Ничего, обычные дела

Редакционная статья

Ничего, обычные дела

«Что делать?» — вопрос классический, не теряющий своей актуальности. Меняется только тон, каким его задают: задумчиво — «что бы такое сделать» или с ноткой истерии «что делать-то?». Последний вариант сейчас слышится все чаще. И такой же частый ответ: «Надо что-то делать, менять, надо что-то менять».

То, что без изменений бизнесу не выжить, сомневаться не приходится. Изменения, как правило, сводятся к сокращениям всего, что возможно, на фоне падающей прибыли это кажется главным способом удержаться на плаву. Но это тот случай, когда самое простое решение — не равно са мое правильное.

Изменившиеся рыночные условия, как прожектором, высвечивают ошибки в управлении — плохо выстроенные бизнес-процессы, низкую эффективность труда,— которые до определенного периода скрывал рост рынка, а вместе с ним и бизнеса.

Если раньше определенный набор действий вел к определенному результату, то теперь старых закономерностей больше нет. Новых нет еще. Знания остались те же, а мир вокруг уже изменился. Те, кто изменения отслеживал постоянно и шлифовал свои бизнес-процессы, кризисом не потрясены. Они готовы, пользуясь случаем, забрать на сузившемся рынке долю тех, кто растерялся и замер. Стоять на месте сейчас опасно — это как бег вверх по эскалатору, движущемуся вниз. Остановился — и ты уже далеко позади.

Все компании подвержены кризисам, и самое простое — это учиться на ошибках других, благо, чужого опыта хватает. Правда, прямо сейчас рассуждать о том, что не было сделано до кризиса, чтобы компания оказалась к нему готова, уже нет смысла. Нужно принимать решения и делать это быстро.

Менеджеру приходится принимать большое количество мер внутри предприятия — поскольку тех усилий, которые раньше прилагали сотрудники, уже недостаточно. Персонал нужно мотивировать на большее — при всем своем желании в одиночку руководитель ничего не сделает, а значит, нужно менять людей, их отношение. Ведь просто по приказу делать больше, чем раньше, мало кто станет. Сотрудники продолжат работать по-старому, оправдывая свои неудачи изменениями в экономике и руководствуясь соображением «всех все равно не уволят».

Не все решения будут легкими и популярными, но стоит понимать: кризис — это такая точка бифуркации для компании. И непосредственно для ее руководителя, который только сейчас может показать — его компания занимала свое место на рынке только благодаря тому, что экономика росла и бизнес рос без особых усилий со стороны менеджмента, или она и правда чего-то стоит.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее