Пульс моногорода

Редакционная статья

Пульс моногорода

Моногорода — населенные пункты, экономическая жизнь которых связана с одним предприятием или одной отраслью.

В конце 19‑го — начале 20‑го века такие города при предприятиях строились во всех индустриальных странах компаниями-собственниками крупных компаний. Однако масштабность этот формат экономической организации территории приобрел главным образом в советской мобилизационной модели экономики.

Министерство какой-нибудь промышленности через государственный трест или производственное объединение создавало предприятие и населенный пункт к нему, строило там инфраструктуру, не считая капзатрат и рисков. В моногорода со временем превращались малые населенные пункты, куда в военное время эвакуировались большие заводы, например, Чистополь в Татарстане. Города вырастали возле заводов, фабрик, комбинатов, электростанций, поэтому эти предприятия стали называть градообразующими.

Проблема моногородов одинаково знакома всем индустриальным постсоветским республикам — Казахстану, России, Украине, Беларуси, Узбекистану, Таджикистану. Моногорода остались даже в Прибалтике. Пример — Висагинас при Игналинской АЭС в Литве.

В 319 российских моногородах проживает 9,3% населения. В абсолютных цифрах — 13,6 млн человек. Целая страна по европейским меркам. Моногороднее население Казахстана меньше 1,5 млн на 27 городов. Но в населении страны его доля столь же весома — 8,2%. Каждый третий город нашей республики — моногород.

«Эксперт Казахстан» не случайно напоминает о моногородах сегодня. Экономический кризис, связанный с падением цен на нефть и металлы, коснулся именно тех промышленных секторов, где представлены градообразующие предприятия. Это компании из нефтянки, металлургии, производства руд, минеральных удобрений, угля. Из-за сокращения выручки перед компаниями встает необходимость сокращать рабочие места. Моментально вырастет безработица, ведь высвободившиеся трудовые ресурсы некуда прилагать.

К решению проблемы моногородов наши власти подходили несколько раз. После событий декабря 2011 года в Жанаозене, где продолжительный трудовой конфликт в итоге вылился в беспорядки, правительство создало специальное министерство, призванное решить проблемы моногородов и в целом казахстанских регионов,— Минрегионразвития. Была написана программа развития моногородов до 2020 года и подготовлен их список. Меры предлагались стандартные: помимо улучшения инфраструктуры, государство предложило развивать МСБ через механизм субсидирования кредитов, стимулировать переезд людей в центры экономического роста. Примечательно, что из списка 27 программа распространялась только на 21 моногород.

В 2014‑м, после ликвидации Минрегионразвития, программу решили влить в более широкозахватную — развития регионов. В ней моногородам отводится, прямо скажем, не самое главное место: вместе с малыми городами они объединены в группу «городов третьего уровня». Им будут продолжать улучшать инфраструктуру, выводить из положения транспортного тупика (7 из 20 тупиковые), там, возможно, разместят заказы для компаний ФНБ «Самрук-Казына» и НУХ «КазАгро». А еще каждый моно- и малый город пройдет процедуру брендирования, на свои деньги разработает комплексный план развития и т.д.

«Начиная с 1994 года мы принимали программы по поддержке малых городов. С 1996‑го программ было 7, среди них — концепция развития региональной политики, программа утверждения развития малых городов на 2004–2006 годы, о распределении целевых трансфертов малым городам, городам с депрессивной экономикой. Ни по одной из данных программ мы так и не узнали, сколько было потрачено государственных средств, почему эти города не стали самодостаточными и почему им опять нужно помогать»,— возмутился мажилисмен Рауан Шаекин в прошлом ноябре.

Выходит, действующая программа развития регионов с точки зрения депутатов — очередная безотчетная программа правительства. И не факт, что последняя, если учесть обыкновение переливать одни министерства и программы в другие. Привычная бюрократическая процедура.

Сейчас, когда на решение острых социальных проблем в бюджете остается все меньше средств, не лишним было бы провести детальную независимую ревизию всей многолетней работы правительства в этом направлении. Важно выявить лучшие практики использования бюджетных инвестиций и средств, выделяемых градообразующими предприятиями.

Третий шаг — восстановление социальных связей. Проблема моногородов не может решаться без прямого диалога с жителями. Их надежды и опасения должны быть услышаны и приняты в расчет.

Читайте тему номерв: Клуб 27

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом