Семейный портрет с традициями

Для молодых казахстанцев семейные традиции ассоциируются с праздниками. Старшее поколение связывает их с укреплением социальных связей, воспитанием детей и уважением к старшим

Семейный портрет с традициями

Официально уходящий год был объявлен годом Ассамблеи народа Казахстана (АНК). Автор этой инициативы президент РК Нурсултан Назарбаев в ходе XXII сессии ассамблеи предложил организовать акцию «Большая страна — большая семья».

АНК — уникальная социально-политическая институция, учрежденная в годы обретения независимости. Ее задача — создать условия для сохранения культурной самобытности этнических групп Казахстана и обеспечить их интеграцию в единую нацию — казахстанцы.

И раз уж в АНК речь заходит о семье, то логично попытаться понять: какая она, казахстанская семья, в контексте национального и традиционного?

Статистическая информация позволяет нам судить о крайне ограниченном срезе по проблеме. Исследований на семейно-этническую тематику в стране проводится, к сожалению, крайне мало. Исследования, как правило, касаются в основном демографических сторон (количество полных и неполных семей, количество детей в семьях, достаток семей и т. п. в региональном разрезе). От случая к случаю проводится анализ ценностных установок, связанных с семьей.

Только недавно создан «Институт семьи», который должен комплексно, с самых разных сторон «атаковать» современную казахстанскую семью, получив всестороннюю информацию о ее текущем положении и перспективах.

Пока остаются без ответа многие вопросы. Что для современной казахстанской семьи традиции? Как воспринимаются национальные традиции в современных казахстанских семьях? Насколько серьезен национальный фактор в семейных взаимоотношениях?

Попытку ответить на них предприняли в Алматинском филиале Санкт-Петербургского университета профсоюзов (АФ СПбГУП), проведя небольшое социологическое исследование среди студентов и преподавателей вуза. Это передний край, как некогда было принято говорить, прогрессивной части общества. Хотя было опрошено всего 92 человека, результаты работы дают хорошую пищу для размышлений, а также открывают направления для перспективных изысканий.

За одним столом

Анкетный опрос, проведенный в университете, показал, что большинство студентов в возрасте от 17 до 20 лет (с одной стороны, в это время уже задумываются о выборе партнера и создании семьи, с другой — это еще дети в семьях, опекаемые родителями) считают необходимым поддерживать национальные семейные традиции (80%). На вопрос, какие национальные семейные традиции вы знаете, большинство перечислило светские и религиозные праздники — чаще всего упоминались Новый год, Наурыз, Пасха, Курбан-айт, Рождество (80%). Надо заметить, что в одном ряду с праздниками нередко (20%) называют той (большое застолье), узату (проводы невесты), а также свадьбы (40%) и похороны (10%). Помимо этого к национальным семейным традициям причисляют религиозные обычаи, воспринимаемые современной молодежью в большей степени как кулинарные — выпечка куличей и блинов, раскрашивание яиц, обычай «резать барана».

Стоит отметить почти полное единодушие (за исключением 5%) в том, что национальные традиции играют важную роль в создании и укреплении семьи. Их соблюдение в большинстве случаев в понимании опрошенных сводится к празднованию уже перечисленных праздников.

Случается, что под семейными национальными традициями подразумевают религиозные, а порой и языческие обряды — «крещение», «присесть на дорожку», «сжигание чучела», «ныряние в прорубь» (12%). Нередко (30%) респонденты вообще затрудняются их назвать, из них 20% подчеркнули, что традиции они знают и в их семьях они соблюдаются, 10% — прямо признались, что с традициями не знакомы.

Студенты оправдываются нехваткой времени и места для перечисления: «традиций слишком много», «времени слишком мало», «одного листа не хватит». Таким образом, представление о семейных национальных традициях в студенческой среде носит скорее декларативный характер. Есть понимание, что семейные национальные традиции нужны, так как они сплачивают и заставляют вспомнить о корнях. Но в чем они заключаются (помимо празднования праздников), опрашиваемые ответить затрудняются.

Полиэтничность казахстанского общества также серьезно влияет на семейные традиции.

«Казахстан отличается от других республик тем, что его полиэтнический состав дает своеобразный коктейль традиций, и прежде всего в семье, — говорит Скандарбек Шалтакбаев, заведующий кафедрой юриспруденции АФ СПбГУП. — Для малых народностей жесткое следование традициям является одним из условий для выживания в чужом для них окружении. Для больших наций это не столь актуально, поэтому они идут на смешанные браки, они гибки в следовании тем или иным традициям. Традиции работают на сохранение семьи — рождаются дети и их надо воспитывать. Семья не может существовать без традиций. При этом каждая семья — мини-государство и сама устанавливает свои традиции».

Этническая составляющая, подчеркивает ученый, возникает тогда, когда человек говорит: «Я и другие. Мы и другие». «Мы» сохраняется до тех пор, пока человек идентифицирует себя с каким-то этносом, национальностью, социальной группой. Современная жизнь вносит свои коррективы и главное в них — отсутствие антагонизма. «Мы и другие» не должно переходить в оценку «мы лучше, а они хуже», полагает он.

Императив долженствования

Большинство (80%) рассматривает свою семью как современную, но придерживающуюся национальных традиций, поясняя, что в их семьях соблюдаются только некоторые традиции или что они не соблюдают религиозные обряды. 20% ставят на первое место в определении своей семьи эпитет «традиционная», поясняя, что семья не против новаций или что она приспосабливается к современной жизни. Имеет место и такое объяснение (1%), что все семьи так или иначе соблюдают традиции, а поэтому все семьи — традиционные.

Что касается вопроса модернизации семейных национальных традиций, то 71% студентов считают, что традиции меняться могут. Пояснения: традиции зависят от семьи, ситуации, они меняются потому, что «меняется все». Как правило, в этом случае изменение традиций рассматривается как признак развития, прогресса. Из них 9% уточняют, что не все семейные традиции могут меняться. К неменяющимся относят, например, обряды крещения и погребения. 29% опрошенных уверены, что семейные традиции не меняются или что они должны оставаться неизменными. Здесь следует обратить внимание на императив долженствования, поскольку есть и те, кто с сожалением констатируют, что время безжалостно, а традиции уходят в небытие.

«Общество является саморегулирующейся системой и воспроизводство традиции основано на межличностном общении. В современном мире СМИ берут на себя очень многие функции, в том числе влияют и на развитие традиций. Тем самым привносятся чуждые элементы в семейные традиции, — выражает мнение г-н Шалтакбаев. — Семья — продолжатель национальных традиций. Отдельные традиции нельзя вырывать из контекста той или иной семьи, культуры того или иного народа. Иначе мы придем к ложным выводам».

Тут стоит еще раз подчеркнуть некоторую декларативность и императивность восприятия традиций в сознании современных молодых людей. Отмечается, что традиции нужны, важны, но при этом респонденты, по крайней мере на сознательном уровне, их не фиксируют, в их жизни национальные семейные традиции просто сводятся к семейному застолью при разделении пищи, свадьбе, рождении и похоронах.

«Все семейные традиции основаны на укреплении родственных связей. Когда у казахов два рода объединяются, то люди еще друг друга не знают. Им надо познакомиться. Поэтому традиция “кадия” — дарение подарков — помогает выстроить доброжелательные отношения. С подарками связаны приход гостей, угощения и так далее. Еще одна важная семейнообразующая традиция жеті ата — каждый казах должен знать, какого он рода, чтобы не было внутриродственных связей», — рассказывает юрист и религиовед Айгуль Аубакирова.

«Семейные традиции перешли безболезненно в нашу жизнь и без них невозможны многие жизненные события — сватовство, свадьбы, праздники, связанные с рождением детей. У казахов по-прежнему популярна традиция беташар — знакомство невесты с будущими родственниками. Театральные инсценировки обычаев на свадьбах. Например, сюжета “Кыз-Жибек”, — объясняет г-жа Аубакирова. — В прошлое отошли традиции, связанные с суровыми климатическими и социально-политическими (конфликты, войны) условиями жизни. Например, в прошлое уходит традиция “әмеңгерлік” — если женщина вдовеет, то она должна выйти замуж за брата мужа или за кого-то из мужчин этого рода. Сейчас таких суровых условий нет, и женщины эмансипированы. Каждая казахская семья так или иначе соблюдает традиции, нельзя резко отделить современное от традиционного. Есть вещи непреходящие — устои. Например, уважение к старшим. Они не уходят, а переходят из поколения в поколение».

«Из актуальных и “вечных” традиций можно назвать отсутствие разделения родственников на ближних и дальних. Это крайне необходимая и в высшей степени позитивная составляющая, поскольку она делает общество более стабильным. Из уходящих за неактуальностью традиций можно назвать необходимость получения официального согласия родителей при выборе собственной семьи и путей ее создания, — говорит один из участников опроса, психолог, учитель Тимур Губайдулин. — В современных семьях соблюдаются три, на мой взгляд, самые важные традиции. Это регулярное поддержание общения с родственниками, память об ушедших и понимание детей как особой части общества».

Стратификация и сакрализация

Можно пойти дальше и увидеть в празднике способ сакрализации семьи. Конечно, этот вопрос требует дальнейшего детального изучения. Сами по себе такие праздники, как Новый год, Наурыз, Пасха, Курбан-айт — не являются семейнообразующими. Но вот традиция сбора родственников за одним столом для их празднования может способствовать легитимации семейных уз, так сказать, приведению их к общему знаменателю. Неудивительно, например, что некоторые студенты юридической специализации назвали в качестве семейного праздника День Конституции.

Думается, что в качестве семейных традиций национальные и религиозные праздники первым делом возникают не только в сознании казахстанцев и не только у представителей традиционных обществ. В современном обществе отправление праздников тоже остается важной поддерживающей семейные отношения традицией.

Кроме того, в качестве темы, которая требует дальнейшего социологического изучения и подтверждения, можно определить то, что именно на праздниках, по крайней мере в казахстанском обществе, закрепляется и демонстрируется социальная стратификация (например, обычай разделки отварной головы барана). Подчеркивается значимость гендерной, возрастной и профессионально-статусной иерархизации.

В определенном смысле модель семейных отношений проецируется на общество в целом, что характерно для традиционного патриархального уклада. Таким образом, респонденты бессознательно могли иметь в виду праздники как способ воспроизводства и закрепления семейного и общественного бытия.

Интернациональные ценности

Экспертный опрос-интервью был проведен и среди старшего поколения. Здесь получилось выделить две ценностно-возрастные группы — это окончившие вуз, работающие молодые пары 25–35 лет (недавно родившие или только собирающиеся заводить детей), а также социально состоявшиеся семейные казахстанцы старшего поколения с высшим образованием, преподаватели и бизнесмены 40–50 лет.

Представители первой возрастной категории — смешанные, интернациональные пары — обратили внимание на важность межэтнических браков. Если смешанных браков будет больше, традиции будут развиваться, взаимодополняться и видоизменяться, уверены они. В качестве семейных традиций молодожены так же, как и студенты, в первую очередь назвали праздники Наурыз и Пасху, которые обязательно празднуются в их семьях.

Респонденты подчеркнули, что празднуют государственные казахстанские праздники, помимо таких традиционно семейных, как «годик ребенку» и дни рождения. Они отметили, что сейчас в Казахстане в молодежной среде прижились модные западные праздники, носящие развлекательный характер. Например, Хэллоуин или День Святого Валентина. При выборе партнера национальность не играет решающей роли, главное, чтобы человек был хорошим, резюмировали они.

Поколение с семейным стажем и высшим образованием было более основательно и рефлексивно в своих выводах и продемонстрировало правовой и научно-теоретический подход к проблематике национальных семейных традиций.

«Первая функция семьи — воспитание. Вторая — поддержание родственных отношений не только в семье, но в отношениях с другими людьми. В-третьих, семья дает ощущение психологического комфорта, спокойствия и защищенности, — перечисляет доцент кафедры юриспруденции АФ СПбГУП Георгий Вардаев. — Традиция — это то, что сохранилось. Раз она сохранилась — значит современная. Общая для всех наций — традиция почитания старших. Есть народы, для которых она служит мерилом нравственности. Например, у чеченцев и ингушей почитание старших — это основа выстраивания отношений не только внутри этноса, но и с другими нациями и народностями. У казахов мерилом нравственной чистоты выступает гостеприимство».

Г-н Губайдулин отмечает, что сейчас даже в странах так называемого «третьего мира» происходят необратимые объективные изменения в сторону деформации старых устоев. «Хотя моя семья относится к ясно идентифицированной национальной группе (татары), я больше отношу себя к наднациональной группе, поскольку вижу гораздо больше сходства между людьми, чем различий, — говорит он. — Что касается вопроса относительно важности национальной самоидентификации, то здесь я больше склоняюсь к проявлению человеком его личностных качеств, поскольку именно они в итоге и определяют ситуацию».

Наш собеседник уверен: происходящие процессы глобализации оказывают положительное влияние на семью, приближая ее к общемировому социуму и давая возможность увидеть и принять параллельно существующие идеи и варианты.

Читайте редакционную статью: Для семейного просмотра

Нормальное отношение к смешению

Примечательно, что на вопрос об отношении к межнациональным бракам 90% ответили, что готовы иметь дело с представителями любой национальности, несмотря на любые различия. Только 10% считают, что межнациональные браки нежелательны, так как они увеличивают число разводов. Никто не выбрал вариант «испытываю раздражение при близком общении с людьми других национальностей».

«Семейное счастье не зависит от национальности», — подчеркивают 60% респондентов, 40% уверены, что межнациональные браки бывают счастливыми. При этом никто не разделяет мнения о том, что межнациональные браки могут быть несчастными.

«По сути, даже смешанная в национальном или этническом плане семья имеет свой “стержень”, значительной частью которого являются именно традиции. В этом смысле даже религиозные различия не являются настолько существенными, так как указанные в первоисточниках ценности по сути дублируются, и семья признается отражением этих ценностей», — считает психолог Тимур Губайдулин.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики