Прощай, трамвай!

Прощай, трамвай!

На экраны казахстанских кинотеатров вышел художественный фильм режиссера Аскара Бисембина «Адель». Это его вторая работа, в марте прошлого года казахстанский зритель мог познакомиться с комедийным дебютом «Свадьба на троих». Режиссер успел поучиться как у американских кинематографистов в Лос-Анджелесе, где в кругу его преподавателей числился Дэвид Ньюмен, так и у российских телевизионщиков — опыт работы над российскими сериалами «Папины дочки» и «Счастливы вместе» ему явно пригодился. Сейчас у Аскара Бисембина на подходе третий фильм «Замуж в 30», который он снимает с тем же составом, что и «Адель».

После комедии режиссер решил попробовать себя в жанре мелодрамы. С новым амплуа столкнулись и актеры, снявшиеся в главных ролях, — актриса и певица Асель Садвакасова («Подарок Сталину» и «Рывок»), выступившая на этот раз еще и генеральным продюсером картины, а также актер Берик Айтжанов, создавший образ маскулинного героя в фильмах «Жаужурек Мын Бала» и «Ликвидатор». В новом фильме он сыграл ранимого, тонко чувствующего музыканта, преодолевающего творческий кризис через любовь к женщине.

Как рассказала Асель Садвакасова, это ее первый опыт продюсирования кино: «Я поняла, что это мне ближе всего. Я вынашивала идею снять фильм пять лет. Хотелось сделать серьезное кино, я рада, что встретила таких профессионалов. Из них всех я самая непрофессиональная». Когда Берик Айтжанов прочитал сценарий, он признался, что нашел роль, о которой мечтал, добавляет Асель. Конечно, Берик уже играл интеллигентных персонажей, например, во французской мелодраме «Голос степи» вместе с Жераром Депардье. Но для роли композитора в «Адель» ему пришлось сменить имидж и надеть парик. До этого актер снялся в последней части киноэпопеи о первом президенте Казахстана «Так сложились звезды» Сергея Снежкина, где он сыграл главу государства, а перед этим успел побывать легендарным поэтом Махамбетом Утемисовым в «Махамбете» Сламбека Таукелова и историком Ермуханом Бекмахановым в «Аманате» Сатыбалды. Теперь на его счету «Адель» — драма о любви, повествующая о девушке со сложным характером и испытывающем творческий кризис музыканте.

Сюжет мелодрамы не отличается особой оригинальностью, как и образы персонажей. Но в целом картина, как и работа оператора и игра актеров, производит хорошее впечатление, а главное — настраивает на нужный минорный лад, придающий целостность переживаний и стилистическую завершенность картине. Важную роль в создании меланхоличной, а также ностальгической атмосферы играет запоминающаяся музыка, написанная казахстанским композитором Павлом Ли (уже поработавшим в фильмах «Ойпырмай, или Дорогие мои дети», «Осторожно, корова»).

Надо отметить и умело воссозданную ретро-эстетику Алма-Аты. Отечественные кинематографисты наконец осознали, что художественность состоит не в демонстрации роскоши — новых моделей иномарок, хай-тека обстановок новостроек, яркого макияжа и одежды от кутюр, а в умении уловить особый дух места и людей, в нем живущих. Его передают старые постройки и улочки Алма-Аты, ретро-квартиры с кухоньками, где и происходит действие «Адель». Как писал поэт: «Мне грустно и легко…» Героиня уходит, но остается обещание встречи. Музыкант преодолевает жизненный и творческий кризис, очищаясь через страдание. Он спешит на встречу с музыкой, самим собой и исцеляющим искусством в театр, в алматинском трамвае. В последнем кадре мы видим уходящий трамвай, последний трамвай, как будто создатели «Адель» успели запечатлеть уходящую натуру. Переживания расставания с любимой — это и переживания о расставании со старой Алма-Атой, с духом прошлого, уходящим под безжалостным натиском нового. Уходят люди, меняется город, тает дух былого романтизма. Прощай, трамвай! Прощай, Алма-Ата! Наверное, скоро уже негде будет снимать душевные картины о людях и их романтических чувствах.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности