Кофеек с крендельком

Павлодарская компания «Крендель», известная своими кондитерскими изделиями по всей стране, выводит на казахстанский рынок франшизу кофеен-кондитерских

Кофеек с крендельком

«Это можно попробовать только в “Кренделе”», — угощает гостей выставки KazFranch 2015 Сергей Сенчушкин, руководитель проекта франшизы павлодарского ТОО «Крендель». В компании Сергей уже 12 лет, в его активе — работа кондитером, баристой и технологом. Со знанием дела он рассказывает, успевая паралелльно раздавать интересующимся свои визитки: «Как и везде в кондитерских, у нас очень много классики, но и достаточно собственной, запатентованной продукции». И снова повторяет: «Это можно попробовать только в “Кренделе”».

Компания из Павлодара производит кондитерскую и кулинарную продукцию, владеет сетью кофеен и теперь предлагает казахстанскому рынку франшизу на кофейню «Крендель». Хорошим кофе и вкусным печеньем обещают обеспечить. Кофе научились обжаривать не так давно, а вот опыт кондитерского производства у «Кренделя» солидный — два десятка лет.

Исторический пряник

Начало истории «Кренделя» приходится на 1990‑е. Директор и совладелица компании Зинаида Пархоменко не раз рассказывала в своих интервью, как в то время, чтобы выжить, пошла торговать на рынок, возила пряники и печенье из Новосибирска. А затем на пару с компаньоном решила заняться производством, договорившись об аренде в столовой небольшого помещения с печью.

Первую партию пряников отнесли на местный рынок. Народу понравилось, продавец заказал еще. Так и работали вдвоем год — пекли пряники, отдавали на продажу. Спрос рос, за пряниками Пархоменко стали приезжать из других городов, в компании появились первые наемные работники. Предприятие по производству пряников продолжало развиваться, так что, подкопив денег, совладельцы компании выкупили здание бывшей прачечной в Павлодаре и полностью его реконструировали. У фирмы появился кондитерский цех, и сразу после этого силы были брошены на строительство фирменного магазина. «Крендель» набирал популярность. Название компании, кстати, придумала за вечерним чаем дочь Зинаиды Пархоменко.

Дополнительные точки продаж организовали через автомагазины в «проходных» точках Павлодара, кроме того, с компанией начали сотрудничать оптовики, занимающиеся поставкой продукции «Кренделя» как в другие павлодарские магазины, так и в другие города. А в 2005 году «Крендель» открыл первую кофейню.

Сейчас в кондитерской фирме работают около шестисот человек, компания включает в себя не только кондитерский и кулинарный цеха, но и магазины, паб, ресторан, а также сеть кофеен и детский кафетерий. Пару лет назад в Павлодаре открылась большая кондитерская «Крендель» — это уникальный магазин, аналогов которому, говорит Сергей Сенчушкин, в Казахстане нет. Здесь представлена вся продукция фирмы — от тортов и пирожных до пирогов, печенья и конфет.

В «Кренделе» есть целый цех, который занимается только разработкой собственных видов продукции — как раз эта продукция компании патентуется. Ежемесячно изобретения кондитеров принимает дегустационная комиссия, и потом уже новинку пробуют потребители. В зависимости от их реакции новый продукт идет или не идет в массовое производство.

Кондитерская, как и кофейни «Крендель», давно уже стали достопримечательностью Павлодара, сюда обязательно приводят гостей города — угостить и произвести впечатление.

Все свое

Зинаида Пархоменко во время роста спроса на продукцию «Кренделя» открывала несколько цехов в других городах не только Казахстана, но и России — например, в Новосибирске. Жила по месяцу в новом городе, набирала людей, запускала производство. Какие-то из этих цехов закрылись, какие-то работают до сих пор, но как самостоятельные предприятия, уже не имеющие отношения к «Кренделю». За пределами Павлодара «Крендель» представлен филиалом кофейни в Астане и той продукцией, которую оптовики развозят по казахстанским городам. Фирменных магазинов у компании на территории РК, кроме как в Павлодаре, нет.

Однако логика развития компании требовала географического расширения, и, поскольку бренд на слуху, здесь решили пойти по пути франшизы. Пока не на все направления деятельности, а именно на кофейни-кондитерские. О франшизе в «Кренделе» думали несколько лет, и первые желающие стать франчийзи появились еще на этапе решения, какую модель выбрать для франшизы.

«Мы, скажем так, объединили кофейню и кондитерскую. Что это значит? Продавая свою франшизу, мы в первую очередь продаем HoReCa — это общепит, это кофейня. Но в нашей кофейне будет прилавок, где предлагаются кондитерские изделия. Соответственно, мы будем обучать персонал кофейни так, чтобы он мог производить небольшую часть продукции, а большую часть мы будем поставлять», — объясняет менеджер по франшизе. За объемы производства «Кренделя», которые под несколько новых кофеен-кондитерских придется увеличивать, Сергей Сенчушкин просит не беспокоиться — возможности для расширения есть, главное, чтобы спрос был.

Поскольку «Крендель» выбрал для франшизы формат кофеен-кондитерских, здесь решили, что должны обеспечить франчайзи качественным кофе. От услуг компании, которая поставляла кофе в «Крендель» раньше, было решено отказаться. И использовать во всех кофейнях-кондитерских под брендом «Кренделя» кофе своей обжарки. «Мы около года обучались, знакомились с компаниями, плантациями, где можем покупать зеленое зерно и привозить его в Казахстан. На сегодняшний день обжариваем кофе сами, но не слишком афишируем — потому что идем к максимальному качеству, — рассказывает Сенчушкин, предлагая попробовать кофе. — Это лучшее, что мы на сегодняшний день пробовали — в плане нашей обжарки. Кофейни в Павлодаре уже около трех месяцев работают на свежеобжаренном кофе. Людям нравится, они замечают — что-то поменялось. Бариста сейчас просвещают клиентов: где покупаем зерна, на каких плантациях и как этот кофе выращивают».

Выдержать марку

Казахстанскому рынку «Крендель» предлагает франшизу на четыре формата кофеен. Флагманский вариант — это кофейня-кондитерская с большим бутиком кондитерских изделий (площадь от 250 кв. м, от 100 посадочных мест). Остальные три скромнее, кофейня на базе торгово-развлекательного центра (площадь — 40–150 кв. м, 20–100 посадочных мест — 20–100 человек), эспрессо-бар (площадь — 12–15 кв. м) и кофейня in-line на центральных улицах (площадь от 150 кв. м, 50–60 посадочных мест).

Оценочный объем инвестиций в кофейню-кондитерскую «Крендель», в завистимости от формата — от 6,6 млн до 69 млн тенге. «Желающие приобрести франшизу есть, всех мы не сможем охватить чисто физически», — сетует Сенчушкин, добавляя, что в течение года «Крендель» планирует открыть две-три новых кофейни — это будут первые проекты в рамках франшизы. Одна франшиза уже продана, и идет этап переговоров с потенциальными франчайзи из Семипалатинска и Тараза. Активный интерес к кофейням-кондитерским «Крендель» проявляют предприниматели Астаны и Алматы. В южной столице пять человек выразили желание открыть общепит по франшизе, и франчайзеру предстоит выбрать только двух из них.

Среди требований к франчайзи — не вести в кофейне-кондитерской другой бизнес, не вносить изменений в рецептуру, согласовывать место размещения кофейни-кондитерской с головной компанией, обучать сотрудников новой кофейни-кондитерской, предоставлять полную финансовую отчетность, а также требование о том, что от подписания договора франшизы до открытия кофейни-кондитерской должно пройти не более 10 месяцев.

Не все потенциальные франчайзи готовы выполнять условия «Кренделя», тогда в компании от дальнейших переговоров отказываются. Хотя, подчеркивает Сергей Сенчушкин, «на сегодняшний день мы подходим к выбору франчайзи максимально лояльно — насколько можем себе позволить». Но такой индивдуальный подход будет только на первых порах, потом условия станут более жесткими, предупреждает он.

Среди тех, кто высказал заинтересованность франшизой «Кренделя» — российские бизнесмены из Новосибирска и Омска, где бренд давно известен. Вариант продажи франшизы в Россию в павлодарской компании тоже рассматривают, но именно франшиза для казахстанцев пока в приоритете. Отвечая на вопрос «почему?», Сергей Сенчушкин объясняет: «Мы себя позиционируем как казахстанский бренд и хотим за границу выходить как казахстанский бренд, а для этого первую франшизу нужно открыть именно в Казахстане».

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Старая добрая индустриализация

Концепция индустриально-инновационного развития, которая закладывает фундамент следующей, третьей по счету, индустриальной стратегии, подготовлена основательно, что радует. Плохо то, что финансирование индустриализации остается недостаточным

Тема недели

Уйдем от доллара, подсядем на рубль?

Использование национальных валют в качестве расчетной единицы при проведении экспортно-импортных операций — идея не только популярная, но и популистская

Казахстанский бизнес

Человеческий ресурс цифровой повестки

Скрытые резервы операционной эффективности — в проактивных сотрудниках

Повестка дня

Коротко

Повестка дня