Двигатели есть

Экономический рост казахстанское правительство связывает с “Нурлы жолом” и ГПИИР

Двигатели есть

Как будет обеспечиваться рост экономики в кризисный период? Усилится ли давление на бизнес в связи реформой налогового законодательства? Какой видится правительству политика в области конкуренции? Эти вопросы стали основными в нашей беседе с вице-министром национальной экономики Маратом Кусаиновым.

- Марат Апсеметович, какие источники роста остались у экономики страны? За счет чего будете добиваться указанных в послании 5 процентов в год? Как эти планы будут уравновешиваться с задачей держать инфляцию в коридоре 6-8 процентов, а в дальнейшем и ниже?

- На сегодня будущая траектория развития мировой экономики остается неопределенной и неустойчивой. Наблюдается глобальный тренд в замедлении экономического роста, носящий системный характер и являющийся следствием накопленных дисбалансов в мировой экономике и ни одна страна в мире не застрахована от негативных последствий кризиса. По прогнозам МВФ, в среднесрочной перспективе ожидается повсеместный вялый рост экономик как развитых, так и развивающихся стран. Тенденция замедления роста особо заметна в странах - торговых партнерах Казахстана, таких как Европейский союз, Китай и Россия.

В этих условиях, как отмечено президентом Нурсултаном Назарбаевым в послании народу Казахстана от 30 ноября текущего года, только диверсифицированная экономика может эффективно противостоять последствиям глобального кризиса. Во-первых, для поддержания экономического роста главой государства своевременно была инициирована Государственная программа развития «Нурлы жол» предполагающая масштабное строительство инфраструктуры на среднесрочный период. От реализации программы мы ожидаем значительный мультипликативный эффект на смежные отрасли экономики, увеличивая спрос и сохраняя занятость.

Второе: реализация проектов в рамках ГПИИР будет хорошим стимулом для экономической активности в стране, что позволит не только диверсифицировать экономику, но и будет одним из важных источников роста. В нефтегазовом секторе в среднесрочной периоде будет начата коммерческая добыча на месторождении Кашаган, завершено расширение Каспийского трубопроводного консорциума, будет начата активная реализация Проекта будущего расширения «Тенгизшевройла» и завершено строительство газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент. Также будет завершена модернизация трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов, что позволит полностью обеспечить внутренний рынок отечественными нефтепродуктами.

В горнометаллургической отрасли планируется реализация проектов на Бозшаколе и Актогае, что позволит расширить номенклатуру и увеличить долю продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью в отрасли по добыче цветных руд. На сегодня сельское хозяйство не реализовало полностью свой потенциал, имеется значительный запас роста в данной отрасли. Реализация программы «Агробизнес 2020» будет обеспечивать более высокий рост в сельском хозяйстве, что также будет положительно влиять на темпы роста ВВП.

Одним из основных драйверов роста экономики является сфера услуг, удельный вес которой в структуре ВВП составляет более 50 процентов. Правительством активно реализуется Программа развития сферы услуг, где основной упор сделан на повышение производительности отраслей в целом, улучшение качества и доступности услуг в сферах торговли, транспорта и логистики, туризма, финансовых, образовательных, медицинских и других профессиональных услуг.

Меры по развитию предпринимательства в рамках программы “Дорожной карты бизнеса 2020” окажут положительное влияние на улучшение экономической активности. Повышение доступности к финансированию, увеличение производственных мощностей, расширение бизнес инициативы и деловых связей, а также повышение производительности предпринимателей окажет благоприятный эффект как на развитие МСБ, так и на рост ВВП.

В средне- и долгосрочной перспективе главной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен и контроль инфляции. Национальный банк будет предпринимать меры по постепенному ее снижению в среднесрочной перспективе с ежегодным установлением целевого ориентира. Достижение целевой инфляции будет происходить постепенно и поэтапно, с тем чтобы не вызвать негативные тенденции в росте ВВП.

Дополнительно, с учетом усиления негативных факторов в мировой экономике, правительством и центробанком страны 8 декабря принят антикризисный план действий на 2016-2018 годы, который направлен на обеспечение экономической и социальной стабильности.

Антикризисный план охватывает мероприятия по двум направлениям: формирование новой структурной экономики, которое содержит 5 основных приоритетов, определенных в президентском послании, и оперативные меры по стимулированию роста и кредитованию экономики.

Полномасштабная реализация государственных и отраслевых программ, Антикризисного плана обеспечит достижение в среднесрочной перспективе среднегодовых темпов роста экономики на уровне 5 процентов, и позволит удерживать уровень инфляции в запланированных параметрах.

В целом, рациональная макроэкономическая политика, предусматривающая сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, инвестиционной и отраслевой политик будет способствовать поступательному развитию страны и достижению запланированных темпов роста.

- В чем преимущества замены НДС на НСП и розничный налог? Что вызывает критику бизнеса? Как отвечает на нее МНЭ?

- Преимуществами замены НДС на НСП будут расширение налогооблагаемой базы, более низкая ставка НСП – сегодня мы говорим о 3-5 процентах, а также искоренение мошеннических схем с фиктивными счетами-фактурами.

Предлагаемые меры будут стимулировать налогоплательщиков к ликвидации лишних «звеньев цепи» в создании стоимости, положительно скажутся на сокращении уровня лжепредпринимательства, снижении уровня возврата при экспорте, коррупционных аспектов, и основное – снижение уровня теневого оборота при эффективном администрировании.

Для успешной реализации этой реформы был тщательно проанализирован опыт ведущих стран мира, применяющих НСП.

- Какую цель преследует Минэк, когда повышает подоходный налог по плоской шкале?

- На сегодня, вопрос повышения ставки индивидуального подоходного налога является открытым и находится на стадии обсуждения. В то же время хотел бы отметить, что в целях нивелирования налоговой нагрузки физических лиц, при налогообложении ИПН в рамках введения всеобщего декларирования предусматривается введение ряда новых вычетов, таких как налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам, вычет на обучение, на медицину, налоговый вычет по вознаграждениям (ипотека), вычет по страховым премиям. Увеличение ставки позволит покрыть уменьшающиеся доходы государственного бюджета, в свете введения дополнительных вычетов по ИПН.

- Как налоговая реформа скажется на бизнесе? Насколько серьезно вырастет налоговая нагрузка на него? Как изменится инвестклимат РК после реализации данной реформы?

- Целью реформ не является повышение налоговой нагрузки, а продиктовано необходимостью борьбы с теневой экономикой в соответствии с принципами налогообложения стран участников ОЭСР. Как вы знаете, Казахстан стремится войти в число 30 развитых стран мира, то есть проведение данных реформ необходимо для дальнейшего поступательного развития.

Данные реформы не повлекут увеличения налоговой нагрузки на бизнес, соответственно, это не отразится на инвестиционном климате Республики Казахстан.

- Президент обозначил необходимость создания условий для здоровой конкуренции? Какие сдерживающие факторы не позволяли повысить конкуренцию ранее?

- Основные сдерживающие факторы на рынках РК – это «зарегулированность», высокая концентрация и занятие потенциальных для конкуренции ниш государством. Поэтому работа Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМ и ЗК) продолжается в направлении демонополизации и сокращения государственного регулирования.

В части регулирования ситуации на товарных рынках с присутствием или возможным присутствием юридических лиц с участием государства роль антимонопольного органа значительно усилилась. В апреле этого года принят закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности», законодательно закрепляющий принципы так называемых «правил желтых страниц» («Yellow Pages Rule»).

Данный закон включает нормы, позволяющие не допустить необоснованное присутствие государства в конкурентной среде. Предусматривается семь случаев участия государства в предпринимательской деятельности. При этом, деятельность субъектов квазигосударственного сектора (АО, ТОО) должна будет соответствовать перечню видов деятельности, утверждаемому правительством Казахстана.

Внедрена норма, при которой расширение и/или изменение осуществляемых видов деятельности государственными предприятиями, юридическими лицами с участием государства (более 50 процентов), требует предварительного согласия антимонопольного органа.

Для сокращения действующих субъектов квазигосударственного сектора по результатам ежегодно проводимых анализов антимонопольным органом будет формироваться и направляться на утверждение в правительство перечень государственных предприятий и юридических лиц с участием государства (более 50 процентов), подлежащих передаче в конкурентную среду.

Результаты работы в рамках плана мероприятий по проведению комплексного анализа регулируемых услуг (товаров, услуг) на предмет их выведения из сфер естественных монополий, утвержденного распоряжением премьер-министра РК, позволят значительно улучшить конкурентную среду на товарных рынках. Основная цель данных анализов - исключить госрегулирование тарифов на тех рынках, где развивается конкуренция. В течение 2014-2015 годов предусмотрено проведение восьми анализов рынков услуг сфер железнодорожных, подъездных путей, перекачки нефти, морского порта, связи.

Для этого Миннацэкономики совместно с Комитетом связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию проведены анализы рынков услуг присоединения к сети телекоммуникаций общего пользования оборудования (узлов доступа) операторов IP-телефонии (интернет-телефонии) на междугородном уровне и общедоступных услуг почтовой связи. По итогам анализа сделан вывод о целесообразности исключения вышеуказанных услуг из сфер естественных монополий.

Результаты анализов рынков услуг перекачки нефти по системе магистрального трубопровода по направлениям экспорта и транзита; пропуска присоединяющими операторами связи телефонного трафика с (на) оборудования присоединяемых операторов IP-телефонии; погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых силами и средствами морского порта; и предоставления рабочего места (площади) для регистрации пассажиров (аэропорты) показали возможность исключения данных услуг из сферы естественной монополии.

Проведенная нами нормотворческая работа, предусматривает ряд норм, направленных на упрощение деятельности предпринимательства. К примеру,  внесены изменения в положения закона «О конкуренции», регламентирующие вопросы государственного контроля за экономической концентрацией. О чем идет речь? Сокращен срок рассмотрения ходатайства на экономическую концентрацию с 50 до 30 календарных дней. Вдвое увеличена доля участия в уставном капитале, или пае, субъекта для признания сделки экономической концентрацией - с «более 25 процентов» до «более 50 процентов». Предусмотрено исключение по получению согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, отнесенных к экономической концентрации: по приобретению учредителями юридического лица голосующих акций (долей участия в уставном капитале, паев) субъекта рынка при его создании; если их совершение прямо предусмотрено законами, указами президента РК и постановлениями правительства.

Добавлю, что в антимонопольную практику внедрено такое новое понятие, как институт предупреждения, целью которого является применение при наличии признаков нарушений, связанных со злоупотреблением субъектами рынка своим доминирующим положением, предупредительных мер без проведения расследования и привлечения к ответственности, то есть внедрение данного инструмента не влечет за собой административной ответственности. Следствием же игнорирования субъектами рынка предупреждений антимонопольного органа будет являться возбуждение расследований.

Однако, одним из проблемных вопросов на сегодняшний день является отсутствие заинтересованности отраслевых государственных органов в развитии конкуренции в курируемых отраслях экономики, что приводит к совершению ими антиконкурентных действий, направленных на ограничение конкуренции. В связи с этим, новыми правками предусмотрено распространение действия предписаний антимонопольного органа, вносимых отраслевым государственным органам, на необходимость совершения действий, направленных на обеспечение (развитие) конкуренции.

- Проиллюстрируйте, как согласуется политика инфляционного таргетирования и отпуск цен на потребительские товары?

- Для реализации новой денежно-кредитной политики в условиях усиления внешних шоков, Нацбанк приступил в текущем году к проведению комплекса мер по переходу к инфляционному таргетированию в среднесрочной перспективе. Данный режим денежно-кредитной политики предполагает свободно-плавающий обменный курс национальной валюты и установку целевого ориентира по инфляции.

Для удержания инфляции в среднесрочном коридоре до апреля следующего года будут внедрены механизмы гибкого изменения базовой процентной ставки для снижения уровня инфляции.

Что касается потребительских товаров, то до сегодняшнего дня государство обеспечивало субсидирование цен на ГСМ, хлеб и другие социально значимые товары. Однако, это создает неравные условия конкуренции на рынке, искажает рыночный механизм ценообразования.

В этой связи, антикризисный план предусматривает меры по дальнейшему переходу на рыночное ценообразование во всех секторах экономики. Решением Госкомиссии РК по вопросам модернизации экономики принято решение с 1 января 2016 года отказаться от регулирования цены на хлеб и перейти к рыночным механизмам ценообразования. В целях компенсации повышения цен на продовольственные товары уязвимым слоям населения решено использовать институт адресной социальной помощи.

Как отмечено главой государства в послании, государство обеспечивает большой объём пособий и выплат. Их получают свыше полутора миллиона граждан.

Кроме того, с 1 января 2016 года будут повышены зарплаты работникам здравоохранения – в среднем до 28 процентов, образования - до 29 процентов, социальной защиты - до 40. В будущем году будет обеспечено 25-процентное повышение размеров социальных пособий по инвалидности и утере кормильца, а также стипендий. С 1 января 2016 года индексируется солидарная пенсия с опережением уровня инфляции на 2 процента. Все эти меры позволят компенсировать рост цен и не допустить снижения реальных доходов населения.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики