О национальной архитектуре

Редакционная статья

О национальной архитектуре

Под занавес 2015 года был опубликован президентский указ с текстом концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства. «Эксперт Казахстан» выяснил, что нынешняя концепция — это третья по счету артикулированная попытка казахстанской власти выстроить рабочую стратегию формирования единой нации в полиэтничной постсоветской республике.

Первый же напрашивающийся вопрос: почему документ такой важности, касающийся весьма острой, болезненной проблемы, принимается и публикуется в предпоследний день года, притом года не самого успешного в истории Казахстана последних 25 лет?

Этому есть, как минимум, два объяснения. Во-первых, концепция — продукт бюрократической машины, которая часто выдает результаты не когда это действительно нужно и актуально, а когда провернутся все шестеренки на всех уровнях. История с концепцией казахстанской идентичности из этой же серии: в прошлом марте президент Нурсултан Назарбаев изложил идею нации единого будущего, позже это и более ранние его высказывания по теме нациестроительства были зафиксированы документально — в концепции.

Бюрократия сработала хотя и не самым оперативным образом (по готовым тезисам концепцию писали больше полугода), но надежно. Документ успели провести президентским указом до нового года: теперь чиновники могут смело верстать бюджеты, а затем осваивать их. В период урезания госрасходов вовремя выбить бюджет — первая необходимость.

Во-вторых, вопросы построения нации, традиционно возбуждающие неприятную для Акорды общественную дискуссию, тяжелой зимой 2015–2016 годов оказались неинтересны даже самым жарким оппонентам власти в сфере национальной политики. И политизированных интеллектуалов, и обывателей больше заботит ослабление курса тенге, спад экономической активности и падение реальных доходов населения. Если и можно было быстро и бесшумно принять такой документ, то лучшее время Администрация президента, курирующая внутреннюю политику, вряд ли смогла бы подобрать.

Содержательно концепция представляет собой довольно качественно выполненное обобщение уже высказанных назарбаевских тезисов, а поэтому новизной не отличается. Набор предложенных целей таков, что они особенной критики не вызывают (слишком расплывчаты), а предлагаемый список задач и инструментарий до скучного стандартен (изменить законы, принять программы, выделить средства).

Наверное, другой концепции нацидентичности в современном Казахстане родиться и не могло. Нацию можно строить столетиями, и при этом никогда не быть уверенным, что она построена. А строительство национального государства с выраженным казахским этническим ядром в Казахстане в целом состоялось: большинство населения составляют казахи, в стране минимальна доля иноэтничных элит, титульный этнос представлен во всех профессиональных сферах и социальных слоях. И самое важное — статус казахского языка как государственного неоспорим и крепок.

Это сегодня такое положение кажется само собой разумеющимся. Но в начале 1990‑х титульный этнос не был большинством в Казахстане, и неопределенность его положения и будущего всего государства создавала естественную напряженность в межэтнических отношениях, которую, по счастью, удавалось снимать, выводя на повестку дня решение экономических проблем — общенациональных по своему масштабу. Параллельно удалось завершить национализацию элиты, укрепить статус казахского языка, не особенно ущемляя язык межнационального общения — русский.

Таким же маршрутом двигались и в других постоветских государствах. Историк, исследователь наций и национализма в Восточной Европе Алексей Миллер описывает украинский опыт нациестроительства так: президенты Кравчук и Кучма в национальной политике действовали в соответствии с установкой «движение — все, цель — ничто». В школах государства, где фактически существовало два украинских этноса (западный и комплиментарный русской культуре восточный), а также русское меньшинство, внедрялся украинский язык, по-украински вещало телевидение, но обходилось без напористого выдавливания русского языка и культуры.

Пришедший в 2004 году к власти Виктор Ющенко обозначил цель — быстрая тотальная украинизация, причем с ориентацией на западноукраинский вариант. И хотя у нынешнего украинского кризиса много причин, но ошибка в нациестроительстве в этом списке не на последнем месте.

Назарбаев, будучи умеренным националистом, с самого начала ставил на процесс, а не на результат. И пока не ошибся.

Другое дело, что пока ВВП и иностранные инвестиции росли и у государства была прежде всего экономическая возможность снимать социальную напряженность, эта схема работала. Но теперь ресурсы власти стремительно тают, и любой серьезный политический риск, резкое нарушение социального спокойствия могут поставить перед властью такие вопросы, на которые она уже будет не в состоянии ответить.

Читайте тему номера: Даешь нацию будущего!

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня