Спроси его, как

Сотрудники сами помогут руководителю оптимизировать расходы. Достаточно их спросить

Спроси его, как

Типичная ситуация в компании при оптимизации расходов — собрать всех директоров и выдать директиву: «Со следующего месяца урезаем расходы на десять процентов! Хотите — сократите всем зарплату на эти десять процентов, хотите — увольте каждого десятого. Или придумайте что-нибудь еще. Не знаю, ну или измените бизнес-процессы так, чтобы сэкономить эти десять процентов».

Последнее звучит особенно комично, ведь бизнес-процессы в подразделениях прописывали эти самые директора, а затем спускали их непосредственным исполнителям. Сами директора туда, до уровня реализации, чаще всего не снисходят. «И очень зря!» — единодушны специалисты крупнейших консалтинговых компаний мира. Они советуют не стесняться собирать идеи по оптимизации у своих сотрудников. Люди — это не запрограммированные на одно или несколько действий машины. У них есть и идеи, и опыт, и изобретательность.

От тех, кто в поле

Хороший опыт использования обратной связи от сотрудников в вопросе оптимизации расходов имеет компания «Технодом», внедряющая культуру первоклассного сервиса по стратегии Джона Шоула (казахстанскому ретейлеру осталось полгода до окончания трехлетнего плана).

Одна из программ от гуру сервиса называется BAD Campaign (BAD — сокращение от buck a day, то есть «доллар в день»). Программа разработана для того, чтобы сотрудники подумали, как в их компании можно было бы сэкономить по доллару в день. Если в компании 100 сотрудников и каждый предложит хотя бы по одной идее, позволяющей сохранить этот доллар, то за 245 рабочих дней (именно столько трудовых будней в 2016 году) экономия составит 24,5 тыс. долларов. Но по опыту — идей предлагается больше. И даже часть из них дает экономию больше, чем на доллар в день.

В образовательном центре «Сфера знаний», где программы Шоула переводили и адаптировали для Казахстана, BAD Campaign получила аббревиатуру ВДВ — «Выручи доллар в день!».

На начальном этапе работников «Технодома» заинтриговали плакатами с бравыми вэдэвэшниками. Создав интригу, лидеры — директора магазинов — объяснили цели программы. На сокращении расходов компании сосредоточиться должен каждый: от линейного персонала до руководства. Цель программы в том, чтобы конкретный работник нашел возможность сократить расходы компании на своем рабочем месте. При этом в программе принимают участие все сотрудники, вплоть до тех, кто занимает нижние позиции в служебной иерархии.

«В каждом из нас есть немного ВДВ»,— напоминали в ходе программы постеры в «Технодоме». За хорошие идеи сотрудникам вручали сертификаты, ведь признание заслуг — один из лучших мотиваторов.

Идеи, которые поступали от персонала, собирались в две группы: те, что можно применить непосредственно на месте, и те, что касаются бизнес-процессов, связанных с головным офисом. В первый же день программы в головной офис поступило 1300 идей, уже отфильтрованных директорами магазинов. Во второй день таких идей было 800, в третий — 900.

«Мы неделю сортировали эти идеи, чтобы передать их соответствующим департаментам»,— вспоминает HR-директор «Технодома» Лариса Ермошкина. Изначально скептически настроенный категорийный директор в интервью корпоративному изданию компании назвал программу бомбой, поскольку снизу пришли такие предложения, которые позволяли выручить не один, а сотни долларов в день.

Стоит только захотеть?

Успех программы ВДВ Лариса Ермошкина объясняет в том числе и тем, что к ее старту в «Технодоме» был уже не просто штат, но команда, в которой сотрудники чувствуют себя частью бизнеса. «Это называется вовлеченность. Ребята заболели компанией, начали по-хозяйски на нее смотреть»,— говорит собеседница.

В трехлетнем плане по созданию сервисной культуры Джона Шоула первые три программы ориентированы как раз на создание команды. И только на второй год начинаются программы по улучшению бизнес-процессов, нацеленные на повышение производительности и оптимизацию затрат.

«Шоул предлагал выбирать программы в том порядке, в каком желает клиент,— вспоминает г-жа Ермошкина. — Возможно, в Америке так можно делать, если там уже есть команда в компании, у нас перепрыгивать нельзя, нельзя без команды создать бизнес-процессы, оптимизировать их. Если человек не включился в командную работу, он не включится и в BAD Campaign».

Применить принцип BAD Campaign в компании лишь для оптимизации расходов можно, но без вовлеченности персонала о «вау»-результате мечтать не стоит. Впрочем, даже несколько хороших идей могут позволить фирме серьезно сэкономить.

Что касается «Технодома», то программа, нацеленная на улучшение сервисной культуры (и в том числе на оптимизацию бизнес-процессов и поддержание низкой цены, поскольку первоклассный сервис — это и цена тоже), еще до своего окончания дала такие результаты, которых в компании не ожидали. Продажи на квадратный метр у казахстанского ретейлера бытовой техники выше, чем у Best Bay и «М-Видео», кадровая текучка — 30% при норме для ретейла 51–53%.

Когда проект только начинался, у «Технодома» было 47 магазинов и 4800 сотрудников, сейчас — 60 магазинов и 4600 сотрудников, притом что никого специально не увольняли. Процесс непрерывного улучшения продолжается, а идеи продолжают поступать — в стремительно меняющихся экономических условиях даже дельные рацпредложения быстро устаревают.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом