Касание дна зафиксировано

CEO Beeline прогнозирует конец ценовой войны на рынке в 2016-м

Касание дна зафиксировано

“Турбулентность и бизнес — это синонимы. Мы все время живем в период турбулентности, но сейчас рынок мобильной связи Казахстана на полных парах, не притормаживая, влетел в грозовой шторм. Началась крайне сильная болтанка”, — характеризует тренд развития рынка CEO Beeline Казахстан Александр Комаров.

На отчетной пресс-конференции глава мобильного оператора изложил результаты своей компании в контексте положения в индустрии в целом. В контексте рыночной ситуации результаты Beeline выглядят неплохими, однако чувствуется, что и этого середняка — именно таковым во всех отношениях является Beeline в Казахстане — серьезно потрепали кризис в стране и ценовая война в отрасли. 

Удар, еще удар

Г-н Комаров приписывает эффект болтанки воздействию как макроэкономических факторов, так и внутриотраслевых. ВВП в минувшем году вырос всего на 1,2%, а на 2016-й прогноз и того скромнее: по информации представителей Beeline, казахстанский центробанк рассматривает в качестве основного сценария нулевой рост экономики. 

“Глобальный телеком характеризуется, в лучшем случае, стабильностью, — рассказывает г-н Комаров. — В худшем — падением на единицы процентов из года в год. Всех кого могли подключили, все сервисы проникли к среднестатистическому потребителю, он стал ими активно пользоваться. Конкуренция приводит к тому, что мы имеем модель интегрированных пазлов. И в целом есть только один путь: увеличивать объем и снижать цену”. 

Для казахстанского рынка 2015-й был переломным. Мобильные операторы серьезно пострадали от девальвации: общие валютные затраты компаний — 20-25%, в CAPEX доля валюты - 70%. Еще один фактор — падение рынка из-за ценовой войны и появления четвертого игрока (Altel), который стал агрессивно конкурировать. CEO Beeline привел следующие цифры: по выручке рынок упал на на 9,1%, на 8% снизился доход на одного клиента, из отрасли испарилось 40 млрд тенге выручки, 17% чистой прибыли. 

Снизилась инвестпривлекательность рынка: по сравнению с 2013-м вложения сократились в два раза — с 400 до 200 млрд долларов. Исходя из исторических данных, рынок реинвестировал, как правило, до 15% выручки.  

И хотя в 2015 году объем передачи данных вырос вдвое по сравнению с 2014-м, г-н Комаров настроен скептично: “Никаких точек роста на сегодняшний день я не вижу. У всех операторов растет объем передачи мобильных данных, но это не перекрывает падения дохода от голоса.”

Вторые в пироге

CEO Beeline предлагает посмотреть на показатели сквозь призму качественных результатов: доля рынка по выручке, по количеству абонентов и по прибыли.

В выручке компания потеряла меньше процента рынка (0,47%). “Рыночный пирог уменьшился, билайновский кусок не уменьшился, а изменения произошли в долях двух игроков — Kcell и Tele2”, — подчеркнул Александр Комаров. 

По его данным Kcell потерял 3,75%, а в выигрыше остался только Tele2, соответственно аккумулировавший 4,22%. Количество клиентов у Beeline сократилось на 1,19%, у Kcell — на 3,37%. Чистый приток получил все тот же Tele2. 

Структура рынка по EBITDA — одно из немногих статистических светлых пятен в докладе г-на Комарова: Beeline прибавил 4,28%, тогда как Tele2 лишь 0,41%, а Kcell остался в почти пятипроцентном минусе. 

“Если мы говорим об эффективности бизнеса, то Beeline показал очень хороший результат. Очень сбалансированное по цене и качеству предложение. Мы ежеквартально меряем индекс удовлетворенности клиента. Наши ценовые предложения позволили нам быть достаточно конкурентоспособными и не канибаллизировать — не съедать ценами свой собственный доход”, — отмечает спикер. 

 

В 2016-м Beeline будет фокусироваться на нескольких проектах. Во-первых - запуск LTE: получившие доступ к новым частотам компании попытаются “максимально масштабно и в сжатые сроки нивелировать отставание от лидера”, которым в сегменте LTE/4G является Altel. Еще один проект — построение Self-Optimized Network, самонастраиваемая сеть, которая динамически меняет параметры в зависимости от времени суток, нагрузок и проблем в отдельных секторах. В перспективе трех лет компания сможет давать услуги интернета вещей. 

Прекратить гонки на спуск

Рынок падает, и, пожалуй, это на сегодня — главная тема для всех его участников. “Вокруг индустрии очень много стейкхолдеров  — людей, заинтересованных в ее результатах. Это клиенты, государство — для него мы крупный инвестор и налогоплательщик. Это сотрудники наших компаний, потому что в индустрии работают около 45 тысяч человек. Это наши акционеры, которые инвестировали огромные деньги в долгосрочные проекты, и рассчитывают на возврат этих денег, — объясняет г-н Комаров. — Для конечного потребителя сокращение суммы среднего чека позитивно. Но в структуре затрат среднестатистического казахстанца мобильная связь занимает около двух процентов. От этих двух процентов пользователь получил экономию в 10 процентов. То есть всего — в 0,2 процента. Для бизнеса же это недоинвестированные десятки миллиардов тенге”. 

Александр Комаров приводит пример Tele2: оператор рапортует о миллиардных суммах инвестиций. “А прибыль где? — спрашивает CEO Beeline. — В интервью СМИ приводились данные на 2014 год — 700 миллионов долларов было инвестировано в компанию. А есть еще покупка Neo, а есть еще лицензия LTE, инвестиции 2015-го. То есть около 800-850 миллионов долларов инвестировала Tele2 в Казахстан. Какой же возврат инвестиций? Баланс даже не нулевой, а отрицательный: компания только недавно показала прибыль до налогообложения”.

“Все набрали воздуха, нырнули и чуть не утонули. Нам больше некуда спускаться, — констатирует CEO Beeline. — Мы дошли до уровня, где мы можем отрасль потерять”.

В этой ситуации Beeline займет позицию активного наблюдателя. “Мы не играем в агрессоров никогда, — резюмирует г-н Комаров. — На рынке есть роли, и они распределены. Есть лидер рынка, который задает ценовую планку. На рынке есть участник-challenger. От этих двоих очень сильно будет зависеть то, куда будет двигаться рынок. Я очень надеюсь, что конкуренция будет здоровой. Конкурировать по цене нельзя бесконечно: цена всегда стремится вниз, а качество сервиса - вверх. Когда технологический лидер играет в демпинг, конечно, рынок сходит с ума. Beeline предлагет балансировать, предлагая не демпинг, но какие-то инновационные модели, дополнительные сервисы”. 

Отдельная озабоченность топ-менеджера компании-оператора касается конкуренции мессенджеров, соцсетей и провайдеров. “Когда моих коллег спрашивают, как они относятся к развитию мессенджеров, они чаще всего отвечают: “Положительно!”. Безусловно, с точки зрения потребителя это очень большое благо, это инновационные сервиы, которыми я сам пользуюсь очень активно. Но с рынка испарилось 40 миллиардов тенге доходов. Пусть 10 из них испарилось из-за WhatsApp. А сколько WhatsApp заплатил налогов в РК? Ноль. Когда он планирует это сделать?”, — ставит вопрос г-н Комаров.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности