Широким шагом

Производитель обуви из Челябинска активно продвигает свою продукцию на казахстанском рынке — за год открыто более 30 фирменных магазинов

Широким шагом

Компания «Юничел» — преемник Челябинской обувной фабрики, гиганта советской легкой промышленности. Во времена СССР челябинцы выпускали ежегодно более пяти миллионов пар обуви, в том числе на экспорт. На сегодняшний день «Юничел» — это обувная фабрика не только в Челябинске, но и Златоусте, и Оренбурге — в начале 2000‑х челябинский производитель приобрел обанкротившиеся предприятия. Объем производства компании — около 3 млн пар обуви, розничный товарооборот по итогам 2014 года — более 5 млрд рублей, а экспансия в ближнее зарубежье — одна из стратегических целей. Можно сказать, что в отношении РК эта цель уже достигнута.

Кризис в помощь

Первый фирменный магазин «Юничела» появился в Казахстане в декабре 2014 года. В феврале 2016‑го таких магазинов было уже 35 (если говорить про сеть фирменных магазинов в целом, то в марте ожидается открытие 500‑го по счету). Продукция челябинской компании официально представлена в Астане, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Кокшетау, Уральске, Экибастузе, Рудном, Темиртау, Караганде, Атырау, Актобе, Семее, Усть-Каменогорске, Хромтау. Генеральный директор обувной фирмы «Юничел» Владимир Денисенко констатирует: «На сегодняшний день мы практически полностью охватили Северный и Центральный Казахстан. В 2016 году откроем еще несколько магазинов, дойдем до цифры 40–42 и сделаем паузу. Ограничение только одно — у нас очень сильные позиции в зимнем ассортименте, который будет не востребован в южных регионах, поэтому туда мы пока не торопимся. Наиболее выгодный для нас климат тот, где востребованы все ассортиментные позиции, летняя и зимняя обувь из натуральной кожи и меха. Но к этому вопросу мы вернемся, думаю, к концу этого года. Проанализируем нашу работу и будем принимать решение о дальнейшем развитии, поэтому не исключаю возможности, что начнем двигаться на юг республики».

Успешный вход российского производителя обуви на казахстанский рынок был обусловлен сразу несколькими факторами. ТС, а затем и ЕАЭС позволяют работать без таможенных пошлин. Но все же основное влияние на стремительный старт оказал существовавший на тот момент выгодный для казахстанского покупателя курс между рублем и тенге — российские товары для казахстанцев ощутимо подешевели. Тем более в компании решили, что цены на продукцию в Казахстане не должны отличаться от цен в России. «Чтобы люди, приезжая к нам и сравнивая цены, понимали, что мы в Казахстане их не завышаем»,— объясняет г-н Денисенко.

В 2015 году российский ретейл просел, но своевременное решение о выходе на рынок соседнего государства позволило «Юничелу» закончить год с хорошими показателями — индекс производства к предыдущему году составил 100,3%. Объемы производства удалось не только сохранить, но и чуть увеличить — когда в РФ продажи падали, в РК шла бойкая торговля челябинской обувью. Сейчас на реализацию в казахстанские фирменные магазины «Юничел», по данным самой компании, уходит 7,7% от общего количества выпущенной обуви.

Качественное доверие

В компании не раскрывают цифр, но утверждают: если сравнивать магазины «Юничел» в РФ и РК, то по объему реализации они пока недотягивают до челябинских, но уже обгоняют, например, омские или новосибирские. «В целом по республике все магазины работают стабильно и оправдывают наши ожидания. Неплохо идут продажи в Астане, там сейчас уже четыре магазина, в Уральске, Костанае. Но в лидеры, если брать результаты последних месяцев, вышли магазины в Атырау, что вполне объяснимо: город нефтяников, люди имеют достаток, постоянную хорошую зарплату»,— рассказывает генеральный директор «Юничел».

Г-н Денисенко отдает должное казахстанским покупателям: они хорошо разбираются в обуви, отличают натуральную кожу от подделки. Подделкой он называет дешевую по цене обувь, на ценнике которой написано «кожа», и разъясняет: «На самом деле это так называемый кожевенный спилок. Если взять шкуру, разрезать ее на слои, то верхний слой — это кожа, обладающая всеми соответствующими свойствами, второй слой, более дешевый,— спилок. У добросовестных производителей он идет на подкладку, также из него можно делать велюр, это будет дешевле, чем кожа, но натуральность сохраняется. А китайцы в 90 процентах случаев этот самый второй или даже третий слой спилка покрывают тонкой полиуретановой пленкой, которая внешне имитирует кожу, но, разумеется, ее уникальными свойствами не обладает. Такая обувь не дышит, не пропускает воздух и влагу, не принимает форму стопы. Это все равно что поверх кожаного ботинка надеть целлофановый пакет! Но отличить ее внешне можно только по срезу, а срезы у такой обуви, как правило, тщательно спрятаны, зашиты и заделаны, не разглядишь, особенно стоя у полки магазина, а не в лаборатории с лупой! Тем не менее казахские покупатели умеют отличать натуральную кожу от подделок».

Г-н Денисенко в качестве продукции «Юничел» уверен и только рад тому, что казахстанцы разбираются в качестве обуви и даже по запаху умеют определить наличие вредных веществ. «Это нормально, любой итальянец, когда берет обувь, первым делом ее нюхает, чтобы определить, из чего же она состоит. Поэтому, если достаток позволяет, казахи приходят семьями, покупают по несколько пар сразу, потому что вся другая обувь, псевдоитальянская, псевдопольская, псевдофинская, все равно сделана в Китае и зачастую не из порядочных материалов. И большинство это прекрасно понимает»,— говорит гендиректор российского обувного гиганта, подчеркивая, что тех, кто в качестве обуви разбирается, цены «Юничел» устраивают.

Ситуация с курсом рубль–тенге выровнялась, однако в компании «Юничел» отмечают, что их продажи в Казахстане не падают. «Магазины, что называется, приторговались, имеют своих постоянных покупателей, и реализация идет на хорошем уровне. Сегодня обувной рынок республики полностью состоит из импорта, 70 процентов которого не соответствует стандартам качества, поэтому спрос на качество и натуральные материалы весьма высок. И мы хорошо “вписались” в свободную нишу. Есть магазины с высоким ценником, не важно, какая там обувь представлена, итальянская, псевдоитальянская или дорогая китайская. Есть дешевые рынки, где продается обувь из синтетики очень низкого качества, привезенная из Китая. А вот среднего сегмента обуви практически нет. И эту нишу нам удалось занять, предлагая качественную, добротную обувь с хорошим европейским дизайном, по цене, доступной большинству»,— резюмирует г-н Денисенко.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности