«КазТрансГаз» соединил Юг и Запад

В Казахстане успешно завершено строительство магистрального газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент». Это событие уже называют историческим, поскольку это крупнейший международный проект в сфере энергетического регионального партнерства стран Центральной Азии, реализованный за последние годы, и один из ведущих инфраструктурных проектов республики

«КазТрансГаз» соединил Юг и Запад

Для Казахстана ввод в эксплуатацию магистрального газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент» имеет огромное стратегическое значение, поскольку страна получает полную независимость от поставок импортного газа. Кроме этого, теперь открывается возможность обеспечить голубым топливом все регионы страны.

Строительство участка «Бейнеу — ­Бозой» в Мангистауской области полностью реализовал национальный оператор «КазТрансГаз», в чье управление входит вся пролегающая по стране трансконтинентальная газопроводная сеть Казахстан — Китай.

Как отметил генеральный директор АО «КазТрансГаз» Кайрат Шарипбаев, ввод в эксплуатацию магистрального газопровода в корне меняет всю газотранспортную сферу страны.

«Мы завершили грандиозный стратегический проект, который призван обеспечить энергетическую независимость и безопасность Казахстана. Национальный оператор “КазТрансГаз” соединил запад республики с южными регионами. Это позволило диверсифицировать транспортировку газа по территории республики в любом направлении и полностью исключить зависимость от импортного газа. Таким образом “КазТрансГаз” продолжил реализацию поставленных Главой государства задач по увеличению транзитного потенциала и транспортировке энергоресурсов», — отметил Кайрат Шарипбаев.

Благодаря магистральному газопроводу уже дополнительно идет газификация 577 населенных пунктов в южных областях, где проживает практически половина населения Казахстана. Речь идет о Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях. Сегодня на юге республики природным газом обеспечено 240 населенных пунктов, что составляет лишь 30% от потребности. При этом постоянно возникали сложности с бесперебойным обеспечением потребителей голубым топливом из-за его дефицита, газ казахстанская сторона вынуждена была закупать в Узбекистане и Туркменистане, причем по самым высоким рыночным ставкам.

Как отметил первый заместитель акима Мангистауской области Суиндык Алдашев, этот проект даст дополнительный импульс экономическому развитию региона, будет способствовать открытию новых предприятий и производств, а это в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Шелковый путь

Строить магистральный газопровод национальный оператор начал в декабре 2010 года. Тогда на паритетных началах «КазТрансГаз» и китайская «Trans-Asia Gas Pipeline Company Limited» создали ТОО «Газопровод “Бейнеу — Шымкент”». Буквально через три года была построена и сдана в эксплуатацию первая очередь строительства — участок «Бозой — Шымкент» протяженностью 1143,2 км с пропускной способностью 6 миллиардов кубометров газа в год. Тогда в официальной церемонии ввода в эксплуатацию газопровода приняли участие главы государств — Казахстана и Китая. В ходе церемонии запуска магистральной линии Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что это строительство является одной из составляющих восстановления Великого Шелкового пути. Факел, символизирующий ввод в эксплуатацию магистральной линии, был зажжен в поселке Акбулак Сайрамского района. Именно здесь находится конечная точка магистрали «Бейнеу — Бозой — ­Шымкент», проходящей по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

Вторая очередь, участок «Бейнеу — ­Бозой» протяженностью 311 километров, уже начала функционировать. Проект по строительству газопровода входит в государственную программу индустриализации, поскольку благодаря ему стало возможным стабильное обеспечение юга республики отечественным природным газом с западных месторождений.

«Бейнеу — Бозой — Шымкент» соединил все существующие на сегодняшний день газопроводы Казахстана в единую газотранспортную систему. Это позволит диверсифицировать транспортировку газа по территории Казахстана в любом направлении и полностью исключить зависимость от импортного газа.

Стоит особо отметить, что газопровод введен в эксплуатацию на 5 месяцев раньше графика — к началу отопительного сезона. Изначально национальный оператор планировал сдать участок лишь в апреле 2016 года. Кроме этого, благодаря эффективному менеджменту и управлению АО «КазТрансГаз» в ходе строительства данного участка было сэкономлено порядка 150 млрд тенге от первоначально запланированной суммы. То есть в достаточно сложное время экономической нестабильности «КазТрансГаз» сэкономил для государства 500 миллионов долларов. Именно такой бережливый подход, в условиях турбулентности мировой экономики и ограниченности источников финансирования, позволит продолжить реализацию других, важных для страны инфраструктурных проектов.

Новый газопровод сыграет серьезную роль в улучшении торговых отношений и энергетического сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Он позволит увеличить транзитный потенциал страны и транспортировку энергоресурсов на экспорт. В скором будущем казахстанский газ отправится на экспорт в Поднебесную. «Газопровод имеет огромное значение не только для Казахстана, но и для Китая, это очень важный совместный проект для двух государств. Сегодня мы заложили еще более крепкую основу для торговых отношений, а также для энергетического сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Хочу поблагодарить наших партнеров, компанию «КазТрансГаз», за отлично проделанную работу по строительству газопровода», — отметил заместитель генерального директора «TAPline» Мэн Фанчунь.

Экспортный канал

Магистральный газопровод «Бейнеу — Бозой — Шымкент» является одним из участков крупнейшего газопровода «Казахстан — Китай». Вторым его участком является газопровод по маршруту «Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай», предназначенный для транзита среднеазиатского газа в Китай. С учетом исторически сложившейся газотранспортной системы, экспорт казахстанского газа осуществляется только в направлении России. Дело в том, что после распада СССР на постсоветском пространстве у среднеазиатских республик оказались разрозненные газовые магистрали, причем все ориентированные на российском направлении. Поставки газа в Китай по газопроводу «Сарыбулак — Зимунай» в расчет брать не стоит ввиду мизерных объемов. «Учитывая отсутствие доступа в газотранспортную систему “Газпрома”, казахстанский газ отдается на границе. С завершением строительства магистрального газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент», с учетом компрессорных станций появится возможность экспорта казахстанского газа в направлении Китая», — говорит заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Алексей Волков.

В перспективе мощность газопровода планируется расширить до 15 млрд кубометров газа, в том числе в целях экспорта природного газа в Китай с казахстанских месторождений Урихтау и Жанажол. Кроме этого, к нему планируют подключить первый в Казахстане завод по производству сжиженного природного газа мощностью 100 млн кубометров в год.

Строительство и эксплуатация газопровода окажет мощный макроэкономический эффект для всего Казахстана, позволит привлечь дополнительные инвестиции в социальную сферу и производство. При этом экспорт природного газа в Китай обеспечит приток в страну дополнительных финансовых поступлений.

Газопровод «Бейнеу — Бозой — Шымкент» является крупнейшим трубопроводным проектом за всю историю независимого Казахстана и призван сыграть важную роль в повышении энергетической безопасности государства. Введение в эксплуатацию газопровода позволяет соединить в единую газотранспортную систему все магистральные газопроводы Республики Казахстан: «Союз», «Средняя Азия — Центр», «Бухара — Урал», «Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы», «Газли — Шымкент», «Казахстан — Китай».

Маршрут магистрального газопровода диаметром трубы 1067 мм проходит по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

Статьи по теме:
Общество

Большинство проиграло

В Гражданской войне участвовало не более 4% населения. Победа большевиков соответствовала интересам 25%, а остальные проиграли

Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках