пока ее деятельность носит больше формальный характер»,— рассказывает Антон Митин.

В международной практике convention bureau создаются не только в городах, селах, но даже районах города. «Бизнесмены, лавочники и другие компании из этого района отчисляют небольшой налог. Собранные деньги по экспертному решению идут на создание фестивалей, ремонт дорог и организацию достопримечательностей, выставки за рубежом,— продолжает г-н Митин. — Например, бюро может помочь провести день города, организовав скидки на проживание, питание и покупки в магазине. От таких событий выигрывают все. Но работа бюро должна проводиться на профессиональном уровне. В управлении туризма Алматы работают 10 человек, 8 из которых заняты бумажной работой, а оставшиеся — проектами. В рамках города это практически ничего. Часто также это люди, которые попали на госслужбу по разным причинам».

Об опыте организации дестинации на страницах «Эксперта Казахстан» делились участники отрасли два года назад (expertonline.kz/a12769/). Тогда директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова отметила, что для полноценного внедрения инструмента DMO потребуется не менее пяти лет.

«Идея создания организации по управлению дестинацией выдвигалась неоднократно. В частности, в мастер-плане по развитию Алматинской области подробно описано, как будет работать DMO, как финансироваться. Вроде бы, идею на тот момент поддержали, но она так и не реализовалась. Скорее всего, причина кроется в том, что финансовая система управления DMO слишком прозрачна,— заключает г-н Митин. — Туризм требует системного подхода, которым у нас не привыкли заниматься. План задач ограничивается полугодом, а что будет через год-полтора — вызывает вопросы».

Не проиграть на своем поле

Внутренний рынок вполне способен стать убежищем для туроператоров, пока схлопывается выездной туризм. Однако его-то отечественные компании как следует не разрабатывали, да и государство внимания ему уделяло мало.

«У страны нет бренда. Такие страны, как Грузия, Доминикана, раскручивают через страновые ролики. У Казахстана нет логотипа. И по городам в том числе. Например, у Алматы нет четкого позиционирования, что в городе существуют все виды туризма: экологический, гастрономический, ивент-туризм и так далее»,— говорит г-жа Нуркебаева.

Недостаточным эксперты считают нынешний объем социальной рекламы о красотах страны, информационных брошюр о привлекательных для туристов городах. Эту задачу участники площадки туристической отрасли, созданной на базе Национальной палаты предпринимателей, предлагают решить организацией ipoint — туристического информационного центра, где можно получить брошюры и информацию о популярных местах города.

Местные игроки не осведомлены о региональных особенностях и знают, как продавать турпакеты в другие страны. «Во-первых, люди не привыкли отдыхать в Казахстане. Во-вторых, турагенты не ассоциируют свою работу с туризмом в Казахстане. По крайней мере, до недавнего времени было однозначно так,— рассказывает г-н Митин. — Девяносто девять процентов студентов, обучающихся в вузах по специальности “Туризм”, хотят продавать туры в другие страны и не знают о том, что такое туризм в Казахстане».

Однако внутренний и въездной туризм, долгое время не привлекавшие внимания крупных казахстанских турфирм, сегодня становятся последним убежищем для многих. Правда, и здесь казахстанский бизнес ждет жесткая конкуренция. По словам Асель Нуркебаевой, автобусы с туристами из Кыргызстана приезжают в Алматы, и здесь кыргызскими специалистами проводятся экскурсии по городу. Спикер отмечает, что гиды из соседней страны контролируют 60% экскурсионного сегмента рынка южной столицы.

Туроператоры предложили протекционистское решение. В акимат Алматы «АТАК» передала стандарты работы гидов. Местные игроки считают нужным внедрить единый городской реестр гидов, при этом гидом сможет стать только человек с казахстанским паспортом.

К этим проблемам следует добавить всякого рода нагрузку на бизнес, которая в нынешнем состоянии туриндустрии вытягивает из фирм последние соки. «Оплата за размещение наружной рекламы — это больной вопрос, который обсуждается в отрасли. У нас есть большие проблемы с “Алматыжарнама”,— подчеркивает г-жа Нуркебаева. — Туристические компании вынуждены платить за вывеску и входную группу бешеные деньги».

Комментарий

Татьяна Николаева, корреспондент журнала «Эксперт Казахстан»

Туристическая отрасль под давлением. Давлением перемен в экономике и перемен в поведении клиентов. Желая путешествовать, но при этом экономить, туристы начали заниматься организацией своего отдыха самостоятельно — благо, развитие интернет-технологий позволяет легко выбрать нужный авиарейс и отель, ориентируясь исключительно на собственный кошелек и не переплачивая за услуги турагента.

И среда под это начинает подстраиваться. Уловив новый тренд, казахстанские банки под девизом «экономь и путешествуй» предлагают совместные проекты с компаниями из сферы travel technology.

Так, Казкоммерцбанк стал партнером мирового сервиса онлайн-бронирования мест проживания Booking.com — и теперь возвращает клиентам 7% от суммы бронирования в виде Go!-бонусов, а Банк Астана запустил совместную программу с казахстанской компанией Aviata.kz по выпуску и обслуживанию мильных платежных карт. На такую карту при оплате товаров или услуг начисляются «бонусные мили», впоследствии их можно использовать как эквивалент денег для покупки авиабилетов и бронирования гостиниц через партнерский сервис.

Туризм становится все более самостоятельным и индивидуальным, на откуп турфирмам остаются направления выездных пакетных туров и внутреннего туризма, куда travel tech глубоко проникнуть еще не успел.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики