Аварийный ход

 Аварийный ход

Более 97 тыс. новых автомобилей было продано на рынке РК в 2015‑м, что на 40,4% меньше, чем годом ранее — таковы данные Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). Рынок откатился к результатам 2012 года: тогда продажи зафиксировали отметку в 98,2 тыс, и установили антирекорд. В прошлом году средний показатель официальных продаж составил 8,1 тыс. новых автомобилей. Самым удачным месяцем для дилеров оказался май.

В первом полугодии 2015‑го резкий спад продаж казахстанских дилеров произошел из-за стихийного импорта подержанных и новых авто из РФ. АКАБ сообщала, что в РК ввезли свыше 150 тыс. автомобилей. Чтобы уменьшить давление на казахстанский автобизнес, правительство РК с конца мая 2015 года запретило ввоз из стран-членов ЕАЭС автомобилей, не отвечающих требованиям стандарта Евро-4 и техрегламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств». «Это способствовало снижению ввоза автомобилей, не соответствующих новым нормам из стран ЕАЭС», — отмечают в АКАБ.

На фоне спада продаж крупные игроки смогли объединиться и пролоббировать программу льготного кредитование автомобилей отечественной сборки. Целевая господдержка стартовала в апреле 2015 года. «Максимальный показатель рынка приходится на май 2015 года, спустя месяц после запуска программы льготного автокредитования. За первые три месяца 2015 года доля автомобилей казахстанского производства составляла 11,3 процента от общего объема официальных продаж, по результатам же года этот показатель превысил отметку в 17 процентов, подтвердив успешность программы», — оценивают в АКАБ.

Запуск льготного кредитования стимулировал автомобильные компании, реализующие импортируемые авто, предлагать рассрочку, скидки и дешевый заем своим клиентам. Падение продаж вынудило автопроизводителей РК усилить переговоры с заводами по уравниванию закупочной стоимости на одинаковые модели в РК и РФ. По данным АКАБ, сегодня около 60% авто в РК доступного сегмента — до 5,11 млн тенге — продается в кредит.

Впрочем, девальвация тенге во втором полугодии 2015‑го не очень-то помогла официальным дилерам, поскольку многие казахстанцы успели воспользоваться диспаритетом тенге-рубль и уже сделали покупки в России. Как результат, в двух последних кварталах 2015 года продажи составили 44,1 тыс. авто, что на 17% меньше показателей первого полугодия. За 11 месяцев 2015 года казахстанские автосборочные компании выпустили 12,5 тыс. авто, что в 2,8 раза меньше показателей аналогичного периода 2014 года.

Аналитики АКАБ прогнозируют, что продажи автомобилей на официальном рынке в 2016 году составят 70 тыс. единиц, то есть падение составит 28%. Несмотря на пессимистические ожидания мировые бренды продолжают открывать свои представительства в РК. Так, в самом конце прошлого года на казахстанский рынок вышел бренд Datsun c двумя моделями — Datsun on-DO и Datsun mi-DO. Пока у японцев три дилерских центра — в Алматы, Астане и Актобе, в планах компании расширить количество дилерских центров до шести до конца марта 2016 года. Кроме этого ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» вышло на рынок Казахстана, став генеральным дистрибьютором автомобилей Nissan. На сегодня в РК работают 13 центров Nissan, к концу марта 2016 года запланировано открытие еще одного дилерского центра.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?