Кофеек с крендельком

Павлодарская компания «Крендель», известная своими кондитерскими изделиями по всей стране, выводит на казахстанский рынок франшизу кофеен-кондитерских

Кофеек с крендельком

«Это можно попробовать только в “Кренделе”», — угощает гостей выставки KazFranch 2015 Сергей Сенчушкин, руководитель проекта франшизы павлодарского ТОО «Крендель». В компании Сергей уже 12 лет, в его активе — работа кондитером, баристой и технологом. Со знанием дела он рассказывает, успевая паралелльно раздавать интересующимся свои визитки: «Как и везде в кондитерских, у нас очень много классики, но и достаточно собственной, запатентованной продукции». И снова повторяет: «Это можно попробовать только в “Кренделе”».

Компания из Павлодара производит кондитерскую и кулинарную продукцию, владеет сетью кофеен и теперь предлагает казахстанскому рынку франшизу на кофейню «Крендель». Хорошим кофе и вкусным печеньем обещают обеспечить. Кофе научились обжаривать не так давно, а вот опыт кондитерского производства у «Кренделя» солидный — два десятка лет.

Исторический пряник

Начало истории «Кренделя» приходится на 1990‑е. Директор и совладелица компании Зинаида Пархоменко не раз рассказывала в своих интервью, как в то время, чтобы выжить, пошла торговать на рынок, возила пряники и печенье из Новосибирска. А затем на пару с компаньоном решила заняться производством, договорившись об аренде в столовой небольшого помещения с печью.

Первую партию пряников отнесли на местный рынок. Народу понравилось, продавец заказал еще. Так и работали вдвоем год — пекли пряники, отдавали на продажу. Спрос рос, за пряниками Пархоменко стали приезжать из других городов, в компании появились первые наемные работники. Предприятие по производству пряников продолжало развиваться, так что, подкопив денег, совладельцы компании выкупили здание бывшей прачечной в Павлодаре и полностью его реконструировали. У фирмы появился кондитерский цех, и сразу после этого силы были брошены на строительство фирменного магазина. «Крендель» набирал популярность. Название компании, кстати, придумала за вечерним чаем дочь Зинаиды Пархоменко.

Дополнительные точки продаж организовали через автомагазины в «проходных» точках Павлодара, кроме того, с компанией начали сотрудничать оптовики, занимающиеся поставкой продукции «Кренделя» как в другие павлодарские магазины, так и в другие города. А в 2005 году «Крендель» открыл первую кофейню.

Сейчас в кондитерской фирме работают около шестисот человек, компания включает в себя не только кондитерский и кулинарный цеха, но и магазины, паб, ресторан, а также сеть кофеен и детский кафетерий. Пару лет назад в Павлодаре открылась большая кондитерская «Крендель» — это уникальный магазин, аналогов которому, говорит Сергей Сенчушкин, в Казахстане нет. Здесь представлена вся продукция фирмы — от тортов и пирожных до пирогов, печенья и конфет.

В «Кренделе» есть целый цех, который занимается только разработкой собственных видов продукции — как раз эта продукция компании патентуется. Ежемесячно изобретения кондитеров принимает дегустационная комиссия, и потом уже новинку пробуют потребители. В зависимости от их реакции новый продукт идет или не идет в массовое производство.

Кондитерская, как и кофейни «Крендель», давно уже стали достопримечательностью Павлодара, сюда обязательно приводят гостей города — угостить и произвести впечатление.

Все свое

Зинаида Пархоменко во время роста спроса на продукцию «Кренделя» открывала несколько цехов в других городах не только Казахстана, но и России — например, в Новосибирске. Жила по месяцу в новом городе, набирала людей, запускала производство. Какие-то из этих цехов закрылись, какие-то работают до сих пор, но как самостоятельные предприятия, уже не имеющие отношения к «Кренделю». За пределами Павлодара «Крендель» представлен филиалом кофейни в Астане и той продукцией, которую оптовики развозят по казахстанским городам. Фирменных магазинов у компании на территории РК, кроме как в Павлодаре, нет.

Однако логика развития компании требовала географического расширения, и, поскольку бренд на слуху, здесь решили пойти по пути франшизы. Пока не на все направления деятельности, а именно на кофейни-кондитерские. О франшизе в «Кренделе» думали несколько лет, и первые желающие стать франчийзи появились еще на этапе решения, какую модель выбрать для франшизы.

