Грант, кредит, снова грант

Долю МСБ в моногороде можно кардинально увеличить за несколько лет

Грант, кредит, снова грант

Чтобы выйти из кризиса, власти Каменска-Уральского (Свердловская область, РФ) стали развивать малый и средний бизнес. Сначала – при поддержке федерального бюджета, потом – областного. Во взаимодействии с расположенными в городе предприятиями городские власти развивают социальную сферу. Насколько успешна эта работа, в интервью «Эксперту Казахстан» рассказал замглавы Каменска-Уральского Роман Гаврилин.

– Роман, почему Каменск-Уральский оказался в «кризисной» части списка моногородов, утвержденного правительством РФ?

- Мы уже относимся ко второй группе моногородов – не кризисной, а «в зоне риска». Это произошло в 2014 году после того, как мы достигли более высоких показателей по реперным точкам, которые отслеживает региональное министерство по инвестициям и федеральное правительство. Основные показатели – это количество предприятий малого бизнеса и количество работников в этом секторе. В 2009 году по заказу муниципалитета было проведено маркетинговое исследование. Вывод ученых: городу необходима диверсификация экономики, а для этого долю малого и среднего бизнеса нужно нарастить до 40 процентов.

Благодаря деньгам, которые Каменск – Уральский получил в 2010 году, как моногород, от федерального правительства, количество субъектов малого и среднего предпринимательства за три года у нас выросло с 5965 до 7249. Доля людей, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, увеличилась - с 25 до 36,2 процента. Уровень безработицы снизился в четыре раза – с 6,21 до 1,27 процента. Это и позволило городу перейти в более благополучную категорию.

- Какие инструменты использовались для того, чтобы поднять долю МСБ?

- Мы активно использовали такие инструменты, как гранты, компенсация первого взноса по лизингу, подключения к инфраструктуре, обучение начинающих и действующих предпринимателей. Да, у нас есть в городе фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, который финансировался из муниципального бюджета и тоже распределял гранты, но суммы там были небольшие, около 1-2 миллионов рублей в год. Фонд предоставлял микрозаймы в миллион рублей. Благодаря поддержке из федерального бюджета, мы вложили 125,6 миллиона рублей и получили настоящий всплеск развития малого и среднего предпринимательства.

- Вы потом наблюдали за этими предприятиями? Они еще работают? Или они оказались недееспособными после того, как закончилась господдержка?

- Мы проводили общий мониторинг и особенно внимательно – за предприятиями, которые получили гранты. Их у нас было около 300, работу прекратили, свернув свою деятельность, менее 10 процентов. Деньги вкладывались преимущественно в производственную сферу и сервис – именно эти сегменты нам порекомендовали развивать специалисты по результатам маркетингового исследования.

-Производство чего именно?

- Самый хороший вариант – внутригородская кооперация крупных предприятий с субъектами МСБ. Этот проект мы вместе делаем с Уральской торгово-промышленной палатой и ТПП Каменска-Уральского – внутригородская кооперация. Местная ТПП собирает потребности крупного бизнеса, а от малого и среднего бизнеса – их возможности, а потом эту информацию сводит. Создаем площадку для партнерства крупного бизнеса и МСБ. Стартовали в мае прошлого года, было заключено 147 договоров, в этом году их более 250. Но сейчас эта работа держится на авторитете мэра: он собирает директоров крупных предприятий и говорит, что ситуация сложная, надо помогать, повышать оборачиваемость. Мы хотим этот процесс упорядочить, создать правовую основу.

- Например?

- Обмен информацией с госорганами. У нас статистика по малому бизнесу добровольная. И информацию о том, какие у нас есть компании, чем они занимаются, мы получаем из налоговой инспекции по запросу, и то не полностью.

- Но такая кооперация имеет изнанку: как только начинается кризис на предприятии, начинается кризис у всех, кто его обслуживает.

- Чтобы этого не произошло, предприятие должно диверсифицироваться, как по ассортименту, так и по портфелю заказов. Приведу пример: бизнесмен Александр Баранов производит специальные крема и спреи для Синарского трубного завода, с помощью которых рабочие смазывают руки, оттирают грязь. Бизнесмен доказал, что он может делать качественную продукцию, открыл цех по производству тюбиков для этих кремов. Да, ПАО «СинТЗ» дал толчок для развития его бизнеса, но он на этом предприятии не зацикливается, поставляет свою продукцию и в другие регионы России вплоть до Краснодарского края. Впрочем, есть и обратные примеры. Со своей стороны, мы проводим обучающие семинары, учим азам бизнеса, предоставляем информацию и консультируем, предоставляем микрозаймы в миллион рублей под 8,5 процентов годовых. Этим занимается муниципальный фонд поддержки предпринимательства. Но мы не можем предпринимателей заставить проявлять активность, заключать за них контракты, это зависит от самого бизнеса.

- А мясокомбинат получал гранты? Он входит в эти 10 процентов закрывшихся предприятий?

- У мясокомбината другая история. Он входил в Сибирскую Аграрную Группу, и закрыть предприятие было решением собственника: они открыли площадку в Богдановиче, которая была им выгоднее по логистике и транспортным затратам. Мы на это решение повлиять никак не могли. Часть персонала перешла работать на свинокомплекс, построенный с нуля, где тоже есть цеха по переработке продукции, части были выплачены компенсации. Зато нашли применение их промышленной площадке. У нас проблема с территориями для жилищного строительства: город со всех сторон зажат Каменским районом, это другая административно-территориальная единица, поэтому есть необходимость в точечной застройке внутри городских районов. Мы нашли инвестора, «Миком девелопер», и договорились о том, что он построит на этой территории жилой микрорайон.

- Большой?

- Нет, мы согласовали четырехэтажные дома. Четыре пусковых комплекса по 10 тысяч квадратных метров каждый. Пусковой комплекс – закрытая дворовая территория.

- А почему такие невысокие?

- В соответствии с генпланом. Мы не стали делать высотки, потому что они не вписывались бы в уже существующую жилую застройку. Первый комплекс будет рубиновый, другой – бирюзовый. Мы уже провели общественные слушания, изменили целевое назначение земельных участков. Строительство – это второе важнейшее направление в развитии города, кроме МСБ.

- А кто будет покупать эти квартиры в период кризиса?

- Все равно покупательская способность людей, по сравнению с 2008 годом, когда обвалился строительный рынок, выросла. Кроме того, у нас два дома (277 квартир) сданы в этом году по госпрограмме «Жилье для российской семьи», где цена квадратного метра не превышает 35 тысяч рублей. Граждане - а таких льготных категорий 18 - их могут купить. И покупают.

- Скажите, пожалуйста, какую поддержку получает город после того, как он перешел в более стабильную группу моногородов?

- Прямых вливаний государства, как это было раньше, сейчас нет. Но мы готовим проекты для финансирования: наши предприниматели в рамках программы содействия развитию малого бизнеса готовят проекты и защищаются для того, чтобы получить деньги из областного Фонда поддержки малого бизнеса. Деньги получает не муниципалитет, деньги получают сами предприниматели, на свои бизнес - проекты. Компенсируют затраты на модернизацию оборудования. Тоже через Областной фонд.

- По этой схеме сколько предпринимателей получили деньги?

- В прошлом году успешно прошли обучение, защитили свои проекты и получили областные гранты 19 предпринимателей, в этом – 13. Малые и средние предприятия получают через областное министерство промышленности и науки возмещение лизинговых платежей, получают субсидии и компенсации.

- А взамен они не увольняют людей и не сокращают им зарплаты?

- На территории нашего города так вопрос не ставится.

- И предприятия не увольняют людей?

- Массовых увольнений нет, а текучку никто не отменял.

- А мясокомбинат?

- Это другая история, это не градообразующее предприятие.

- Какова цель вашей работы на должности замглавы города?

- Привлечь инвестиции.

- Зачем?

- Чтобы повысить качество жизни людей и создать новые рабочие места.

- Что значит «улучшить качество жизни»?

- Всё, начиная от коммунальной и дорожной инфраструктуры, заканчивая социальной. У бизнеса, которые готов инвестировать, коммерческие цели. Приходится искать золотую середину.

- И как вы этого добиваетесь?

- Вот пример: у нас в муниципальной собственности есть лыжно-биатлонный комплекс «Березовая роща». Современный объект. Построен несколько лет назад, на условиях софинансирования областного и муниципального бюджетов. Здесь тренируются воспитанники школы олимпийского резерва, проводятся соревнования городского и регионального уровня. Нужна гостиница эконом – класса, для размещения спортсменов во время сборов и стрелковая комната для биатлона. Среди достоинств «Березовой рощи» - ассортимент лыж напрокат, освещенная трасса и хорошие дистанции, которые могут стать базой для коммерческих проектов. Сейчас ведем переговоры с двумя частными инвесторами, которые бы построили то, что надо городу, а рядом коммерческую гостиницу для людей, которые будут у них отдыхать. Бизнес получает коммерческий проект, а мы – современную базу для проведения лыжных и биатлонных соревнований.

- А люди как-то участвуют в принятии решений по поводу того, на что именно потратить бюджетные деньги?

- Да. Например, у нас есть возможность обустроить набережную или парк. Мы провели опрос населения и выяснили, что люди отдают предпочтение парку. И мы заказываем проект парка. По садикам: есть нормативы по обеспечению детскими садами, и есть представление о том, где и какие земельные участки можно использовать для таких целей. Исходя из этого, решается вопрос с их строительством. Например, в жилом районе «Южный», который сейчас активно застраивается, нужен был детский сад, в декабре мы вводим новый детский сад на 300 мест.

- А как люди сообщают о том, что им надо в первую очередь? Каков механизм?

- Есть советы председателей многоквартирных домов города, есть совет строителей, совет предпринимателей при главе города, Общественная палата, публичные слушания. Мы проводим мониторинг социального самочувствия населения, и люди в рамках социологических исследований высказывают свои пожелания, вносят свои предложения. Мы их учитываем. Например, два года подряд жители высказывались за восстановление благоустройства города после раскопок, которые проводят в сезон ремонта сетей коммунальщики. В этом году мы уделили внимание именно благоустройству, потратили на это 9 миллионов, раньше мы в таком объеме деньги на это не выделяли. Требования были - восстановить территории после ремонта, мы это сделали. Требование номер один – ремонт дорог, на это в 2015 году из областного бюджета выделено 70 миллионов рублей, на следующий год тоже пообещали деньги. Готовим документацию.

- Как, на ваш взгляд, должна распределяться ответственность за качество жизни в городе между муниципалитетом, жителями и бизнесом?

- Бизнес должен быть социально ответственным – система, как в советские времена. Я считаю, это правильно. Пример у нас такой в городе есть. ПО «Октябрь» содержит на своем балансе загородный лагерь «Исетские зори», корт, спортивный комплекс, служебное жилье. У РУСАЛа и ТМК свои социальные программы, благотворительные фонды. Муниципальные учреждения и НКО готовят проекты, выигрывают, получают гранты, благодаря которым, к примеру, мы строим многофункциональные спортивные площадки для детей. Социальные программы должны быть, это мое глубокое убеждение.

- Как именно?

- Один вариант – содержать собственные спорткомплексы, дворцы культуры. РУСАЛ и «Синара» пошли по другому пути: они разыгрывают гранты, которые получают муниципальные учреждения и социально ориентированные НКО. Потом на условиях совместного финансирования , на паях спортивные сооружения строятся. В этом году при поддержке наших социальных партнеров построены и сданы под ключ три многофункциональные площадки.

- Но предприятия за свою социальную ответственность хотят льготы…

- У нас есть только налог на доходы физлиц, на имущество и на землю, какие у нас льготы…

- А каков вклад жителей?

- Их зона ответственности – это придомовая территория. Мы даже по закону не можем туда вкладывать деньги, это частная территория жителей. Все решается на общем собрании, решения предоставляются управляющей компании, она их исполняет. Я сам председатель многоквартирного дома, мы облагородили свою территорию, блокировали ее, заасфальтировали, поставили новый игровой комплекс. Это делают старшие домов. С ними в муниципалитете проводят обучающие семинары, разъясняют, какие права и возможности у собственников есть, как их реализовывать. Вот пример: в жилом районе «Южный» есть дом по адресу Каменская, 97. Спортивную площадку они хотели, но свои деньги вкладывать – нет. Но у них есть арендатор (сотовая компания), провели общее собрание собственники и постановили на доходы от арендной платы построить во дворе спортивную площадку. Другой дом участвовал в конкурсе грантов от РУСАЛа. Получили грант, добавили средства, которые накопились на лицевом счете дома, – построили площадку. Если жители не наведут порядок на своей территории, это вместо них никто не сделает.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?