Казахстанский портрет

Эта книга — одна из первых попыток объяснить нам: кто мы и куда идем. В роли толкователей — казахстанские социологи, антропологи и политологи

Казахстанский портрет

Авторы сборника статей поставили перед собой глобальную задачу: изучить, как изменилось казахстанское общество за последние двадцать лет (1990–2014 гг.). Трансформация всего постсоветского пространства, в том числе и казахстанского, за эти годы очевидна. Кстати, российские исследователи (Татьяна Заславская) отмечают, что массовое сознание и поведение россиян мало изменились, и они мало чем отличаются от homo soveticus. Также традиционно считается, что и население Казахстана по-прежнему «погружено» в советскую идеологию.

Сборник статей объективно отражает динамику социальных изменений в Казахстане за последние два десятка лет. Сборник выпущен Институтом мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК — Лидера нации.

Согласимся с декларируемым тезисом сборника — социальные изменения в стране еще продолжаются. Статьи в книге получились разными. Понятно, что тем, «кто в теме», наиболее значимые статьи сборника уже знакомы по другим выступлениям и аналитическим докладам представленных авторов. Султан Акимбеков предлагает переосмыслить советский период истории Казахстана. Любопытны и обладают научным потенциалом краткие выкладки этого ученого о трасформации и адаптации традиционных азиатских общин к советским условиям жизни. Все это дано посредством анализа функционирования «большой казахской семьи» в реалиях 20-го века. Весьма перспективным для дальнейшего мультидисциплинарного исследования представлется подразделение социологом собственно азиатского общества на сломе советского эксперимента на традиционную и модернизированную части. Это положение в широком научном контексте хорошо дополняется выкладками казахстанских политологов и искусствоведов (Нурболат Масанов, Валерия Ибраева). Заметим все же, что советский опыт советских же республик в западной семиотике уже давно был объектом результативной научной рефлексии. Но этот опыт (например, хотя бы германских советологов) авторам книги явно неизвестен, последнее придает изданию неизбежный местечковый характер.

Есть в «Социальном портрете» и более яркие и в чем-то даже провокационные работы. Речь идет о статье Гульмиры Илеуовой «Новый средний класс. Современное мещанство Казахстана: начало большого пути». В интерпретации этого социолога «мещане» выступают как формирующийся базовый социальный слой, сам же термин не несет какой-либо негативной оценки. Приведем цитату, многое объясняющую в нынешней казахстанской ситуации: «Достигнув определенного, “как у всех” неплохого жизненного уровня, они хотели бы зафиксировать, законсервировать те условия, которые позволили им достигнуть успеха. Отсюда их отношение к политике: они не хотели бы ничего менять». Рискну продолжить этого автора, под этим обозначением — «мещанство» — можно и должно подразумевать и бытовой традиционализм в оценке всего и вся, и близкий к нулю уровень креативного и критического осмысления себя и социума и другие не самые радужные манифестации казахстанского общества.

Из ряда добротно-профессиональных научных опусов — статья Алмы Султангалиевой «Религия как часть социальных изменений в восприятии населения Казахстана». Статья является логическим продолжением ее блестящей монографии «Город и люди: социокультурная трансформация в Казахстане» (Алматы, 2010). Пожалуй, только этот социолог объективно отмечает первоначальную самоидентификацию на основе религии как национальную традицию, последнее зарождалось в Казахстане еще в 1990‑е. Она же доказывает, что на современном этапе ислам занял свою нишу в казахстанском обществе уже как самодостаточная религиозная идеология со своими установками, не привязанными к местным традициям. Правда, вывод г-жи Султангалиевой о том, что мусульмане Казахстана являются более религиозными и более консервативно настроенными, чем православные и представители других религий, представляется очень спорным и требующим более основательных доказательств.

Есть в сборнике научные опусы заведомо вторичные. Откровенно слабых работ в «Социальном портрете», как это зачастую бывает в коллективных сборниках, тем не менее нет. Все же очень мало в книге фундаментальных статей, которые имели бы объяснительную силу. Но их нет по той причине, что язык и прогностические оценки весьма выдержаны или добровольно препарированы самими же авторами. Социологическая практика Казахстана за все свои годы существования так и не «дозрела» до своего Патрика Шампаня, Юрия Левады или хотя бы Владимира Ядова.

В целом получилась вполне добротная книга, полезная для всех: политологов, культурологов, социологов и даже для обывателей.

Социальный портрет современного казахстанского общества. Сборник статей. Астана — Алматы, 2015. — тираж 1000 экз.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?