Бег в своем колесе

Автобренд как национальный проект - капиталоемкий и не всегда эффективный проект

Бег в своем колесе

Взгляните на топ-30 ведущих стран-автопроизводителей. Кто из них экспортирует автомобили вновь созданных национальных брендов на глобальный рынок? 

Таких стран две: Корея и Китай. Других примеров нет. Причем КНР к этой категории может быть отнесен с большим авансом – китайские производители уступают корейским коллегам в объемах экспорта десятикратно! Все другие молодые автопроизводители – от Мексики до Таиланда – поставляют на мировой рынок в товарных объемах лишь автомобили глобальных марок.

Примеров культивации национальных автобрендов немного. Если вывести за скобки Корею и Китай, все подобные проекты провалились на поле глобальной конкуренции, а большинство потерпело крах и на локальном рынке. 

В наши дни к своей драматической развязке подходит история создания национальных брендов в Малайзии. В 1983 году премьер этой страны учредил, а позже возглавил первую национальную автомобильную компанию. Так на базе моделей Mitsubishi возник «первый малайзийский автомобиль» Proton. Рынок страны в тот период был полностью закрыт для импорта, поэтому при поддержке государства Proton занял монопольное положение. 

Однако, качество собственных технологических решений было столь плачевным, что спустя восемь лет была учреждена вторая госкомпания. На этот раз совместно с Daihatsu. Ее силами был создан второй национальный автомобильный бренд – Perodua. 

В инжиниринг на базе моделей Mitsubishi и Daihatsu были инвестированы миллиарды. Но несмотря на три десятилетия усилий и герметичный рынок, «одомашнивание» двигателей и трансмиссии так и не состоялось – Proton использовал японские технологии. Причем с тех пор, как в 2004 году из проекта вышла Mitsubishi, Proton пребывает в поиске технологического партнера. Почти состоялась сделка с Volkswagen, но германский концерн оказался не готов выпускать модели Volkswagen под маркой Proton. А для малайзийских госуправленцев в автопроме эта деталь была принципиальной. Переговоры с Peugeot и General Motors также провалились. 

В 2012 году было подписано соглашение с Honda, но спасения оно не принесло: Proton снова в поисках нового партнера, а малайзийское правительство уже вслух допускает возможность похорон национального бренда. Либерализация импортных тарифов год за годом размывает позиции «национального бренда», что касается внешних рынков, то в прошлом году на экспорт ушло 6 тыс. «протонов».

Для строителей «национальных автобрендов» в этом сюжете масса поучительных моментов. Прежде всего фатальная переоценка собственного управленческого и инженерного потенциала. 

Но подчеркнем другой аспект: локальный малайзийский производитель проигрывает в ценовой конкуренции глобальным брендам по вполне объективной причине: узкий рынок сбыта. Малайзийский рынок достиг своего потолка в 700 тыс. автомобилей и больше 2-процентного годового прироста не дает. Напомним, что рынок Казахстана в своем пике переваливал за 160 тыс. И в отличие от Малайзии в РК импорт не квотируется, а пошлины значительно ниже малайзийского 135-процентного тарифа.

Даже заняв полностью 700-тысячный рынок невозможно снизить издержки до уровня GM или Toyota с их 10-миллионными объемами. Именно по этой причине в конце 1990-х мировой автопром вошел в фазу глобализации: легендарные бренды, доминирующие на мировом рынке, вступают в альянсы с тем, чтобы сохранить либо усилить конкурентоспособность. Будь-то Renault-Nissan или Peugeot-Citroen-Mitsubishi.

Преуспели в этом процессе интернационализации автопрома вовсе не «патриоты», а страны, которые включились в глобальные производственные цепочки. Скажем, в Мексике и Бразилии выпускается более 3 млн автомобилей, от Fiat до Honda, и отсутствие собственного бренда не вызывает комплекса неполноценности у местных производителей. 

Адекватная оценка собственных возможностей свойственна и развитым странам. Скажем, в Канаде производится 2,4 млн автомобилей. Это страна с мощной инженерной культурой. Но вы вряд ли сможете припомнить имя какого-либо канадского автомобильного бренда. В рейтинге лидеров автопрома Канады вы обнаружите знакомые американские, европейские, японские и корейские марки.

Пожалуйста, см. комментарий г-на Алферова “ЭК” о создании казахстанского национального автобренда в очередном номере журнала



 

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности