Разули на ходу

История казахстанской компании-импортера показывает, насколько малый и средний бизнес РК не защищен от произвола контролирующих органов

Разули на ходу

«Лидер отрасли» — награду с таким названием получило в 2015 году ТОО «Universal Service-KZ». И это притом что компания фактически не работает с осени 2013 года. Удивляться не стоит — награждают по результатам ранжирования, основанного на статистических данных об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, и при расчетах учитывались налоги, уплаченные компанией как раз в 2013 году. Расчеты произвели в 2014 году, а награда нашла героя только в 2015‑м.

Удивительна скорее причина, по которой вдруг прекратил свою деятельность лучший в отрасли налогоплательщик (предприятие заняло первое место рейтинга ОКЭД 46909 «Оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретизации» согласно критерию «Корпоративный подоходный налог» в Алматы). На импортера завели уголовное дело, а в ходе следствия у него пропала огромная партия товара.

Казалось бы, нет товара — нет контрабанды. Но уголовное дело по-прежнему не прекращено. Историю в жанре «детектив» представили в документах сотрудники Universal Service-KZ.

Арест по доносу

Главный герой детективной истории — ТОО «Universal Service-KZ» — занималось импортом обуви из Турции на казахстанский рынок. По словам представителей Universal Service-KZ, проблем с таможенными органами компания не имела, более того, работая на казахстанском рынке с 2010 года, с августа 2013‑го получила статус уполномоченного экономического оператора. Условия присвоения этого статуса подразумевают и минимум трехлетний опыт внешнеэкономической деятельности, и чистоту компании перед таможенными и налоговыми органами, и банковскую страховку деятельности компании в 1 млн евро.

В середине сентября 2013 года на адрес компании прибыл груз — фура с партией обуви турецкого производства. Как и положено по закону, товар был досмотрен с применением фото- и видеосъемки, груз прошел таможенное оформление, и с разрешением на выпуск товаров в свободное обращение автомашина с партией обуви выехала со склада временного хранения (СВХ). Однако сразу после этого груз был остановлен помощником прокурора Медеуского района Алматы Бериком Жунусовым, который, предъявив служебное удостоверение, распорядился вернуть машину обратно на СВХ. Хотя машина и СВХ находились на территории Илийского района. Как сообщают представители компании, не предоставив никаких процессуальных документов, помощник прокурора заявил, что подозревает: в фуре — контрабанда.

В начале октября в адрес компании- импортера прибыли еще три машины с аналогичным грузом. Груз также прошел таможенную очистку и был выпущен в свободное обращение. Однако едва миновавшие пост таможенного контроля фуры вновь были задержаны сотрудниками прокуратуры, опечатаны и помещены на склад временного хранения до возбуждения уголовного дела.

Уголовное дело по факту экономической контрабанды, ставшее обоснованием для задержания груза, было возбуждено через 45 дней после задержания груза. Поводом стало заявление некого гражданина Булекбаева, ознакомиться с которым представителям компании Universal Service-KZ так и не дали. Любопытно, что в постановлении о возбуждении уголовного дела были указаны номера таможенных деклараций не только на ввезенные, но и уже реализованные партии обуви. А вот номера таможенных деклараций на товар с последних трех фур даже не упоминались, а значит, и оснований для их задержания владельцу предоставлено не было. Что касается обвинения в контрабанде, то если обобщить, его суть сводилась к следующему: по сведениям, полученным от турецкой компании-продавца, некоторые сопроводительные документы на товар — подложные.

В Universal Service-KZ, услышав об этом, мягко говоря, изумились. Все обязательные для перевозимого груза документы оформляются, если говорить казенным языком, «у источника формирования и погрузки товара». «Как компания, находясь в Алматы, подложила товаротранспортные документы отправителя с оригинальным штампом турецкой таможни на экспорт товаров, которые пересекли пять государств по пути следования автомашин с грузом? Пока груз в дороге, доступ к документам имеют только сотрудники пограничных и таможенных служб»,— вполне резонно апеллировали представители компании-импортера к здравому смыслу надзорных органов в официальных документах.

Казалось, здравый смысл победил: уже через пару месяцев уголовное дело было приостановлено; если опять обратиться к казенным формулировкам, «за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Так как все руководство Universal Service-KZ однозначно являлось лицами установленными, в компании уже было решили, что компетентность и профессионализм правоохранителей взяли верх. Но через 10 месяцев все вернулось на круги своя: уголовное дело возобновили, а руководству компании снова пришлось отвечать на вопросы следователей: «Где, кем и как подделывались или менялись документы на импортный товар из Турции?»

Директор Universal Service-KZ Айман Нургалиева подчеркивает, что параллельно с ее фирмой аналогичную обувь турецкого происхождения в Алматы импортировали другие компании (правда, использовали для доставки не авто, а самолеты). «Декларировали они эту обувь по цене 5–7 долларов за пару (это можно проверить у таможенников), и это не рассматривалось как занижение таможенной стоимости товара,— говорит наш собеседник. — В то же время Universal Service-KZ декларировало товар по цене 11–14 долларов за пару со стопроцентным соответствием по количеству пар, и прокуратура выявила в этом факт экономической контрабанды с использованием подложных документов».

Дело на миллион

И вот мы подходим к собственно детективной части истории. Пока уголовное дело по факту экономической контрабанды то прекращали, то возобновляли, вся партия обуви — а это более 40 тыс. пар — находилась на СВХ «HTL Кеден Сервис» в селе Байсерке Илийского района Алматинской области. Расследование уголовного дела все тянулось и тянулось. Universal Service-KZ отправляло многочисленные запросы, из ответов на которые можно узнать, что причинами волокиты были, например, такие: «Из компетентных органов Турецкой Республики были истребованы сведения, без которых принять объективное процессуальное решение невозможно». Задержки объяснялись также необходимостью проведения экспертных исследований по оценке груза и установления его реальной стоимости.

В течение двух лет дело передавалось от следователя к следователю, а груз находился на складе временного хранения. Но однажды одному из сотрудников Universal Service-KZ позвонил неизвестный и предложил выкупить обувь по 30 долларов за пару (реальная стоимость обуви после растаможки и доставки в Казахстан составляет как раз от 30 долларов и больше, в зависимости от модели). В июле 2015 года представители компании обратились к прокурору Алматы с заявлением о проволочках в расследовании уголовного дела и о том, что задержанный товар тем временем почему-то предлагают для реализации на алматинских рынках.

Только через месяц после этого заявления на место хранения товара в СВХ «HTL Кеден Сервис» выехали следователь, который на тот момент вел дело, представитель прокуратуры и директор Universal Service-KZ Айман Нургалиева. Оказалось, что основная часть партии обуви стоимостью 470,5 тыс. долларов, за которую уже были уплачены таможенные сборы в сумме 24,6 млн тенге, отсутствует. О том, что товар тут все же хранился, свидетельствовали 13 бирок со следами срыва. Тем не менее акта сверки с указанием, какой товар и на какую сумму похищен, а какой все еще имеется в наличии, составлено не было. Оставшийся товар не был опечатан и не был передан кому-либо на ответственное хранение.

Обоснованно беспокоясь за сохранность оставшегося на СВХ товара (180 ящиков обуви на сумму 50–60 тыс. долларов), Universal Service-KZ обратилось с ходатайством к очередному следователю по делу и прокурору Алматы о составлении акта сверки похищенного и оставшегося в наличии товара, а также передаче оставшегося товара на ответственное хранение компании — владельцу груза. Однако в следующий приезд на СВХ со следователем директор компании-импортера обнаружила, что и остававшийся на складе товар исчез неизвестно куда. Директор «HTL Кеден Сервис» г-н Асаубаев пояснил, что оставшийся товар был вывезен сотрудниками прокуратуры, которые ему сказали, что уголовное дело в отношении компании прекращено. Никаких документов о том, кому был выдан товар, он не предъявил.

Что имеется в сухом остатке? Стоимость похищенного товара — 470,5 тыс. долларов, таможенные платежи за него — 160 тыс. долларов, простой автомашин — 340 тыс. долларов (груз два года находился на СВХ, но, несмотря на это, фуры украинского перевозчика находились под арестом и их не выпускали), еще 22 тыс. долларов было отдано за хранение груза на СВХ. Итоговая сумма ущерба компании Universal Service-KZ — 1 млн долларов.

Ущерб в особо крупном размере

Законность задержания товара, прошедшего таможенную очистку, отсутствие доступа к материалам дела, ошибочные номера таможенных деклараций в постановлении о возбуждении уголовного дела… У Universal Service-KZ, участника внешнеэкономической деятельности, накопилось много вопросов к надзорным и контролирующим органам. Факт растраты имущества компании зарегистрирован в единый реестр досудебных расследований, а 18 ноября 2015‑го, то есть через два с лишним года после того, как импортер начал борьбу за свои права, начато досудебное расследование в форме предварительного следствия в отношении сотрудников департамента госдоходов Алматы и прокуратуры Алматы по факту халатности при расследовании уголовного дела.

«Без ведома надзорного органа c СВХ, где ведется постоянное видеонаблюдение, четыре фуры с товаром не вывезти, — отмечает г-жа Нургалиева. — Формулировка о том, что “хищение было совершено неустановленными лицами” вызывает недоумение, ведь задерживали груз и отвечали за его сохранность на СВХ определенные люди. Уголовное дело было возбуждено заведомо незаконно. И именно поэтому оно затянулось настолько, что все предельные сроки по нему вышли. А товар был изъят еще до возбуждения уголовного дела с целью его последующего присвоения по сговору с руководством частной коммерческой структуры СВХ HTL “Кеден Сервис”. Очень похоже на коррупционную схему: выбрал импортера с ликвидным товаром, задержал, арестованный товар продал».

История с ТОО «Universal Service-KZ» не единичная, по информации от участников рынка, есть и другие пострадавшие компании. Однако на запрос «ЭК» о статистике по фактам растраты имущества на СВХ в комитет госдоходов Министерства финансов РК на момент сдачи материала в печать ответа не последовало.

Бизнес же нашел выход из положения: чтобы избежать произвола казахстанских надзорных и контролирующих органов, многие казахстанские компании предпочитают сейчас растамаживать грузы в Кыргызстане. Благо, ЕАЭС такую возможность сегодня дает.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?