«Мы, скажем так, объединили кофейню и кондитерскую. Что это значит? Продавая свою франшизу, мы в первую очередь продаем HoReCa — это общепит, это кофейня. Но в нашей кофейне будет прилавок, где предлагаются кондитерские изделия. Соответственно, мы будем обучать персонал кофейни так, чтобы он мог производить небольшую часть продукции, а большую часть мы будем поставлять», — объясняет менеджер по франшизе. За объемы производства «Кренделя», которые под несколько новых кофеен-кондитерских придется увеличивать, Сергей Сенчушкин просит не беспокоиться — возможности для расширения есть, главное, чтобы спрос был.

Поскольку «Крендель» выбрал для франшизы формат кофеен-кондитерских, здесь решили, что должны обеспечить франчайзи качественным кофе. От услуг компании, которая поставляла кофе в «Крендель» раньше, было решено отказаться. И использовать во всех кофейнях-кондитерских под брендом «Кренделя» кофе своей обжарки. «Мы около года обучались, знакомились с компаниями, плантациями, где можем покупать зеленое зерно и привозить его в Казахстан. На сегодняшний день обжариваем кофе сами, но не слишком афишируем — потому что идем к максимальному качеству, — рассказывает Сенчушкин, предлагая попробовать кофе. — Это лучшее, что мы на сегодняшний день пробовали — в плане нашей обжарки. Кофейни в Павлодаре уже около трех месяцев работают на свежеобжаренном кофе. Людям нравится, они замечают — что-то поменялось. Бариста сейчас просвещают клиентов: где покупаем зерна, на каких плантациях и как этот кофе выращивают».

Выдержать марку

Казахстанскому рынку «Крендель» предлагает франшизу на четыре формата кофеен. Флагманский вариант — это кофейня-кондитерская с большим бутиком кондитерских изделий (площадь от 250 кв. м, от 100 посадочных мест). Остальные три скромнее, кофейня на базе торгово-развлекательного центра (площадь — 40–150 кв. м, 20–100 посадочных мест — 20–100 человек), эспрессо-бар (площадь — 12–15 кв. м) и кофейня in-line на центральных улицах (площадь от 150 кв. м, 50–60 посадочных мест).

Оценочный объем инвестиций в кофейню-кондитерскую «Крендель», в завистимости от формата — от 6,6 млн до 69 млн тенге. «Желающие приобрести франшизу есть, всех мы не сможем охватить чисто физически», — сетует Сенчушкин, добавляя, что в течение года «Крендель» планирует открыть две-три новых кофейни — это будут первые проекты в рамках франшизы. Одна франшиза уже продана, и идет этап переговоров с потенциальными франчайзи из Семипалатинска и Тараза. Активный интерес к кофейням-кондитерским «Крендель» проявляют предприниматели Астаны и Алматы. В южной столице пять человек выразили желание открыть общепит по франшизе, и франчайзеру предстоит выбрать только двух из них.

Среди требований к франчайзи — не вести в кофейне-кондитерской другой бизнес, не вносить изменений в рецептуру, согласовывать место размещения кофейни-кондитерской с головной компанией, обучать сотрудников новой кофейни-кондитерской, предоставлять полную финансовую отчетность, а также требование о том, что от подписания договора франшизы до открытия кофейни-кондитерской должно пройти не более 10 месяцев.

Не все потенциальные франчайзи готовы выполнять условия «Кренделя», тогда в компании от дальнейших переговоров отказываются. Хотя, подчеркивает Сергей Сенчушкин, «на сегодняшний день мы подходим к выбору франчайзи максимально лояльно — насколько можем себе позволить». Но такой индивдуальный подход будет только на первых порах, потом условия станут более жесткими, предупреждает он.

Среди тех, кто высказал заинтересованность франшизой «Кренделя» — российские бизнесмены из Новосибирска и Омска, где бренд давно известен. Вариант продажи франшизы в Россию в павлодарской компании тоже рассматривают, но именно франшиза для казахстанцев пока в приоритете. Отвечая на вопрос «почему?», Сергей Сенчушкин объясняет: «Мы себя позиционируем как казахстанский бренд и хотим за границу выходить как казахстанский бренд, а для этого первую франшизу нужно открыть именно в Казахстане».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?