Таблетка роста

Фармотрасли стран ЕАЭС перед лицом единого рынка: увеличить экспорт и поддержать локальное производство

Таблетка роста

Нынешний год — стартовый для общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий ЕАЭС. «ЭК» решил проанализировать динамику развития национальных фарминдустрий и качество изменений, которые внесет либерализация этого рынка, пускай и в усеченном масштабе.

Вплоть до 2015 года фармацевтические рынки стран ЕАЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Армения) показывали высокие темпы роста выручки и физического объема реализации. Но теперь на рынках растут преимущественно цены. Даже шутка появилась: «Лекарства тоже в курсе доллара».

По данным департамента статистики ЕЭК, в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года в Армении цены на медикаменты выросли на 8,2%, в России — на 19,6, в Беларуси — на 28,3, в Казахстане — на 31,1. Ни казахстанцы, ни россияне, ни другие партнеры по ЕАЭС не руководствуются лозунгом «покупай отечественное», когда речь идет о лекарствах. Докризисное потребление фармпродукции характеризовалось ростом спроса на дорогие брендированные импортные продукты, а более дешевые дженерики местного производства игнорировались. Однако общий рост цен на фармпродукцию оказался на руку локальным производителям просто потому, что их продукция не подорожала так сильно, как импортная.

Лечись, страна огромная

Российский фармрынок — самый большой в ЕАЭС. DSM Group в маркетинговом исследовании по итогам 2015 года выявила следующий тренд: чем дороже становилась валюта, тем ниже был прирост фармацевтического рынка к аналогичному периоду 2014 года. Пика падения рынок достиг в IV квартале 2015 года, упав в денежном выражении на 9%, в упаковках — на 17% к IV кварталу 2014‑го. Снижение коснулось всех сегментов рынка, отрицательную динамику продемонстрировали в том числе и государственные закупки.

«Рынок постепенно замедляется в целом, в ретроспективе за последние 5 лет он достиг 1,25 триллиона рублей (20 млрд долларов), с такой динамикой перспективы на 2016 год выглядят не очень оптимистично: рынок выйдет на отметку 1,35 триллиона рублей. 100 миллиардов рублей прироста — это практически ничего»,— комментирует гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.

Аналитики DSM Group отмечают, что коммерческий сегмент лекарственных препаратов показал в 2015 году мизерный прирост в ретроспективе пяти лет, когда рост измерялся двузначными цифрами. При этом в натуральном выражении потребление лекарств через аптечный канал сокращается уже второй год подряд и упало до уровня 2004–2005 годов.

Если говорить о начале 2016‑го, то заявленные тренды сохраняются: цены растут, а продажи падают. По данным исследовательской компании, продажи лекарственных препаратов в аптеках России в январе 2016 года составили 56 млрд рублей, что на 6,8% выше, чем за первый месяц 2015 года. При этом по количеству упаковок наблюдается отрицательная динамика — снижение на 8%. Рынок сжимается в натуральном выражении, его рост почти полностью обеспечивается инфляцией.

При очевидном негативном влиянии роста обменного курса отмечаются и позитивные подвижки. Спрос на российские лекарства в России растет: отечественный производитель выбирает 28% продаж, реализуя 50% всех упаковок.

Больше половины всех российских лекарств выпускает топ-20 производителей. Крупнейшие из них: ЗАО «Вертекс», ЗАО «Фармсинтез», ООО «Фармамед», ОАО «Фармстандарт», ФГУП НПО «Микроген», ОАО «Верофарм», ОАО «Акрихин».

Под бдительным присмотром

В 2014 году объем белорусского рынка лекарственных средств перешагнул отметку в 1 млрд долларов. В минувшем году от него ждали роста, несмотря на внутренний экономический кризис в республике. Ожидания не оправдались. По данным специализированной исследовательской компании «Интелликс M» за III квартал 2015 года, динамика рынка РБ оптимизма не внушала — продажи по итогам за год на конец квартала упали на 20% к предыдущему году, сжатие произошло во всех сегментах. Исследователи не исключали, что падение к концу года составит 25–27%. Окончательных данных по итогам года пока не озвучено. Аналитики инвесткомпании «ЮНИТЕР» отмечают, что белорусский рынок имеет строгую дифференциацию по стоимости лекарственных средств: внутренние производители относятся к низкому и среднему сегменту, иностранные — к высокому.

Согласно данным Минздрава, доля белорусских лекарств в денежном выражении на внутреннем фармрынке в январе 2015 года составила 39% (в 2014 г. — 37,6%). Еще в 2010 году Александр Лукашенко поставил задачу Минздраву РБ — к концу 2015 года перераспределить рынок лекарственных средств в пользу белорусских производителей, их доля должна достигать 50%. Министр здравоохранения РБ Василий Жарко месяц назад отчитался, что доля белорусских лекарств на внутреннем рынке в денежном выражении по итогам 2015 года превысила 52%.

Ни казахстанцы, ни россияне, ни другие партнеры по ЕАЭС не руководствуются лозунгом «покупай отечественное», когда речь идет о лекарствах

Предполагалось, что поставленная президентом задача будет решена без использования административного ресурса, исключительно за счет наращивания производства местными предприятиями. Однако по факту Минздрав помогал увеличить объемы продаж белорусских лекарств в аптечных сетях: поставки импортных лекарств были сокращены не только в государственные аптеки, но даже частным сетям очень настойчиво рекомендуется торговать «правильным» ассортиментом.

Более того, с целью продвижения белорусских лекарственных препаратов Министерство здравоохранения Беларуси издало приказ, которым устанавливается контроль над тем, выписывают ли врачи белорусские лекарства. И это помимо того, что в больницах большинство лекарственных средств — белорусского производства, льготные рецепты (инвалидам, детям до трех лет), за редким исключением, выписывают только на белорусские лекарства.

Фармацевтическая отрасль Беларуси представлена 30 предприятиями, среди которых есть государственные и частные заводы. Самые крупные из них — РУП «Белмедпрепараты», ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов», ОАО «Несвижский завод медицинских препаратов», СООО «Лекфарм», СП ООО «Фармлэнд». По итогам 2014 года на долю топ-4 белорусских производителей приходится 70% всего объема лекарственных средств, производимых в Беларуси, и около 20% всего рынка (данные «ЮНИТЕР»).

К 2017‑му белорусские производители планируют еще увеличить свою долю на рынке, освоив выпуск нескольких сотен новых препаратов. Локальным фармкомпаниям поможет «патентный провал». С 2012 по 2018 год истекает срок действия патентной защиты большого количества мировых фармацевтических продуктов. А это значит, что производители РБ могут начинать выпускать дженерики для замещения импорта лекарств и развития экспорта. Львиная доля экспорта белорусских лексредств идет в страны ЕАЭС, основной экспортный рынок для РБ — Россия. Ни одна из стран ЕАЭС в таком же объеме лекарственные средства в Беларусь не импортирует.

Своя поддержка

Объем казахстанского фармрынка в 2015 году оценивался в 1,8–1,9 млрд долларов в аптечных ценах. Еще год назад агентство USAID прогнозировало, что местный фармрынок достигнет отметки 2,27 млрд долларов к 2016‑му. Однако после ослабления тенге ситуация заметно осложнилась — цены выросли и на отечественные, и на зарубежные препараты. Если первые подорожали на 10–15%, вторые — на 40–60%. Уровень платежеспособности населения упал, розничные клиенты чаще стали делать выбор в пользу отечественного производителя.

Все идет к общему падению спроса на фармацевтическую продукцию. Президент ассоциации международных фармацевтических производителей в РК Вячеслав Локшин прогнозирует снижение объема казахстанского рынка на 20% в 2016 году — до 1,44 млрд долларов. Скажется как снижение покупательской активности потребителей, так и то, что единый госзакупщик, «СК-Фармация», зафиксировал цены прошлого года в закупе нынешнего.

Импорт лекарственных средств в минувшем году ужался на треть, уменьшились поставки в том числе и из России.

Общее производство основных продуктов осталось практически на том же уровне (+0,9% к 2014 году). Фармацевтическая промышленность представлена в Казахстане более чем 80 предприятиями (включая мелких производителей изделий медицинского назначения), среди них можно отметить такие компании, как АО «Химфарм», «СП Глобал Фарм», АО «Нобел АФФ», фармацевтические компании «Ромат» и «Досфарм». Лидирующая позиция из локальных производителей сейчас у шымкентского «Химфарма», занимающего 40% рынка отечественных препаратов и 4% общего рынка лекарственных средств Республики Казахстан.

Доля госзакупок на казахстанском рынке — 40%. Напомним, закуп продукции для гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) выведен из-под сферы действия законодательства о госзакупках и осуществляется в соответствии со специальными правилами закупа лекарственных средств, и одним из принципов закупа является поддержка отечественных производителей. ГОБМП помогает загрузить отечественные фармзаводы, а также гарантировать им сбыт на несколько лет вперед за счет заключения долгосрочных договоров.

Маленькие, но разные

Фармрынки новых членов Евразийского экономического союза — Кыргызстана и Армении — существенно отличаются друг от друга. Кыргызстанский является самым импортозависимым из всех рынков стран ЕАЭС, объем импорта в 2014 году здесь составлял 97%. В Кыргызстане по итогам 2014 года функционировало около 40 частных фармацевтических производителей, которые покрывали 3–5% от общего оборота лекарственных средств. По оценке Vi-ORTIS, объем фармрынка в КР составляет 0,3 млрд долларов.

Армянский рынок фармпрепаратов также зависит от импорта — на сегодняшний день 15 армянских производителей фармацевтической продукции покрывают лишь 10% спроса на медикаменты на внутреннем рынке. В 2015 году объем производства фармацевтической продукции в Армении увеличился на 25% (официальная статистика). Объем локального производства лекарственных средств стабильно растет уже не первый год.

Больше половины лекарств made in Armenia идет на экспорт. Так же, как и в других странах ЕАЭС, армянские фармпроизводители в основном выпускают дженерики на основе импортного сырья и недорогие препараты, ориентированные на рынок стран СНГ. Ведущая армянская компания-фармпроизводитель «Ликвор» — первое частное предприятие Армении, производящее готовые лекарственные формы. По итогам 2014 года «Ликвор» занимал 35% в общем объеме производства лекарственных препаратов в Армении, обеспечивая 45% экспортных поставок из страны.

От ГОСТа к GMP

2016 год — год старта единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий ЕАЭС. За годы независимого развития фармотраслей в этих странах сформировались собственные подходы к вопросам лекарственного обращения — в них есть много общего, но и определенные различия тоже сложились. На создание нормативной базы для общего фармацевтического рынка ЕАЭС ушло более двух лет.

«Единое регулирование фармацевтического рынка поможет, с одной стороны, повысить качество, безопасность и эффективность лекарств, обращающихся на территории стран — участниц ЕАЭС, чтобы потребители были удовлетворены. С другой стороны, оно позволит применять наилучшие практики производства, снизить барьеры, связанные с особенностями национальных фармацевтических рынков»,— говорит член коллегии — министр по вопросам технического регулирования ЕЭК Валерий Корешков.

С организацией единого рынка в фармотраслях пяти стран вводятся новые правила, нормы и процедуры. Единые правила регистрации препаратов, обязательное наличие GMP — все лекарства должны производиться по надлежащей производственной практике. Для того чтобы зарегистрировать новый препарат, фармкомпаниям будет достаточно пройти все процедуры в одной из стран ЕАЭС, все остальные страны эту регистрацию признают. Таким образом отпадает необходимость получать несколько регистрационных удостоверений по различным национальным правилам.

Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей Беларуси Валентин Петров в комментариях «Российской газете» предположил, что эти правила стимулируют межстрановую конкуренцию за право быть референтной страной — страной, выбранной в качестве базовой при регистрации препарата. Цена вопроса — регистрационные платежи, которые получает референтная страна. Он не исключает, что в будущем страны начнут специализироваться на предоставлении регистрационных услуг через создание благоприятных тарифов, качества и административной лояльности регуляторов.

Клинические исследования препаратов, которые будут выводиться на общий рынок, должны теперь полностью или частично быть проведены на территории союза. Это определенно ужесточит условия работы импортеров, поскольку, например, законодательство Казахстана признавало результаты клинических исследований, проведенных в стране производителя.

Любые изменения в функционировании рынка — своего рода вызов для его участников, а фармрынок ЕАЭС ждут масштабные, хотя и не мгновенные, изменения. Все правила станут наднациональными не сразу: для участников рынка установлен длительный переходный период — 10 лет, а для процедур регистрации — 5 лет.

Производители Армении и Казахстана надеются увеличить свой экспорт в первую очередь в Россию, и в то же время беспокоятся о национальном рынке, где уже присутствуют россияне и белорусы. Пока Беларусь создает условия для укрепления позиций отечественных производителей на внутреннем рынке с помощью административного ресурса, в Армении и РК думают о необходимости промоушена лекарств отечественного производства, чтобы менять критичное отношение местного потребителя к локальному фармацевтическому продукту.

С началом функционирования единого рынка лексредств ЕАЭС локализация становится еще более актуальным трендом.

Несмотря на экономическую ситуацию в Евразийском регионе, инвестиции в новые проекты или приобретение локальных компаний и вертикального трансферта технологий в странах ЕАЭС будут продолжаться. Этому способствует и решение правительства РФ об ограничении госзакупок иностранных лекарств (так называемый «третий лишний»): иностранные предложения автоматически отклоняются, если подаются две и более заявки от поставщиков из России или стран ЕАЭС, удовлетворяющие всем требованиям.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности