Завершая строительный сезон

ТОО «Компания “Жол жөндеуші”», генеральный подрядчик строительства железнодорожных участков Жезказган — Саксаульская и Аркалык — Шубарколь, готовится к сдаче первого пускового комплекса новых линий

Завершая строительный сезон

О специфике строительного сезона уходящего года в интервью журналу «Эксперт Казахстан» рассказал заместитель генерального директора компании по новым проектам Хурам Мурадов.

— Хурам Яхшибаевич, строительство в этом году осуществлялось во взаимодействии с железнодорожными эксплуатационными службами, так как грузовое движение на новых участках уже было открыто. Благодаря этому за 11 месяцев удалось пропустить свыше четырех тысяч поездов, в том числе следующих транзитом в направлении Китай — Европа. Для вас же это обстоятельство повлекло за собой дополнительные сложности. Не повлияли ли они на выполнение запланированных на этот год объемов работ?

— На практике это, безусловно, редкий случай, когда по дороге, не введенной в постоянную эксплуатацию, осуществляется перевозка грузов по правилам временной эксплуатации. Чтобы обеспечить параллельно и безопасную транспортировку грузов, и строительство, были задействованы две службы организации движения — генподрядчика и эксплуатирующей компании. Мы создали совместную группу, разработали специальный технический регламент осуществления перевозочного процесса. Железнодорожники и строители в тесном взаимодействии решали свои задачи: пропуск грузовых составов и завершение строительства соответственно. Конечно, это существенно снижало темп наших работ. К примеру, для установки напольного оборудования на станциях нам требовались длительные технологические «окна», что было невозможно с точки зрения своевременного пропуска поездов. Поэтому нам приходилось укладываться в восьмичасовые перерывы в грузовом движении.

— Экономически это тоже был не самый выгодный вариант для вас…

— Да, но мы изначально приняли эти условия ввиду значения новых участков для выхода из Центрального Казахстана в портовый город Актау и в северном направлении. Сокращение расстояния с востока страны на запад составило более 1000 км, из центра на север — более 500 км. Несмотря на общий промышленный спад в регионе, грузопоток именно в этих направлениях не снижается, а, наоборот, растет. По Жезказган — Саксаульской линии, к примеру, сегодня пропускается четыре-пять поездов в сутки, и количество заявок от грузоотправителей только увеличивается — маршрут очень востребованный. Поэтому, думаю, тут претензий ни со стороны эксплуатирующей организации, ни с нашей быть не должно. Мы все работали как единая команда для достижения общей цели.

Что касается выполнения намеченных на этот год планов, то в целом ситуация соответствует нашим расчетам, связанным с ограниченным финансированием. Нам удалось завершить максимум работ при дефиците средств. В частности, по участку Аркалык — Шубарколь мы выполнили всю запланированную программу: отсыпан третий слой щебня, построены жилые дома, вокзал, инфраструктурные объекты, проложены системы водо-, тепло-, энергоснабжения. Мы готовы предъявить линию государственной комиссии и считаем, что выполненные работы должны получить хорошую оценку.

— На участке Жезказган — Саксаульская аналогичная ситуация?

— Здесь из-за вопросов финансирования часть работ, к примеру по возведению жилых домов, пришлось перенести во второй пусковой комплекс на следующий год. По всей трассе мы сдали в эксплуатацию 28 двухквартирных коттеджей, то есть 56 семей уже получили возможность заселиться в новые дома. В планах будущего года — построить 60 коттеджей, и эта работа будет обязательно нами выполнена даже при минимальном финансировании. Предусмотрено также строительство большой транспортной развязки в Жезказгане, нескольких производственных объектов и так далее.

Пока же строители готовятся к встрече рабочей комиссии во главе с вице-президентом АО «НК “Қазақстан темір жолы”», в состав которой входят представители различных государственных органов: областных управлений пассажирского транспорта и автомобильных дорог, архитектуры и градостроительства, экологии, ДЧС и многих других. Ее работе предшествовала большая подготовка по устранению замечаний и учету предложений предыдущих комиссий, поэтому мы надеемся на положительный результат. В конце декабря к приемке первого пускового комплекса новых железнодорожных участков приступит государственная комиссия. Пока же на объектах строительства остаются около 850 работников компаний-участников нашего консорциума.

— Эта цифра существенно меньше, чем в пиковый период строительных работ: все-таки реализация проекта близится к завершению. На решение каких бизнес-задач вы планируете перераспределять кадровые и технические ресурсы?

— За последние годы большие средства были направлены на строительство стратегически важных инфраструктурных объектов на железной дороге. Но при этом сократился объем капитального и среднего ремонта пути на некоторых участках. То есть этот показатель увеличивается. Я предполагаю, что в будущем высвободившиеся средства будут направляться на сокращение отставания этого показателя. Мы, в свою очередь, как компания, выполняющая большую долю работ по капремонту железнодорожного полотна, готовы взять на себя решение этой задачи.

Актуальным остается вопрос дальнейшей электрификации железной дороги Казахстана, замены устройств автоматики и телемеханики на более современные. Во всех этих направлениях мы готовы предложить свои услуги и, соответственно, со временем задействовать своих специалистов.

Из уже реализующихся проектов можно упомянуть строительство вторых путей на участке Алматы-1 — Шу. Сейчас заканчивается разработка основных проектных решений по реконструкции данной линии, а мы тем временем приступили к подготовительным земляным работам.

— Работаете ли вы над диверсификацией деятельности, выходя за рамки традиционного рынка строительства и ремонта железнодорожной инфраструктуры?

— В 2014 году мы открыли новое подразделение компании, которое сегодня успешно набирает опыт в строительстве автодорог. Пока это два проекта — трассы Алматы — Капшагай и Астана — Караганда, где ТОО «Компания “Жол жөндеуші”» работает на условиях подряда. Для усиления этого направления деятельности в Германии был закуплен современный бетоноукладочный комплекс Wirtgen SP 1600 +ТСМ 1800 с шириной укладки бетона 15,25 м. В целом подразделение сегодня полностью укомплектовано необходимой дорожно-строительной спецтехникой. Я уверен, в этом отношении у нас есть большой потенциал, и не исключаю участия компании в соответствующих тендерах в государствах-членах ЕАЭС. В данный момент мы активно проводим у себя требующиеся организационно-технические мероприятия. Общему рынку быть, и компания должна к этому готовиться. Уверен, при правильном подходе мы добьёмся успеха.

Читателям журнала «Эксперт Казахстан» и всем казахстанцам в преддверии Дня независимости и Нового года я также желаю успешной реализации намеченных планов, счастья и благополучия в каждой семье!

* Редактор журнала «Транс-Экспресс Қазақстан».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?