«КазТрансГаз» соединил Юг и Запад

В Казахстане успешно завершено строительство магистрального газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент». Это событие уже называют историческим, поскольку это крупнейший международный проект в сфере энергетического регионального партнерства стран Центральной Азии, реализованный за последние годы, и один из ведущих инфраструктурных проектов республики

«КазТрансГаз» соединил Юг и Запад

Для Казахстана ввод в эксплуатацию магистрального газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент» имеет огромное стратегическое значение, поскольку страна получает полную независимость от поставок импортного газа. Кроме этого, теперь открывается возможность обеспечить голубым топливом все регионы страны.

Строительство участка «Бейнеу — ­Бозой» в Мангистауской области полностью реализовал национальный оператор «КазТрансГаз», в чье управление входит вся пролегающая по стране трансконтинентальная газопроводная сеть Казахстан — Китай.

Как отметил генеральный директор АО «КазТрансГаз» Кайрат Шарипбаев, ввод в эксплуатацию магистрального газопровода в корне меняет всю газотранспортную сферу страны.

«Мы завершили грандиозный стратегический проект, который призван обеспечить энергетическую независимость и безопасность Казахстана. Национальный оператор “КазТрансГаз” соединил запад республики с южными регионами. Это позволило диверсифицировать транспортировку газа по территории республики в любом направлении и полностью исключить зависимость от импортного газа. Таким образом “КазТрансГаз” продолжил реализацию поставленных Главой государства задач по увеличению транзитного потенциала и транспортировке энергоресурсов», — отметил Кайрат Шарипбаев.

Благодаря магистральному газопроводу уже дополнительно идет газификация 577 населенных пунктов в южных областях, где проживает практически половина населения Казахстана. Речь идет о Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областях. Сегодня на юге республики природным газом обеспечено 240 населенных пунктов, что составляет лишь 30% от потребности. При этом постоянно возникали сложности с бесперебойным обеспечением потребителей голубым топливом из-за его дефицита, газ казахстанская сторона вынуждена была закупать в Узбекистане и Туркменистане, причем по самым высоким рыночным ставкам.

Как отметил первый заместитель акима Мангистауской области Суиндык Алдашев, этот проект даст дополнительный импульс экономическому развитию региона, будет способствовать открытию новых предприятий и производств, а это в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Шелковый путь

Строить магистральный газопровод национальный оператор начал в декабре 2010 года. Тогда на паритетных началах «КазТрансГаз» и китайская «Trans-Asia Gas Pipeline Company Limited» создали ТОО «Газопровод “Бейнеу — Шымкент”». Буквально через три года была построена и сдана в эксплуатацию первая очередь строительства — участок «Бозой — Шымкент» протяженностью 1143,2 км с пропускной способностью 6 миллиардов кубометров газа в год. Тогда в официальной церемонии ввода в эксплуатацию газопровода приняли участие главы государств — Казахстана и Китая. В ходе церемонии запуска магистральной линии Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что это строительство является одной из составляющих восстановления Великого Шелкового пути. Факел, символизирующий ввод в эксплуатацию магистральной линии, был зажжен в поселке Акбулак Сайрамского района. Именно здесь находится конечная точка магистрали «Бейнеу — Бозой — ­Шымкент», проходящей по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

Вторая очередь, участок «Бейнеу — ­Бозой» протяженностью 311 километров, уже начала функционировать. Проект по строительству газопровода входит в государственную программу индустриализации, поскольку благодаря ему стало возможным стабильное обеспечение юга республики отечественным природным газом с западных месторождений.

«Бейнеу — Бозой — Шымкент» соединил все существующие на сегодняшний день газопроводы Казахстана в единую газотранспортную систему. Это позволит диверсифицировать транспортировку газа по территории Казахстана в любом направлении и полностью исключить зависимость от импортного газа.

Стоит особо отметить, что газопровод введен в эксплуатацию на 5 месяцев раньше графика — к началу отопительного сезона. Изначально национальный оператор планировал сдать участок лишь в апреле 2016 года. Кроме этого, благодаря эффективному менеджменту и управлению АО «КазТрансГаз» в ходе строительства данного участка было сэкономлено порядка 150 млрд тенге от первоначально запланированной суммы. То есть в достаточно сложное время экономической нестабильности «КазТрансГаз» сэкономил для государства 500 миллионов долларов. Именно такой бережливый подход, в условиях турбулентности мировой экономики и ограниченности источников финансирования, позволит продолжить реализацию других, важных для страны инфраструктурных проектов.

Новый газопровод сыграет серьезную роль в улучшении торговых отношений и энергетического сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Он позволит увеличить транзитный потенциал страны и транспортировку энергоресурсов на экспорт. В скором будущем казахстанский газ отправится на экспорт в Поднебесную. «Газопровод имеет огромное значение не только для Казахстана, но и для Китая, это очень важный совместный проект для двух государств. Сегодня мы заложили еще более крепкую основу для торговых отношений, а также для энергетического сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Хочу поблагодарить наших партнеров, компанию «КазТрансГаз», за отлично проделанную работу по строительству газопровода», — отметил заместитель генерального директора «TAPline» Мэн Фанчунь.

Экспортный канал

Магистральный газопровод «Бейнеу — Бозой — Шымкент» является одним из участков крупнейшего газопровода «Казахстан — Китай». Вторым его участком является газопровод по маршруту «Туркменистан — Узбекистан — Казахстан — Китай», предназначенный для транзита среднеазиатского газа в Китай. С учетом исторически сложившейся газотранспортной системы, экспорт казахстанского газа осуществляется только в направлении России. Дело в том, что после распада СССР на постсоветском пространстве у среднеазиатских республик оказались разрозненные газовые магистрали, причем все ориентированные на российском направлении. Поставки газа в Китай по газопроводу «Сарыбулак — Зимунай» в расчет брать не стоит ввиду мизерных объемов. «Учитывая отсутствие доступа в газотранспортную систему “Газпрома”, казахстанский газ отдается на границе. С завершением строительства магистрального газопровода «Бейнеу — Бозой — Шымкент», с учетом компрессорных станций появится возможность экспорта казахстанского газа в направлении Китая», — говорит заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Алексей Волков.

В перспективе мощность газопровода планируется расширить до 15 млрд кубометров газа, в том числе в целях экспорта природного газа в Китай с казахстанских месторождений Урихтау и Жанажол. Кроме этого, к нему планируют подключить первый в Казахстане завод по производству сжиженного природного газа мощностью 100 млн кубометров в год.

Строительство и эксплуатация газопровода окажет мощный макроэкономический эффект для всего Казахстана, позволит привлечь дополнительные инвестиции в социальную сферу и производство. При этом экспорт природного газа в Китай обеспечит приток в страну дополнительных финансовых поступлений.

Газопровод «Бейнеу — Бозой — Шымкент» является крупнейшим трубопроводным проектом за всю историю независимого Казахстана и призван сыграть важную роль в повышении энергетической безопасности государства. Введение в эксплуатацию газопровода позволяет соединить в единую газотранспортную систему все магистральные газопроводы Республики Казахстан: «Союз», «Средняя Азия — Центр», «Бухара — Урал», «Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы», «Газли — Шымкент», «Казахстан — Китай».

Маршрут магистрального газопровода диаметром трубы 1067 мм проходит по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики