Ничего, обычные дела

Редакционная статья

Ничего, обычные дела

«Что делать?» — вопрос классический, не теряющий своей актуальности. Меняется только тон, каким его задают: задумчиво — «что бы такое сделать» или с ноткой истерии «что делать-то?». Последний вариант сейчас слышится все чаще. И такой же частый ответ: «Надо что-то делать, менять, надо что-то менять».

То, что без изменений бизнесу не выжить, сомневаться не приходится. Изменения, как правило, сводятся к сокращениям всего, что возможно, на фоне падающей прибыли это кажется главным способом удержаться на плаву. Но это тот случай, когда самое простое решение — не равно са мое правильное.

Изменившиеся рыночные условия, как прожектором, высвечивают ошибки в управлении — плохо выстроенные бизнес-процессы, низкую эффективность труда,— которые до определенного периода скрывал рост рынка, а вместе с ним и бизнеса.

Если раньше определенный набор действий вел к определенному результату, то теперь старых закономерностей больше нет. Новых нет еще. Знания остались те же, а мир вокруг уже изменился. Те, кто изменения отслеживал постоянно и шлифовал свои бизнес-процессы, кризисом не потрясены. Они готовы, пользуясь случаем, забрать на сузившемся рынке долю тех, кто растерялся и замер. Стоять на месте сейчас опасно — это как бег вверх по эскалатору, движущемуся вниз. Остановился — и ты уже далеко позади.

Все компании подвержены кризисам, и самое простое — это учиться на ошибках других, благо, чужого опыта хватает. Правда, прямо сейчас рассуждать о том, что не было сделано до кризиса, чтобы компания оказалась к нему готова, уже нет смысла. Нужно принимать решения и делать это быстро.

Менеджеру приходится принимать большое количество мер внутри предприятия — поскольку тех усилий, которые раньше прилагали сотрудники, уже недостаточно. Персонал нужно мотивировать на большее — при всем своем желании в одиночку руководитель ничего не сделает, а значит, нужно менять людей, их отношение. Ведь просто по приказу делать больше, чем раньше, мало кто станет. Сотрудники продолжат работать по-старому, оправдывая свои неудачи изменениями в экономике и руководствуясь соображением «всех все равно не уволят».

Не все решения будут легкими и популярными, но стоит понимать: кризис — это такая точка бифуркации для компании. И непосредственно для ее руководителя, который только сейчас может показать — его компания занимала свое место на рынке только благодаря тому, что экономика росла и бизнес рос без особых усилий со стороны менеджмента, или она и правда чего-то стоит.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности