Новый вызов

Компания SANTO — лидер фармацевтического рынка страны — уверена в своих перспективах как на локальном, так и на российском рынках. В ближайшие пару лет компания планирует увеличить объем продаж вдвое

Новый вызов

Доступные и высококачественные — этими словами в компании SANTO, лидирующей на фармацевтическом рынке Казахстана, традиционно характеризуют свою продукцию. За качество лекарственных препаратов на производстве в Шымкенте отвечают сертификатами GMP (Good Manufacturing Practice), которые гарантируют обеспечение всех необходимых условий и требований к качеству в производстве лекарственных препаратов. Ижи Урбанец, генеральный директор компании SANTO, уверен: казахстанцам нужно гордиться локальным фармпроизводителем, практически полностью модернизировавшим предприятие. Новые возможности для роста SANTO приобрела, войдя в состав крупного европейского фармацевтического холдинга Polpharma и получив доступ к современным технологиям и инвестициям.

Быстрый рост

— Господин Урбанец, каковы итоги компании в 2015 году?

— По данным IMS Health*, SANTO стала лидером фармацевтического рынка Казахстана в денежном выражении с долей рынка 4,27 процента. При этом более трети общего объема лекарственных средств, закупаемых «Самрук-Казына Фармация» в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, производятся и поставляются АО «Химфарм» с торговой маркой SANTO Member of Polpharma Group. Объем продаж — 15,7 миллиарда тенге, из которых розничные продажи составили 7,8 миллиарда, госзакупки — 7,9. Объем экспорта составил 1,5 миллиарда тенге. Результаты неплохие. Я начал руководить компанией с октября, и в первом квартале 2016 года мы уже продаем на 50 процентов больше, чем в первом квартале 2015‑го. А в 2017‑м хотим удвоить результаты 2015‑го.

— Чем обусловлен рост?

— Пока растем за счет портфеля препаратов, который у нас есть. Его возможности не были полностью реализованы. Во второй половине 2016 года планируем вывести на рынок 9 новых продуктов — драйверов нашего дальнейшего роста. Какие-то из них будут выпускаться в Шымкенте, какие-то в Польше. Кроме того, у SANTO есть классный натуральный продукт — мукалтин. К зиме — сезону простуд и кашля — мы запускаем целое семейство обновленного мукалтина в новой форме и с более приятным вкусом. Это еще одно направление, которым мы идем: улучшаем зарекомендовавшие себя препараты.

— Четыре года назад SANTO вошла в состав международной фармацевтической группы Polpharma. С тех пор на предприятии реализуется широкомасштабный инвестпроект по созданию новых и модернизации действующих производств. Какие инвестиции уже сделаны в обновление производства и какие еще планируются?

— С нуля, с котлована, выстроен современный цех по производству ампул и инфузий. Все оборудование европейское, производство стерильное, имеет сертификат GMР. Инвестиции в проект превысили 40 миллионов долларов. Модернизированы научно-исследовательский испытательный центр, складское хозяйство, инфраструктура. Сейчас строим новый цех по выпуску стерильных порошков с двумя линиями для разных групп антибиотиков. На первую линию GMP-сертификат должны получить уже в мае, на вторую — в октябре. Это еще 10 миллионов долларов инвестиций. На очереди цех по производству твердых лекарственных форм — таблеток и капсул. Здание уже стоит, в 2017‑м завозим оборудование и начинаем производство.

Все инвестиции в модернизацию — свыше 100 миллионов долларов, и, думаю, это самые большие вложения в фармацевтической промышленности в ЕАЭС.

Исследовать и производить

— Какие исследования проводит созданный центр R&D?

— Научно-исследовательский испытательный центр нашей компании уникален. Он полностью модернизирован и оснащен современным оборудованием. Здесь мы улучшаем качество существующих продуктов. Я уже упоминал про мукалтин, но есть и новые продукты. Мы сильны в производстве стерильных препаратов, продуктов, которые упакованы как в ампулы, так и флаконы. Работаем с субстанциями, на которые окончится патент в ближайшее время. В 2015‑м мы зарегистрировали 15 новых инъекционных препаратов. Сейчас на регистрации находится еще 10 новых продуктов.

— Обновленное производство требует высококлассных специалистов. Как в компании решают эту проблему?

— Таких специалистов в Казахстане не было, их необходимо было готовить. Были профессионалы, которые работали на том оборудовании и тех технологиях, которые использовались пять-шесть лет назад. Но специалистов, способных работать на новейших высокотехнологичных линиях, не хватает. Операторы боятся. Вот вы водите машину? Представьте себя за рулем Ferrari: машина как машина, но вам все равно будет первое время некомфортно… А руководитель садит вас именно за Ferrari. Так чувствуют себя и операторы на новых линиях. Людям надо дать привыкнуть к технологиям. И мы много инвестируем в обучение сотрудников: они регулярно стажируются в Польше и других европейских странах, кроме этого, к нам постоянно приезжают наши коллеги из группы Polpharma для обучения местного персонала и обмена опытом. Это непрерывный процесс, ведь на подготовку высокопрофессионального сотрудника уходит 3–5 лет. Должно в подкорку войти: нельзя держать руки над продуктом, нельзя ходить быстро, чтобы не создавать движение воздуха, нарушать стерильность.

Кроме того, в 2013 году наша компания запустила образовательный проект «Академическая программа SANTO», где мы сотрудничаем, например, с Медицинским университетом Астаны, Центром наук о жизни Nazarbayev University, Южно-Казахстанской фармацевтической академией, Назарбаев Интеллектуальной Школой в Шымкенте. Мы постоянно проводим конкурсы научных работ, студенты приезжают к нам на экскурсии, ездят в Польшу смотреть современное производство. У нас на заводе есть класс, где обучаются студенты. Мы предлагаем им, например, сделать новую форму мукалтина. Может быть, для студента это будет просто практика, но если он придумает что-то интересное, это будет реализовано. То есть мы делаем ставку на молодое поколение.

Еще один вариант обучения, который мы используем на предприятии, — когда люди учат людей. Опытный сотрудник, назовем его эксперт, берет на себя обязанность подготовить еще одного такого же эксперта, скажем, за пять месяцев. Его наставничество оплачивается, и дополнительный бонус — если удалось подготовить нового эксперта. У нас в ампульном цехе работает более 200 человек. Но раз мы хотим в два раза увеличить продажи, а значит, и производство — нам к 2017 году понадобится как минимум еще 120 квалифицированных операторов, это большая задача. Если 50 экспертов начинают обучение, то через пять месяцев у нас уже 100 экспертов, а еще через такой же период времени их уже 160 — получится не у всех.

И своим, и соседям

— Почти половина продукции компании уходит по госзакупу, остальное продается на розничном рынке. Как убеждаете казахстанских врачей, что препараты, сделанные в Шымкенте, не хуже препаратов, сделанных в России?

— Думаю, что казахстанцам стоит изменить подход к локальным производителям, и я говорю не только о лекарствах. Многие считают, что иностранная продукция лучше. Я как-то встречался с одним врачом, и он сразу мне заявил: «Я вам хочу сказать, что не использую ваши продукты и не буду никому рекомендовать их использовать!» Но ведь SANTO сейчас не та, что была пять лет назад или даже три года назад. Мы изменились, как изменился и Казахстан за эти годы. Так вот, мы разговаривали с этим врачом, и я ему объяснял, что в Казахстане есть природные ресурсы, но не так уж сильно развита промышленность, и нужно сохранять то, что есть. Ведь нефть и газ через какое-то время потеряют свою актуальность, что тогда? А раз так, почему нам с этим врачом не поработать вместе? Пусть он расскажет, почему не рекомендует наши продукты? Я изменю их — ведь я не знаю, что в них не так, если врач об этом не расскажет. Я предложил ему приехать к нам на завод посмотреть, как мы выпускаем препараты. Он ответил, что ничего не понимает в производстве. И тем не менее все, кто у нас побывал, по-другому относятся к нашим продуктам. Потому что видят, у нас производят по таким же стандартам, как в Европе. Поверьте, наше производство лучше российских и белорусских заводов. И первая наша задача — это работать в Казахстане и укреплять свои позиции здсь. Сейчас, с появлением единого рынка лекарственных средств ЕАЭС, более дешевые и менее качественные препараты хлынут к нам, как лавина. И мы должны не только остановить эту лавину, но и идти против нее. У нас есть ряд продуктов, на которых мы не зарабатываем, мы их производим для того, чтобы, во-первых, эти препараты выпускались в Казахстане, ну и, во-вторых, это рабочие места. И то и другое хорошо для Казахстана. Я рассказал все это тому врачу, и он согласился применять препараты SANTO, сказав: «Мне понравилось. Сделаем что-нибудь для Казахстана вместе!»

— Как в связи с единым рынком меняется стратегия компании? Рассматриваете Россию как рынок сбыта?

— Регистрация одного продукта в России в среднем стоит 200 тысяч долларов, но стоимость зависит от продукта и необходимости проведения клинических исследований, то есть входной билет довольно дорог и никакой гарантии… Не все фармпроизводители из стран ЕАЭС пойдут в Россию, но мы со своими продуктами будем там обязательно. Производство таблеток — это легко, но непросто конкурировать на этом рынке, в России много заводов. Однако наше стерильное производство — одно из лучших в Евразийском регионе, и мы должны это использовать.

У нас уже сейчас зарегистрированы два продукта в России, а в 2016–2017 годах начинаем их продажи с коллегами из российской компании «Акрихин», которая тоже входит в группу Polpharma. И это хорошо, что у нас есть такой партнер в России. Мы разработаем новое стерильное портфолио SANTO, к регистрации новых препаратов приступим в 2017–2018 годах, чтобы запустить продажи на российском рынке в 2019–2020 году.

Портфолио с новыми препаратами будет создаваться с учетом потребностей всего Евразийского региона.

Портфель компании SANTO включает в себя около 200 дженериков и оригинальных препаратов. Текущая мощность производства компании в Шымкенте позволяет выпускать в год:

  • 1,2 млрд таблеток, капсул, гранул;
  • 300 млн ампул;
  • 6 млн инфузий;
  • 40 млн флаконов антибиотиков;
  • 26 млн флаконов сиропов.

 

Линейка готовой продукции включает:

  • 44 единицы твердых форм дозировки (таблеток);
  • 46 единиц инъекционных растворов в ампулах;
  • 18 единиц стерильных порошковых антибиотиков в бутылках;
  • 27 единиц сиропов, настоек, экстрактов, растворов для наружного и внутреннего применения;
  • 7 единиц капсул, гранул и саше.
Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом