Касание дна зафиксировано

CEO Beeline прогнозирует конец ценовой войны на рынке в 2016-м

Касание дна зафиксировано

“Турбулентность и бизнес — это синонимы. Мы все время живем в период турбулентности, но сейчас рынок мобильной связи Казахстана на полных парах, не притормаживая, влетел в грозовой шторм. Началась крайне сильная болтанка”, — характеризует тренд развития рынка CEO Beeline Казахстан Александр Комаров.

На отчетной пресс-конференции глава мобильного оператора изложил результаты своей компании в контексте положения в индустрии в целом. В контексте рыночной ситуации результаты Beeline выглядят неплохими, однако чувствуется, что и этого середняка — именно таковым во всех отношениях является Beeline в Казахстане — серьезно потрепали кризис в стране и ценовая война в отрасли. 

Удар, еще удар

Г-н Комаров приписывает эффект болтанки воздействию как макроэкономических факторов, так и внутриотраслевых. ВВП в минувшем году вырос всего на 1,2%, а на 2016-й прогноз и того скромнее: по информации представителей Beeline, казахстанский центробанк рассматривает в качестве основного сценария нулевой рост экономики. 

“Глобальный телеком характеризуется, в лучшем случае, стабильностью, — рассказывает г-н Комаров. — В худшем — падением на единицы процентов из года в год. Всех кого могли подключили, все сервисы проникли к среднестатистическому потребителю, он стал ими активно пользоваться. Конкуренция приводит к тому, что мы имеем модель интегрированных пазлов. И в целом есть только один путь: увеличивать объем и снижать цену”. 

Для казахстанского рынка 2015-й был переломным. Мобильные операторы серьезно пострадали от девальвации: общие валютные затраты компаний — 20-25%, в CAPEX доля валюты - 70%. Еще один фактор — падение рынка из-за ценовой войны и появления четвертого игрока (Altel), который стал агрессивно конкурировать. CEO Beeline привел следующие цифры: по выручке рынок упал на на 9,1%, на 8% снизился доход на одного клиента, из отрасли испарилось 40 млрд тенге выручки, 17% чистой прибыли. 

Снизилась инвестпривлекательность рынка: по сравнению с 2013-м вложения сократились в два раза — с 400 до 200 млрд долларов. Исходя из исторических данных, рынок реинвестировал, как правило, до 15% выручки.  

И хотя в 2015 году объем передачи данных вырос вдвое по сравнению с 2014-м, г-н Комаров настроен скептично: “Никаких точек роста на сегодняшний день я не вижу. У всех операторов растет объем передачи мобильных данных, но это не перекрывает падения дохода от голоса.”

Вторые в пироге

CEO Beeline предлагает посмотреть на показатели сквозь призму качественных результатов: доля рынка по выручке, по количеству абонентов и по прибыли.

В выручке компания потеряла меньше процента рынка (0,47%). “Рыночный пирог уменьшился, билайновский кусок не уменьшился, а изменения произошли в долях двух игроков — Kcell и Tele2”, — подчеркнул Александр Комаров. 

По его данным Kcell потерял 3,75%, а в выигрыше остался только Tele2, соответственно аккумулировавший 4,22%. Количество клиентов у Beeline сократилось на 1,19%, у Kcell — на 3,37%. Чистый приток получил все тот же Tele2. 

Структура рынка по EBITDA — одно из немногих статистических светлых пятен в докладе г-на Комарова: Beeline прибавил 4,28%, тогда как Tele2 лишь 0,41%, а Kcell остался в почти пятипроцентном минусе. 

“Если мы говорим об эффективности бизнеса, то Beeline показал очень хороший результат. Очень сбалансированное по цене и качеству предложение. Мы ежеквартально меряем индекс удовлетворенности клиента. Наши ценовые предложения позволили нам быть достаточно конкурентоспособными и не канибаллизировать — не съедать ценами свой собственный доход”, — отмечает спикер. 

 

В 2016-м Beeline будет фокусироваться на нескольких проектах. Во-первых - запуск LTE: получившие доступ к новым частотам компании попытаются “максимально масштабно и в сжатые сроки нивелировать отставание от лидера”, которым в сегменте LTE/4G является Altel. Еще один проект — построение Self-Optimized Network, самонастраиваемая сеть, которая динамически меняет параметры в зависимости от времени суток, нагрузок и проблем в отдельных секторах. В перспективе трех лет компания сможет давать услуги интернета вещей. 

Прекратить гонки на спуск

Рынок падает, и, пожалуй, это на сегодня — главная тема для всех его участников. “Вокруг индустрии очень много стейкхолдеров  — людей, заинтересованных в ее результатах. Это клиенты, государство — для него мы крупный инвестор и налогоплательщик. Это сотрудники наших компаний, потому что в индустрии работают около 45 тысяч человек. Это наши акционеры, которые инвестировали огромные деньги в долгосрочные проекты, и рассчитывают на возврат этих денег, — объясняет г-н Комаров. — Для конечного потребителя сокращение суммы среднего чека позитивно. Но в структуре затрат среднестатистического казахстанца мобильная связь занимает около двух процентов. От этих двух процентов пользователь получил экономию в 10 процентов. То есть всего — в 0,2 процента. Для бизнеса же это недоинвестированные десятки миллиардов тенге”. 

Александр Комаров приводит пример Tele2: оператор рапортует о миллиардных суммах инвестиций. “А прибыль где? — спрашивает CEO Beeline. — В интервью СМИ приводились данные на 2014 год — 700 миллионов долларов было инвестировано в компанию. А есть еще покупка Neo, а есть еще лицензия LTE, инвестиции 2015-го. То есть около 800-850 миллионов долларов инвестировала Tele2 в Казахстан. Какой же возврат инвестиций? Баланс даже не нулевой, а отрицательный: компания только недавно показала прибыль до налогообложения”.

“Все набрали воздуха, нырнули и чуть не утонули. Нам больше некуда спускаться, — констатирует CEO Beeline. — Мы дошли до уровня, где мы можем отрасль потерять”.

В этой ситуации Beeline займет позицию активного наблюдателя. “Мы не играем в агрессоров никогда, — резюмирует г-н Комаров. — На рынке есть роли, и они распределены. Есть лидер рынка, который задает ценовую планку. На рынке есть участник-challenger. От этих двоих очень сильно будет зависеть то, куда будет двигаться рынок. Я очень надеюсь, что конкуренция будет здоровой. Конкурировать по цене нельзя бесконечно: цена всегда стремится вниз, а качество сервиса - вверх. Когда технологический лидер играет в демпинг, конечно, рынок сходит с ума. Beeline предлагет балансировать, предлагая не демпинг, но какие-то инновационные модели, дополнительные сервисы”. 

Отдельная озабоченность топ-менеджера компании-оператора касается конкуренции мессенджеров, соцсетей и провайдеров. “Когда моих коллег спрашивают, как они относятся к развитию мессенджеров, они чаще всего отвечают: “Положительно!”. Безусловно, с точки зрения потребителя это очень большое благо, это инновационные сервиы, которыми я сам пользуюсь очень активно. Но с рынка испарилось 40 миллиардов тенге доходов. Пусть 10 из них испарилось из-за WhatsApp. А сколько WhatsApp заплатил налогов в РК? Ноль. Когда он планирует это сделать?”, — ставит вопрос г-н Комаров.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее