Не в нашу пользу

Дешевеющий экспорт не может покрыть отток валюты из страны

Не в нашу пользу

Национальный банк Казахстана опубликовал предварительную оценку платежного баланса страны за прошлый год. Итоги внешнеэкономической деятельности в 2015 году малоутешительны. В платежном балансе (ПБ) образовался дефицит размером в 5,3 млрд долларов: такова разница между оттоками и притоками валюты в Казахстан. Между тем, в 2014 году счет текущих операций сложился с профицитом в 6 млрд долларов.

Основная причина образования «дыры» в ПБ – снижение стоимости экспорта на 65,6% по сравнению с показателем 2014 года (12,6 млрд против 36,7 млрд долларов) за счет подешевевшей нефти. Среднегодовая цена нефти марки Brent составила в прошлом году 52,4 доллара/баррель (98,9 доллара в 2014 году). Экспорт товаров принес Казахстану 46,2 млрд долларов, что ниже предыдущего года на 42%. На 10 млрд долларов сократился импорт: с 43,6 до 33,6 млрд долларов.

Снижение деловой активности принесло свои дивиденды с точки зрения баланса оттока и притока валюты в страну. Давление на текущий счет снизилось за счет одновременного сокращения отрицательных балансов по другим составляющим ПБ. Так, более чем вдвое уменьшились доходы нерезидентов от прямых инвестиций в РК: с 19,6 млрд долларов в 2014 году до 8,1 млрд.  Еще один «плюс» в ПБ был обеспечен снижением деловой и инвестиционной активности резидентов, в результате чего на 1 млрд долларов сократился дефицит баланса международных услуг: с прошлогодних 6,3 млрд до 5,3 млрд долларов. 

Кроме того, чистый приток капитала по финансовому счету вырос с 6,8 млрд долларов в 2014-м до 11,6 млрд по итогам нынешнего года. «Этот приток был главным образом обеспечен операциями прямого инвестирования и привлечением средств госсектором», - говорится в пресс-релизе НБРК. Внешние активы резидентов РК за рубежом составили 1,7 млрд долларов (2,3 млрд в 2014-м), а обязательства казахстанских предприятий перед иностранными инвесторами снизились до 6 млрд с 7 млрд долларов в 2014 году. Чистый приток прямых инвестиций таким образом составил 4,3 млрд долларов. 

Чистый приток портфельных инвестиций вырос до 5,9 млрд долларов (чистый отток в 1 млрд – в 2014 году). Этот приток был обеспечен сокращением иностранных активов Национального фонда (на 9,3 млрд долларов) и размещением еврооблигаций Минфином.

   

В целом дефицит текущих операций был профинансирован за счет операций финансового счета, а также за счет использования во втором и третьем кварталах резервных активов НБРК. В результате операций ПБ резервные активы Нацбанка снизились на 800 млн долларов. 

Большая отрицательная величина текущего счета ПБ за последние десять лет была зафиксирована только в 2007 году, когда разразился кризис ликвидности. Тогда инвесторы выходили из ценных бумаг развивающихся стран, и обязательства перед нерезидентами по операциям со средне- и долгосрочными долговыми бумагами РК по итогам года снизились на 11,6 млрд долларов.

Кризис ликвидности в 2007 года привел к внушительному дефициту текущего счета ПБ, но не не ослабил национальную валюту, которая за год укрепилась со 126 тенге до 123 тенге/доллар, благодаря высоким ценам на нефть и притоку валюты в страну за счет внешних займов банков в первых трех кварталах 2007 года. Тенге начал слабеть только к концу 2008 года, когда разразился глобальный финансовый кризис и начали падать цены на нефть. 

В 2015 году тенге в реальном выражении ослаб к доллару на 36,5%, а если считать с января 2014 года по декабрь 2015-го, то есть учитывать одномоментную девальвацию в феврале 2014 года, то на 42,6%. Номинально тенге к доллару за прошлый год ослаб на 75%.

 

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики