Парламент № 6

Мажилис VI созыва собрал те же партии, что заседали в нем прежде, и в тех же пропорциях. Прежние программы партий не выполнены, но избиратель продолжает их поддерживать

Парламент № 6

Итоги минувших парламентских выборов были во многом предсказуемыми: партия власти, центристский «Нур Отан», получила 82,2% голосов избирателей, правый «Ак жол» — 7,18%, Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) — 7,14%, «Ауыл» — 2,01%, оппозиционная ОСДП — 1,08%, «Бирлик» — 0,29%. Первые три партии прошли в парламент, преодолев пороговое значение в 7%. «Нур Отан» получит в заксобрании 84 места, «Ак жол» и КНПК — по 7. Партийный баланс прошлого мажилиса V созыва в целом сохранен: по итогам выборов-2012 «Нур Отану» достались 83 места, «Ак жолу» — 8, КНПК — 7.

В пятницу на совместном заседании палат парламента с участием президента Нурсултана Назарбаева 107 депутатов единогласно избрали спикером мажилиса экс-главу Атырауской области Бактыкожу Измухамбетова. Согласно законодательству премьер-министр перед новым мажилисом ставит вопрос о доверии правительству. Законодатели не стали обсуждать этот вопрос, а сразу перешли к голосованию. «За» проголосовали 96 депутатов, четверо выступило против, семь народных избранников воздержались. Таким образом, мажилис выразил доверие правительству Масимова.

Политтехнологам Акорды пришлась по вкусу модель мажилиса V созыва, созданная на выборах 2012‑го. Партии власти жизненно важно с кем-то делить ответственность за развитие страны, отсюда многопартийный парламент. «Ак жол» и КНПК не вызывают беспокойства — они показали себя надежными партнерами власти, поэтому их допустили вновь.

Конструкция «центристы, правые и левые» сегодня полностью отражает, как это ни грустно, сложившиеся электоральные предпочтения казахстанцев. «Нур Отан», избегающий четкого идеологического окраса, но все же сочетающий элементы либерального консерватизма и социал-демократии, расположился в центре.

«Ак жол» стоит немного правее центра, поскольку занимает более либеральные позиции в вопросах экономического и политического развития. Как подметил политолог Данияр Ашимбаев, позиционирование «Ак жол» — это умеренный национал-патриотизм, который когда-то представлял бывший руководитель партии Алихан Байменов, в сочетании с либеральным подходом новой команды Азата Перуашева.

«КНПК, созданная путем отхода умеренной части коммунистов от Компартии Серикболсына Абдильдина, сегодня вписана в левое крыло,— продолжает г-н Ашимбаев. — Это тот же пропрезидентский электорат, только заинтересованный в большем расширении социального пакета, который стоит за более широкие форматы интеграции и который поддерживает интернационализм».

Жажда «Нур Отана» разделить ответственность, сговорчивость двух партий, конструкция «центристы, правые и левые» — делают для политтехнологов Акорды облик мажилиса прошлого созыва актуальным еще на один политический сезон. Поэтому мы получили результаты, по которым «Нур Отан» набрал 82,2% голосов, что обеспечило партии власти 84 депутатских места. По семь мандатов у «Ак жола» и КНПК.

Как только опубликовали почти одинаковые результаты трех экзитполов, в прессе зазвучал тезис о «формировании устойчивой партийной системы». Другой логичный вывод — у политтехнологов Акорды нет карт-бланша на утяжеление веса парламента, авторитет которого последовательно подрывался с 1999‑го вплоть до 2007 года, они лишь пытаются придать внешний лоск прошедшим выборам.

Устойчивая партийная система формируется лишь в условиях политической конкуренции, которая предполагает качественную работу парламента и высокую ответственность партийных структур перед избирателем. Если в публичное поле запускается тезис о формировании устойчивой партийной системы, то впору посмотреть, какие обещания, сделанные в предвыборной гонке 2011–2012 годов, выполнены и, собственно, чем занимались парламентские фракции в мажилисе V созыва.

Откладывай на завтра

В начале марта аналитическая группа «Кипр» собрала представителей шести партий, чтобы обсудить предлагаемые в их предвыборной программе антикризисные меры. «ЭК» предлагает поступить иначе: просмотреть предыдущие предвыборные программы парламентских партий на предмет их реализации.

Традиционно предвыборная платформа любой партии затрагивает проблемы экономического характера, политической модернизации и социального обустройства граждан. За короткий срок понять, как изменились, например, образование или медицина — задача не из легких; политические реформы в ближайшие годы — это разговор в пользу бедных. Значит, остаются экономические обещания, исполнение которых можно проверить, благо есть статистика.

На выборы 2012 года нуротановцы — «надежная опора Елбасы», как они называют себя, шли с программой «Национальный план действий». Как и все документы партии власти за последние семь лет, программа начинается с перечисления того, что достиг Казахстан за годы независимости. Затем мажорные ноты переходят в минор. Четыре года назад нуротановцы писали: «Впереди страну ждут трудные времена, мировой кризис не закончился — по прогнозам ведущих ученых-экономистов, неизбежна новая волна». Памятуя об этом, партия в предстоящие пять лет собиралась работать «так, чтобы экономика, с одной стороны, устояла перед лицом возможного мирового кризиса, а с другой — было продолжено планомерное, поступательное движение вперед». Следовательно, резкое снижение цен на ключевые экспортные товары для партии власти большой неожиданностью не стало.

В экономике нуротановцы рассчитывали на стабильные 6–8% роста в 2012–2017 годах, при этом инфляция не должна была пробить потолок в 8%. Однако экономика РК в 2013 году выросла на 6%, в 2014-м — на 4,3%, в 2015-м — всего на 1,2%. Инфляция в прошлом году составила 13,6%.

Партия власти в своей предвыборной программе умолчала о роли нефти в экономике и поставила на рост производства металлургической и химической продукции в 2,2 раза к 2017 году. Однако ставка не сыграла: металлургическая отрасль в прошлом году по сравнению с 2012‑м выросла всего на 8%, химическая — на 71%.

Нуротановцы знакомы с экономическими основами: важно не столько наличие у страны ресурсов, сколько, что с ними она может сделать. Поэтому они таргетировали рост производительности труда в четырех отраслях. По их мнению, к 2017 году в сравнении с 2011‑м производительность в обработке должна была вырасти не менее чем в 1,7 раза, в машиностроении — в 2 раза, в строительстве и легпроме — до 63 и 33 тыс. долларов, соответственно.

В 2015 году производительность труда в обработке составила 33 тыс. долларов — снижение на 35,2% по сравнению с 2011 годом. В прошлом году производительность труда в машиностроении снизилась до 9 тыс. долларов, что меньше на 49,4% по сравнению с 2011‑м, в легпроме — до 8,1 тыс. долларов.

Проведение досрочных парламентских выборов выгодно для партии власти еще тем, что нет нужды отчитываться перед своим избирателем. Если задачи не выполнены, то их без угрызения совести можно перекинуть на будущее, ведь партия не досидела в парламенте положенный конституционный срок.

Дежавю

Партия «Ак жол» в 2012 году шла в парламент с платформой «Перемены, чтобы двигаться вперед». Из смелых предложений в экономической сфере можно выделить парламентский мониторинг деятельности институтов развития, общественный контроль за индустриализацией, отраслевые ставки НДС для приоритетных отраслей — 0% для АПК и 6% для легкой, пищевой промышленностей и машиностроения.

Практически все предложения предвыборной программы 2012‑го, будь то экономические, социальные или касающиеся административного реформирования, прозвучали в стенах мажилиса в форме депутатских запросов. К сожалению, многие из них так и остались всего лишь депутатскими запросами.

Чтобы инициативы партии получили логическое продолжение, акжоловцам нужно было выносить обсуждение за стены парламента, организовывать мозговые штурмы и привлекать СМИ к своим проектам. Короче говоря, лоббировать со всех сторон. Однако партия удовлетворилась только формальной работой в мажилисе.

В итоге вся предвыборная платформа 2016 года под названием «Время работать» почти полностью состоит из старых предложений программы «Перемены, чтобы двигаться вперед» 2012‑го. Более того, к большому сожалению, две платформы повторяются слово в слово. Это свидетельствует об отсутствии политического креатива либо акжоловцы, повторив себя образца 2012‑го, расписались в том, что в парламенте просто просиживали штаны.

Политолог Толганай Умбеталиева из-за отсутствия свежей платформы у «Ак жола» даже заподозрила партию в предварительных договоренностях с властью. «По тому, как “Ак жол” участвовал в предвыборной гонке, стало понятно, что партия уверена в том, что пройдет. У нее не было предвыборной платформы, она не проявила активность во время избирательной кампании. Разве что председатель партии Азат Перуашев выступил на страницах СМИ с заявлением, что партия получит восемь депутатских мест»,— подметила г-жа Умбеталиева. 

Мы за все хорошее

Коммунисты перестанут себя уважать, если не предложат национализацию экономики. В предвыборной платформе КНПК за 2012 год первый пункт изложен следующим образом: «национализация добывающей промышленности и других базовых отраслей экономики, с честным распределением доходов от недр». Выполнение этого пункта идет уж явно не ленинскими темпами.

Народные коммунисты вспомнили о продразверстке, только уже защищающей интересы крестьян. «Безотлагательного пересмотра принципов использования земельных ресурсов в интересах сельских жителей, а также введения нормативов изъятия с площади пашни продуктов питания и прямой поставки их потребителям»,— говорится в прошлой программе.

Коммунисты обещали принять новый Трудовой кодекс, обеспечивающий защиту прав наемных работников. Между тем с начала года вступил в законную силу Трудовой кодекс, который дает право работодателю увольнять работника без объяснения причин и выходных пособий.

Оставшиеся семь обещаний из прошлой платформы народных коммунистов во многом созвучны нуротановским, но, как кажется, и правый «Ак жол» с этим не поспорит: снижение сырьевой направленности экономики, доступное жилье, качественная медицинская помощь, воспитание подрастающего поколения на ценностях гуманизма и проч. Отметим, отсутствие политической конкуренции привело к тому, что КНПК в мажилис VI созыва пришла с платформой, суть которой можно выразить избитой фразой «мы против капитализма и тлетворного влияния Запада». В нынешней программе антизападной риторики хоть отбавляй.

Заверено, верно

Парламент формируется на основе партийных списков, то есть устойчивая партийная система, о которой говорят провластные эксперты, подразумевает активную законотворческую деятельность депутатов. По данным «Нур Отана», на 1 января 2016 года на рассмотрении мажилиса находились 49 законопроектов, из них инициированных правительством РК — 42, депутатами — 7.

В целом законотворческая деятельность народных избранников V созыва не отличалась активностью по сравнению с работой предшественников. Депутаты инициировали только 6% от всех законопроектов мажилиса V созыва. Такая же доля законопроектов от депутатов получала силу закона. Таким образом, парламент 2012–2016 годов остался, как выразился политолог Досым Сатпаев, нотариусом правительства.

В арсенале народных избранников есть депутатский запрос, обязывающий должностное лицо — премьер-министра, членов правительства, главу Нацбанка и КНБ, председателя и членов ЦИК и Счетного комитета — к ответу. Должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на парламентской сессии. По закону ответ на депутатский запрос и результаты обсуждения принимают форму постановления парламента.

Устойчивая партийная система формируется лишь в условиях политической конкуренции

Ясно, что ответы на депутатский запрос отчасти становятся формальными. Но степень активности народных избранников или фракции в целом можно проследить по количеству запросов. Тематика запросов дает представление, чем больше всего интересуются партийные фракции.

«ЭК» посчитал депутатские запросы за все пять сессий V созыва мажилиса и классифицировал по видам. Нужно отметить, что классификация запросов — условная вещь. Поскольку непонятно, куда отнести депутатский запрос о строительстве дороги, которая является объектом социальной инфраструктуры, а также дает импульс экономическому развитию.

Тем не менее, мы разделили депутатские запросы на несколько групп. В блоке «экономика» оказались запросы, касающиеся поддержки отдельных отраслей, программ развития, ВТО, ЕАЭС, строительства инфраструктуры, которые могут дать импульс развитию бизнеса. В «социальную сферу» вошли проблемы образования, медицины, казахского языка, роста цен, ипотечников, строительства социальной инфраструктуры — школ, больниц, спортивных организаций. В блок «другое» отнесены запросы, касающиеся надлежащей работы бюрократии, надзорных и контрольных функций госаппарата, безопасности, культуры и идеологии.

Ни одну из депутатских фракций не интересуют вопросы политической модернизации страны. Чисто политические вопросы их волнуют вообще редко. К примеру, народные избранники V созыва призвали МИД запретить въезд в Казахстан вице-спикеру Госдумы Владимиру Жириновскому и российскому писателю Эдуарду Лимонову, довольно категорично, на взгляд депутатов, высказывавшихся о суверенитете и независимости Казахстана и его целостности.

Итак, депутаты V созыва обращались с запросами чуть более тысячи раз. В процентном соотношении лидируют депутаты «Нур Отана» (58%), оно и понятно — 83 мандата принадлежат партии власти. «Ак жол» с 19% занимает второе место, далее расположились КНПК с 18% и депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана (АНК) с 5%.

Если разделить запросы от каждой партии на количество депутатов фракции, то активнее всех коммунисты: на одного депутата от КНПК приходятся 25,9 запроса. Высокий показатель также у «Ак жола» — 23,1 запроса. Фракция «Нур Отана» и депутатская группа АНК с показателями 7 и 5,6 запроса рвением не отличились.

Депутатов фракции «Нур Отан» больше всего интересуют вопросы социальной сферы (50,6%) и экономики (27,8%). В фокусе внимания депутатов от партии власти проблемы медицины, образования и развития отдельных отраслей экономики (легкая промышленность и АПК). Нуротановцы выгодно отличаются от своих коллег тем, что очень много внимания уделяют проблемам экологии. В блоке «другое» у фракции «Нур Отан» наибольший удельный вес занимают запросы, касающиеся улучшения работы госаппарата и культуры. Темы, связанные с улучшением работы бюрократии,— усиление уголовной ответственности за неисполнение бюджетных программ, нецелевое использование госсредств, проблемы местного самоуправления, научная и антикоррупционная экспертиза законопроектов и проч.

Фракция партии «Ак жол» активна в выбранной ей нише — защита бизнес-сообщества. На более чем половину депутатских запросов приходятся проблемы бизнеса и экономики. Акжоловцы последовательны в своих выступлениях и стараются, в отличие от других фракций, инициировать изменения в законодательную базу, регулирующую предпринимательскую деятельность. Как пример — они лоббировали изменения в законы, регламентирующие банкротство, государственные закупки; кроме того, активно выступали за мораторий на проверки малого и среднего бизнеса.

Для акжоловцев социальная сфера — лишний повод выступить о бизнесе. Яркий пример — депутатский запрос об оказании госпомощи пострадавшим при пожаре на алматинских рынках.

Главный конек коммунистов — проблемы ипотечников. На каждой из пяти сессий V созыва они несколько раз поднимали эту проблему. В итоге социальная сфера занимает 61,9% от всех депутатских запросов фракции. Запросы, связанные с проблемами в экономике, составляют 29%. Коммунисты активно поднимали проблемы развития АПК.

Депутатская группа АНК больше всего озабочена проблемами развития казахского языка, театра и памятников культуры. В целом активность депутатов от АНК очень низкая. Это связано с тем, что они никоим образом себя не позиционируют, в предвыборной (хоть и формальной) гонке не участвуют. Иными словами, у них нет груза обещаний.

К слову, народные избранники «Нур Отана» и «Ак жола» за время работы V созыва мажилиса несколько раз обращались к премьер-министру, что на депутатские запросы они получают формальные отписки. В отсутствие политической конкуренции и реальных депутатских полномочий новый мажилис рискует повторить опыт трех последних созывов.

Читайте редакционную статью: Вопрос открыт

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом